Четырехдневная рабочая неделя — решение всех проблем? Чему нас учит история
Дело не только в сокращении рабочих часов — сознание работодателей должно измениться
Предложение нового премьер-министра Финляндии Санны Марин ввести в стране четырехдневную трудовую неделю вызвало активные дебаты. Сторонники перемен вспоминают успешный кейс японского отделения Microsoft, где после введения четырехдневной рабочей недели продуктивность увеличилась на 40%. Критики уверяют, что укороченная трудовая неделя, как минимум, не выгодна низкооплачиваемым сотрудникам, людям с почасовой или посменной оплатой труда, а также учителям и медикам, которые и так с трудом успевают справляться со всеми своими повседневными задачами. Энтони Вил, профессор Сиднейского технологического университета, разбирается в истории трудовых нагрузок, регулирующего их законодательства и сегодняшних экспериментах по снижению рабочей нагрузки.
В 2018 году новозеландская финансовая компания Perpetual Guardian, в штате которой состоит всего 240 человек, провела эксперимент, освободив коллектив от работы по пятницам на восемь недель. Дополнительный выходной помог повысить продуктивность и мотивацию сотрудников. Основатель Perpetual Guardian остался настолько доволен итогами нововведения, что решил оставить четырехдневный рабочий график в компании навсегда.
Как сокращали рабочие дни и недели
Вил обращается к истории, чтобы показать, как проходили перемены в смене трудового графика и сколько времени они занимали.
На пике промышленной революции в 1850-е годы двенадцатичасовой рабочий день и шестидневная рабочая неделя (всего 72 часа) были нормой. Трудящиеся устраивали массовые протесты, чтобы заставить владельцев предприятий сократить рабочий день сначала до десяти, а затем до восьми часов.
Австралийские строители были в числе первых рабочих, добившихся официального восьмичасового трудового дня. Большинство трудящихся в других странах дождались этого лишь в начале XX века.
В качестве основных аргументов за сокращение трудового дня называли усталость, головокружение и другие симптомы ухудшения здоровья людей. Семьи нуждались в отцах, которые были бы примером для подражания для своих детей, а страны — в активных гражданах. Сокращение рабочей недели случилось лишь в середине XX века. Сначала — до пяти с половиной дней, затем — до пяти.
В 1970-е годы тема сокращения трудовой нагрузки снова стала актуальной: на этот раз за нее взялись феминистки и сторонники «зеленого» образа жизни. Их не устраивала перегрузка и нехватка времени на отдых — ведь женщинам приходилось не только работать, но и отвечать за быт.
XXI век принес нам больше возможностей для саморазвития, отдыха и заботы о себе, но вместе с тем, темп жизни еще сильнее ускорился. Количество дел не уменьшилось, а наоборот. Теперь быть просто хорошим специалистом недостаточно — нужно также уметь презентовать себя, быть в курсе последних трендов и новостей, заводить правильные знакомства и т. д. Пресытившись информацией и устав от ежедневных забот, мы мечтаем только о лишнем часе на сон или безделье.
Что поможет нам лучше отдохнуть: сокращение трудового дня или более длинный выходной? По мнению Энтони Вила, повседневные домашние обязанности, забота о ребенке или личные проекты часто заставляют нас ложиться спать позже, чем мы планировали. Он считает, что сокращенный рабочий день по этой причине удобнее лишнего выходного.
Лучше медленно, но верно
Сокращение трудовой нагрузки с 72 до 40 часов в неделю происходило не быстро: примерно по три с половиной часа за десятилетие. Переход к шестичасовому рабочему дню или к четырехдневной рабочей неделе означает снижение нагрузки на 20%.
Вил считает, что перемены лучше внедрять плавно. С ним солидарен бизнесмен Джон Ремптон: номинальные перемены ни к чему не приведут. Ведь помимо официального уменьшения количества рабочих часов, должны произойти перемены в сознании нанимателей. Какой толк от перемен, если руководитель привык, что сотрудники доступны в свой выходной и отправить письмо по работе можно в любое время суток.
Энтони Вил заключает: если мы хотим, чтобы перемены прижились, стоит начать с введения семи- или шестичасового рабочего дня.