Что такое социальное предпринимательство? Как помогать и зарабатывать одновременно
Разбираемся вместе с соосновательницей Impact Hub Moscow Екатериной Халецкой
Мы часто слышим о социальном предпринимательстве, но не до конца понимаем, что это такое. Иногда его путают с расплывчатым оборотом «социальная ответственность бизнеса», которую любят упоминать в своих речах чиновники. Совместимы ли построение эффективной компании и благотворительность? Можно ли заработать, решая общественные проблемы? В Москве уже пять лет работает Impact Hub — площадка, призванная собрать социальных предпринимателей вместе и помочь им развить свои проекты. Вместе с ее соосновательницей Екатериной Халецкой в теме разобрался «Цех».
Социальное предпринимательство — это способ решения социальных проблем с помощью бизнеса. Эта концепция работает в самых разных сферах — помощи людям с ограниченными возможностями, образовании, экологии, защите животных и многих других. «Конечно, есть примеры, где предпринимательство невозможно: хоспис может работать только на благотворительные деньги и никакого механизма для заработка там нет, — рассказывает соосновательница Impact Hub Moscow Екатерина Халецкая. — Но в целом благотворительная идея будет более устойчивой и сможет дольше существовать, если к ней придумать бизнес-модель».
Когда социальный предприниматель создает свой бизнес-проект, он фокусируется не на прибыли, а на эффективно работающей модели. Главное здесь не заработок, а социальная отдача. «Деньги — это лишь механизм для того, чтобы включить в экономику свою целевую группу. Если фонд помогает людям с ментальной инвалидностью финансово или дает бесплатных сиделок — это одно, а когда этих же людей вовлекают в трудовую деятельность, это дает совершенно другой результат. Их подопечные становятся настоящими членами общества, включенными в обычную жизнь», — объясняет Халецкая.
Социальное предпринимательство еще не стало мейнстримом. Во всем мире в этой сфере занято менее 3% населения. В России новая инициатива часто сталкивается с непониманием: можно ли зарабатывать в социальном секторе и как сохранить при этом этический и финансовый баланс? «Когда люди видят наши проекты, они не всегда могут понять, что это ростки новой экономики. Многие считают, что в этой сфере невозможно создать успешный бизнес-проект, — говорит соосновательница центра. — Чтобы убедить людей в обратном, мы показываем, как благотворительные инициативы могут зарабатывать».
5 успешных социальных бизнес-проектов
Благотворительный магазин, продающий подержанную одежду известных брендов по сниженным ценам. Прибыль от продаж товаров идет на оплату аренды магазина и зарплаты сотрудникам, остальные средства передаются на благотворительные цели. Сегодня в Москве действует более 30 пунктов приема и четыре магазина, в которых любой желающий может оставить свою ненужную одежду.
Открытое пространство в Санкт-Петербурге, где взрослые люди с ментальными нарушениями вместе с профессиональными наставниками и волонтерами работают в керамической, графической, швейной, кулинарной и столярной мастерских. Все произведенные товары можно купить в магазинах проекта и некоторых кафе города. В этом году «Простые вещи» планируют открыть своё инклюзивное кафе.
Онлайн-сервис, где пользователи помогают бездомным животным из приютов по всей стране. В режиме реального времени они могут наблюдать за кошками и собаками, кормить и ухаживать за ним дистанционно через посредников, оплачивая все услуги специальными баллами. Когда животному будет оказана выбранная услуга, пользователь получит отчёт о потраченных средствах.
Экспериментальная площадка для старшеклассников, цель которой — помочь молодым людям научиться с большей осознанностью относиться к собственной жизни. Проект проводит профориентационные лагеря для учеников общеобразовательных школ и воспитанников детских домов. В программу входят встречи с экспертами из разных сфер, обучение и работа над своими идеями.
Маленькое производство фруктовых и овощных каш быстрого приготовления в эргономичной упаковке с эко-ложкой внутри — выпускник Impact Hub Moscow. Кулинарный проект направлен на трудоустройство людей с особенностями развития: сейчас на производстве работают шесть постояльцев психоневрологических интернатов. Создатели проекта несколько раз меняли продукт, адаптировали производство и искали рынок сбыта, сегодня продают каши онлайн и в кафе Санкт-Петербурга.
По словам Халецкой, стартапам в сфере социального бизнеса сложнее добиться успеха. С одной стороны, предпринимателям нужно решить конкретную социальную проблему, а с другой — создать товар, отвечающий потребностям рынка. «Условная мастерская должна работать на потребителя, а не существовать лишь как пункт социального трудоустройства. Товары должны быть классные, подходящие не только для подарков, но и для повседневных нужд», — подчеркивает она. Если предприниматель не подкован коммерчески, а пришел из сферы благотворительности, шансы на успех довольно малы.
Как Impact Hub помогает предпринимателям
Impact Hub в Москве открыли четыре человека — три девушки из России и один англичанин. Все они работали в разных странах и разных сферах, но одновременно заинтересовались феноменом социального предпринимательства. Екатерина жила Нидерландах и видела, как работает Hub в Роттердаме, а её коллега участвовала в открытии филиала в Сингапуре. Четвертый сооснователь — Эндрю Гренфелл — приехал в Россию из Лондона на социальную стажировку и сам решил открыть Hub. Эндрю написал об этом организаторам международной сети и выяснил, что он не единственный желающий. В 2013 году команда объединилась и запустила первую программу Social Impact Award, а в конце 2014 открыла площадку для социальных предпринимателей в Хохловском переулке.
Международная сеть Impact Hub позиционирует себя как коворкинг и комьюнити место для предпринимателей — сообщество создавалось благодаря площадке. Люди, занимающиеся социальными проектами, приходили туда, общались с коллегами, заводили полезные знакомства. «Когда мы открылись, у нас было не совсем так. Наша площадка атмосферная, но маленькая, поэтому мы сделали ставку на обучающие онлайн-программы, — объясняет Халецкая. — Мы собирали людей не только вокруг площадки, но и вокруг контента. В заграничных хабах обучающих активностей меньше. Можно сказать, что наш хаб пошел даже дальше, многие только сейчас переходят на образовательную модель».
Услуги коворкинга Impact Hub Moscow по-прежнему предлагает, но упор сделан на профессиональном нетворкинге и информационной поддержке проектов. Большинство программ в центре бесплатные. При этом никакой финансовой поддержки от государства или международной сети у проекта нет. Наоборот за деятельность в рамках международной сети команда сама отчисляет взносы. Центр самостоятельно ищет себе ресурсы: на старте он получил грант от международного фонда Citi, затем к проекту присоединились другие партнеры. Параллельно центр начали делать обучающие программы на заказ.
Бесплатные обучающие программы Impact Hub
Social Impact Award — программа для стартапов
«Чтобы прийти в Social Impact Award, нужна только идея проекта. На её основе заполняется масштабная заявка с подробным описанием. Эксперты оценивают все идеи и отбирают финалистов. Они получают возможность работать в инкубаторе с кураторами и экспертами, которые помогут им „докрутить“ свои идеи. В этом году из 150 отбор прошли 55».
«Начни иначе» — программа для инклюзивных организаций
«В этой программе мы смотрим на те организации, которые существуют минимум полгода и имеют опыт продаж. Мы смотрим, что у них получилось и как можно достичь еще больших результатов. За 10 недель эксперты помогут найти для проекта новые источники доходов и способы оптимизации расходов, что гораздо более важно в долгосрочной перспективе, чем получение грантов».
50+ — программа для предпринимателей старшего возраста
«Здесь мы ждем начинающих предпринимателей старше пятидесяти лет. Особенных критериев отбора нет. Однако мы заметили, что успешнее всего обучение проходят те, кто работал в финансах или близкой сфере, а затем решил организовать свой бизнес. Наша миссия в этом проекте — решить проблему трудоустройство людей старшего возраста: они получают занятость в своем проекте».
Большинство социальных проектов сегодня ориентированы на людей с инвалидностью, но в Hub приходят люди с разными идеями. Самые популярные сферы — это обучение и образование всех видов, экологические проекты и трудоустройство разных незащищенных групп.
Говоря о дальнейшем развитии, Халецкая выступает против «гетто из социальных предпринимателей». По ее словам, сейчас важно выделить этот термин и «еще несколько лет пожить с этим ним». «Но в какой-то момент социальный бизнес начнет перерастать в другие сектора. Масштаб этой практики увеличится, люди поддержат социальных предпринимателей, компании начнут перенимать их принципы и лет через 30-50 все перемешается. Тогда социальное предпринимательство перестанет быть уникальным кейсом — и это правильно», — выражает надежду соосновательница Impact Hub Moscow.
Сегодня в центре работают только женщины и это отражает ситуацию в социальной сфере в целом — мужчин здесь мало. На обучающие программы тоже в основном ходят женщины. После того как англичанин Эндрю Гренфелл уехал три года назад, молодые люди не приживались в команде Impact Hub Moscow. «Они настроены на быстрый карьерный рост, а в социальной сфере его нет. Объективно говоря, зарплаты здесь меньше, а работы больше. Без энтузиазма не обойдешься. Им сложно терпеть и ждать», — заключает Халецкая. Впрочем, она замечает, что в последнее время ситуация в отрасли, наконец, стала меняться — гендерный баланс начал медленно выравниваться.