«Свое дело — это работа 24/7». Оля Киселева — о том, как стать пекарем
Если вы по ночам после работы печете хлеб…
Оля Киселева окончила факультет журналистики МГУ, писала тексты про еду для московских изданий, а потом поняла, что ей и самой нравится работать на кухне. Сегодня она — основательница ремесленной мини-пекарни «Олин хлеб». Оля рассказала Цеху, как училась печь, какие книги читала и почему до сих пор продолжает учиться этому делу.
От текстов к хлебу
Моя бабушка, с которой у нас очень близкие отношения, полжизни работала поваром в ресторане. Дома она тоже много и вкусно готовила, и возможно, ген особого интереса к кулинарии передался мне от нее. Последние восемь лет я активно писала про еду — сначала для The Village, потом для «Афиши», и любила это дело. Готовила я тоже много, и получалось чуть интереснее, чем на среднестатистическом домашнем уровне. Мне всегда нравилось ходить по ресторанам и что-то из увиденного и попробованного я интуитивно привносила в свою еду.
Моя история с хлебом началась благодаря случаю, везению, искреннему интересу и большому труду — так же, собственно, и продолжается. В какой-то момент я стала угасать и чувствовала, что надо переключиться с журналистики на то, чем я хотела заняться давно — поработать на кухне. Я неплохо ориентировалась в ресторанном мире и знала, куда нужно идти. Как раз в тот момент шеф-повар Иван Шишкин запускал серию лекций «Приготовительные классы», и я почувствовала, что вот — это оно. Сначала я просто ходила на лекции, получала огромное удовольствие от новых знаний, но никаких планов на большее не строила. Видимо, желание было таким сильным, что однажды звезды сошлись, и после случайного разговора с Иваном я оказалась на кухне «Юности», где начала учиться печь хлеб. У меня сразу что-то получалось, но было понятно, что хлеб — необъятная тема, жизни не хватит, чтобы все узнать. Это меня только вдохновляло и подстегивало продолжать.
Так в хаотичном режиме я около полугода пекла в ресторане — что-то раздавала, что-то продавала, и делала это скорее из спортивного интереса, нежели с конкретной целью. После немного ушла в отшельничество — засела дома с книгами, которые заказала на Amazon, пробовала новые рецепты и параллельно писала про еду. В первую очередь я пекла хлеб для себя и близких. Я всегда была очень избирательна в продуктах на каждый день, и обеспечивать себя качественным хлебом мне, конечно, нравилось. Кроме того, в Москве в 2016 году классного хлеба практически не было. Говорить о критериях можно долго, но если вкратце, то такой хлеб не засыхает на второй день благодаря длительной ферментации теста, у него открытый мякиш с большими дырками, насыщенный вкус и хрустящая корка.
Два года назад я брала интервью в только что открывшемся баре «Вода», встретила там основателя Виталия Бганцова и, слово за слово, рассказала про свое хобби. Он предложил привезти хлеб на дегустацию, а после — печь для них трижды в неделю по несколько буханок. Бар открывался вечером, поэтому график для меня был идеальным: накануне я замешивала тесто, а днем пекла. В целом весь процесс занимал около суток.
На тот момент я уже завела хлебный инстаграм и просто выкладывала фотографии, опять же скорее для себя. Подписчики подтягивались сами, а затем стали писать с просьбами заказать хлеб — так у меня появились постоянные покупатели, которые со мной до сих пор. Все заказы я отвозила в «Воду», люди оставались на коктейль, а потом приходили в бар снова и уже не только за хлебом — в общем, пазл сошелся.
У меня не было идеи срочно открыть свой цех или пекарню — я понимала, что это логичное продолжение дела, но мне нравилось развиваться максимально поступательно. Я много общалась с поварами и видела, что работа на кухне — очень тяжелый труд, и по-настоящему круто могут делать только маньяки. Люди целиком отдают себя делу, часто невыгодному с материальной точки зрения, да и в ущерб здоровью.
Количество заказов росло, и через полгода продолжать печь дома стало уже невозможно. На кухне повисло облако из муки, дом перестал быть местом, где я отдыхала. Мне очень везло на всех этапах, и на этом тоже: благодаря поддержке Виталия я переехала на кухню его нового бара Veladorа, где стала делить пространство и оборудование с поварами. Я в очередной раз поняла, что обожаю кухню и ловлю там дикий кайф, часто гораздо больший по сравнению с написанием текстов.
7 книг и блогов для пекарей. Советует Оля Киселева
Flour, Water, Salt, Yeast, Кен Форкиш. Идеальная книга для новичков. На мой взгляд, более функциональная, чем обожаемая многими Tartine Bread — все рецепты изложены максимально подробно, и распределены в книге по принципу от простого к сложному; отдельная глава посвящена пицце. Помимо этого, Кен Форкиш, бывший офисный клерк и ныне хозяин пекарни Ken’s Artisan Bread в Портленде, рассказывает, как он к этому пришел.
Modernist Bread, Натан Мирвольд. Роскошный и дорогущий пятитомник очень уважаемого в профессиональной среде автора. Огромный массив информации о хлебе, который только можно собрать на сегодняшний день. Для тех, кто настроен серьезно.
Tartine Bread, Чед Робертсон. Атмосферная книга известного на весь мир калифорнийского пекаря Чеда Робертсона, которая получилась особенно красивой благодаря его напарнику, по совместительству фотографу. Счастливые люди серфят, пекут, готовят еду из «вчерашнего хлеба» и рассказывают об этом. Книга дает базовые знания о знаменитом тартине — хлебе на закваске с открытым влажным мякишем и той самой хрустящей коркой. Переведена на русский!
The Perfect Loaf. Американец Маурицио Лео печет хлеб дома и делает это на очень профессиональном уровне. В его блоге можно найти информацию о том, как самостоятельно соорудить холодильник для расстойки теста или испечь булочки с корицей на закваске. Оформлен блог покруче многих книг.
Artisan Bryan. В блоге пекаря с латино-американскими корнями Брайна Форда из Нового Орлеана наряду с современными рецептами буханок на закваске можно найти инструкции по приготовлению традиционного кубинского сэндвича или кокосового хлеба. Бывший программист безумно увлечен темой хлебопечения и пишет книгу, которая вот-вот должна поступить в продажу.
Claudio Perrando. Клаудио Перрандо — адепт высокой гидратации, долгой ферментации и легкого как пушинка мякиша. Смотрю на его работы и руки чешутся. На сайте есть онлайн-курсы и немного рецептов, но больше всего информации в его инстаграме.
Breads from the La Brea Bakery: Recipes for the Connoisseur, Нэнси Силверстон. О шеф-поваре Нэнси Силвертон я впервые узнала из выпуска сериала Chef’s Table. В 90-е она открыла пекарню в Лос-Анджелесе и примерно в это же время написала книгу. Никаких картинок, длиннющие рецепты в унциях, закваска на винограде — издание для таких же хлебных маньяков, как она.
Поиск соратников, а не сотрудников
Год назад по соседству с Veladora открылся дружественный бар Bambule и объем моей работы увеличился примерно в два раза. Если до этого я еще как-то справлялась одна, то теперь вариантов не оставалось — мне нужны были люди. Я начала искать их своим любимым способом: решительно посылать сигналы в космос и смотреть по сторонам. Требования были примерно, как на австралийскую визу: главное, чтобы человек был хороший, а остальное приложится. Еще одно условие — серьезные долгосрочные намерения и готовность много работать. Мне неинтересно нанимать просто сотрудников на время, мне нужны соратники с головой на плечах и искренним интересом к делу. Люди, которые появились у меня прошлым летом, сейчас не выходят в смены, но я знаю, что в экстренном случае всегда могу позвонить им и они, как Чип и Дейл, придут на помощь.
Сейчас со мной в команде работают две девушки — самые настойчивые и увлеченные из 50 человек, ответивших на мое объявление о поиске, которое я опубликовала в инстаграме этой зимой. Наш основной график работы — с раннего утра до полудня, чтобы не сильно мешать работе поваров. Но на деле он более хаотичный: я подстраиваю его под условия и иногда замешиваю тесто во время шумных вечеринок или даже дома, как в старые добрые времена. Наша работа не про деньги в первую очередь, но по сравнению с зарплатами на рынке я плачу очень хорошо — 6-часовая смена стоит почти так же, как и 12-часовая смена повара в приличном ресторане.
Как правило, я учу людей с нуля, и начало никогда не бывает легким. Я поддерживаю и прошу не расстраиваться — к сожалению, правда придется пройти через миллион ошибок, прежде чем хлеб получится таким, как надо. Это нужно просто принять, списать очередную партию плоских ребят и выпить хороший кофе. Примерно на второй месяц все устаканивается, и из печи почти всегда выходят пухлые румяные красавцы. Почти — потому что это жизнь.
4 совета начинающим пекарям от Оли Киселевой
Выберите классную пекарню и наставника, который вам близок. Это важно в любом деле. Мне повезло с компанией как в самом начале пути, так и сейчас — работа рядом с шеф-поварами Юлией Кирдода и Вадимом Сарапом, да и всей командой бара Veladora учит меня многому.
Организуйте себе параллельный доход. Вы сразу начнете получать деньги за работу, но будьте готовы — это не те суммы, на которые можно разгуляться. На книги и необходимый инвентарь тоже придется потратиться. Можно использовать обычную духовку, но понадобятся чугунные котелки, каждый из которых стоит минимум 3-4 тысячи рублей, полотенца для расстойки, контейнеры для замеса, бритвы для нарезки хлеба и еще по мелочи. Такой же стандартный набор нужен и для мини-пекарни, просто в увеличенном объеме.
Экспериментируйте. Один из видов хлеба, который я пеку третий год, до сих пор можно совершенствовать. Да и в целом хлебная тема необъятна и в ней можно развиваться бесконечно. Читайте, пеките, читайте, пеките, и так до бесконечности. Благо, информации на эту тему с каждым днем становится все больше.Учите английский. Это необходимый инструмент современного пекаря, так как классной профессиональной литературы на русском, к сожалению, по-прежнему мало. Разговорного уровня вполне достаточно, а десяток базовых терминов вы точно запомните со второго раза.
Образование и бизнес
Я люблю слушать разные лекции, в том числе о бизнесе и деньгах — в этом я не очень сильна. В моем окружении становится все больше тех, кто развивает свои проекты — у них я тоже учусь. Предпринимательская жилка у меня не особо развита, я просто занимаюсь тем, что нравится. Тем не менее, любимое дело может и должно приносить заработок. Во-первых, это очень вдохновляет, а во-вторых, без этого проект не может развиваться. Психологическая отдача важна в равной степени и дает поистине колоссальный заряд энергии — я до сих пор удивляюсь, откуда у меня берутся силы, когда я отдаю покупателю пакет с хлебом и обмениваюсь с ним парой слов. Но! Ингредиенты надо закупать, а людям достойно платить.
Я довольно долго перестраивалась на то, что ремесленный хлеб не может стоить дешево. Хотя бы потому, что делается сутки и полностью вручную! Даже несмотря на огромную поддержку моих покупателей, которые на повышение цены отвечали «Поздравляем вас, давно пора!», самые небольшие изменения давались мне тяжело. Я прошла через много ошибок, накручивала себя — например, я запустила доставку только полгода назад, хотя могла это сделать в первый же день. Люди действительно готовы платить за хорошее качество — а даже если нет, они это решат сами.
Самообразование — фундаментальная штука, на которую уже можно нанизывать всевозможные мастер-классы, курсы и стажировки. Если бюджет и свободное время не ограничены, то лучше ехать за границу — список специализированных мест найти легко. При желании можно обучиться чему угодно и в России, где индустрия ремесленного хлеба только зарождается. В конце концов, многие всемирно известные современные пекари — самоучки.
Я не могу назвать себя только пекарем — у меня свое дело, и это работа 24/7. Я не только пеку, но и занимаюсь другими вещами — организовываю работу курьеров, принимаю заказы, публикую посты в инстаграме, посматриваю помещения и периодически выступаю в роли психолога или даже грузчика. У меня по-прежнему нет бизнес-плана, но я точно знаю, что нахожусь на своем месте.