Как быстро наладить управление компанией, которая стремительно развивается. 6 простых советов от директора по продукту Учи.ру
Метод проб и ошибок самой популярной российской платформы для школьного обучения
«Учи.ру» — крупнейшая российская образовательная платформа, число пользователей которой насчитывает 8 миллионов человек. Сегодня в команде работают 500 сотрудников, а еще 6 лет назад их было 15. Специально для «Цеха» директор по продукту «Учи.ру» Иван Себедаш рассказал, как им удалось при стремительном развитии делегировать полномочия в командах и при этом контролировать все процессы.
Платформа «Учи.ру» в нынешней своей концепции — интерактивные и анимированные онлайн-курсы, олимпиады и обучающие игры для школьников — запустилась в 2014 году силами небольшой команды, насчитывающей не более 15 человек, и уже к следующему году на ней занимались полмиллиона детей. Параллельно мы осваивали и зарубежный рынок: в 2015 году сервис вышел в США под брендом Happy Numbers, к 2017 году — в Китае, ЮАР, Индии и Бразилии. В последние годы компания продолжала активную экспансию на восток, запустив продукт в Индонезии, Вьетнаме и Индии.
Спустя 6 лет после запуска первого курса «Учи.ру» превратилась в самую популярную платформу для школьного обучения России. Активная аудитория учеников в апреле 2020 года достигла 8 миллионов, выросли и проекты в других странах: в странах БРИКС и США. Число пользователей за рубежом превысило отметку в 3 миллиона.
В компании сегодня работают 500 человек в шести городах: в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Ульяновске.
В 2014 году на платформе был единственный курс — задачи по математике для начальных классов, в 2015 году запустились онлайн-олимпиады. В течение следующих лет постепенно стали появляться новые предметы: русский язык, английский для начальных классов, математика для средней и старшей школы, программирование, курс по целеполаганию и другие образовательные продукты. Число пользователей росло с большой скоростью.
К 2018 году функционал платформы стал гораздо сложнее, чем при запуске. Помимо разработки новых курсов, олимпиад и игр, нужно было работать над личными кабинетами учителей, учеников и их родителей: делать их более удобными, повышать вовлечённость.
Мы продолжали нанимать новых сотрудников, рос отдел разработки. В начале продуктовая команда состояла из руководителя и 4 человек (разработчик, дизайнер, аналитик и email-маркетолог), вскоре команда расширилась до 10 человек, потом стало уже 2 команды по 10 человек. Команды становились все более самостоятельными и независимыми, у них появлялись все более четкие и измеримые цели и все больше свободы в том, как именно этих целей достигать. Сейчас в Учи.ру 15 автономных продуктовых команд по 10 человек.
С чем мы столкнулись при масштабировании процессов
- Решения о нововведениях принимались долго. Инициативные сотрудники предлагали все больше новых идей по развитию продукта и вводу новых функций, но процесс рассмотрения затягивался. Нужно было поставить гипотезу на очередь в исследовательскую студию, получить добро и только потом начинать разработку.
- Коммуникационная проблема. Над продуктом одновременно работало множество команд, но без инструментов синхронизации им стало сложно координировать свои действия.
- Оценка суммарного эффекта от работы продуктовых команд. Простое арифметическое сложение результатов А/В-тестов завышает итоговые показатели, потому что новый функционал может взаимно влиять друг на друга, приводя к каннибализации тестов.
- Продуктовым командам не хватало ресурсов, чтобы углубиться в проблемы конкретной аудитории. У проекта «Учи.ру» три целевые аудитории пользователей (родители, учителя и ученики), можно выделить и четвертый, особый тип аудитории — государственные служащие. Продакт-менеджеры работали над решениями одновременно для всех, и отсутствие фокуса не позволяло погрузиться в контекст каждого сегмента аудитории.
- Вертикальная структура управления. Такой подход исключал независимость команд и не создавал привлекательных условий для найма продакт-менеджеров с высокой квалификацией со стороны, для которых важна автономия в работе.
- Продакт-менеджерам в отсутствие полноценных автономных команд было сложно прогнозировать свои результаты. Соответственно, топ-менеджмент не мог требовать их выполнения. Таким образом, результат в компании зависел не только от компетентности продакт-менеджеров, но и от доступности в компании необходимых ресурсов.
Делегирование и контроль
Чтобы решить эти задачи, повысить прозрачность работы и эффективность продуктовых команд, сократить время на вывод новых функций, в 2018 году мы начали менять организационную структуру компании и внедрять новые процессы делегирования и контроля. На отладку процессов ушло примерно полгода.
Что мы сделали:
- Автономия команд. Вместо вертикальной структуры появились независимые друг от друга и автономные продуктовые команды, каждая со своей зоной ответственности. Сейчас таких команд 15. В каждую входит около 10 человек: это разработчики, дизайнеры, QA и аналитики. Они занимаются своим участком работы под руководством продакт-менеджеров, которые обладают большими полномочиями в принятии решений. Например, одна команда занимается личным кабинетом учителя, делая его более удобным; вторая — первой сессией ученика, которая должна вовлечь и удержать новых пользователей; третья — соревновательными механиками; четвертая — монетизацией, то есть стимуляцией родителей к покупке платной подписки. Такая горизонтальная структура управления позволяет быстро принимать решения и быть ближе к своей части аудитории.
- Тотальное тестирование. Мы начали тестировать и измерять эффекты от любого нового функционала. Теперь каждый участник команды обладает полномочиями самостоятельно провести быстрое качественное исследование на нескольких пользователей, а потом прийти с идеей нововведения к продакт-менеджеру. После этого идея проходит несколько этапов тестирования: примитивный прототип, A/B-тесты на небольшой группе — 5-10% пользователей, расширенное тестирование на 50% пользователей.
- Челленджи — специальные встречи, где команда презентует свои планы перед продакт-менеджерами других команд. Это своеобразная защита гипотез перед оппонентами, которые задают острые вопросы, ищут слабые места, предлагают улучшения. Конечное решение остается за руководителем направления, но челленджи помогают ему получить ценную обратную связь и критику, на основе которых можно усовершенствовать нововведения.
- Метрики эффективности, которые пронизывают любой процесс. Ключевые метрики для команд могут отличаться, как и цели на квартал. Например, команда по разработке соревновательных механик может поставить цель увеличить метрику вовлеченности учеников на 10% за этот период, команда первой сессии ученика — поднять уровень Retention. Команды сами выбирают путь к повышению метрик, не согласовывая свои действия с топ-менеджментом (кроме стратегических решений). При этом они обязательно опираются на обратную связь от пользователей.
- Вечные контрольные группы. В начале учебного года мы выделяем небольшую часть аудитории, которая в течение учебного года не получает никаких нововведений, даже успешных. В конце периода мы сравниваем пользовательские метрики и выручку этого сегмента и аналогичные показатели у остальной аудитории. Это помогает увидеть чистый эффект от работы продуктовых команд. Например, в прошлом году с помощью «вечной контрольной группы» мы выяснили, что наработки команд принесли компании прибыль в несколько раз больше, чем инвестиции, которые были затрачены на сами команды. В результате мы увеличили их количество в полтора раза.
- Синхронизация между командами. Чтобы процессы были эффективными и каждая группа понимала единую цель проекта, мы начали уделять повышенное внимание коммуникации между командами. На регулярных общих встречах продуктовых команд мы обсуждаем текущие вопросы, новые гипотезы, причины удачных или неудачных решений. Так все члены команды находятся в общем информационном поле, каждый понимает, на какой стадии находится текущая фаза проекта. На встречах продуктовых команд, а затем — внутри каждой команды, становится понятно, насколько важна работа каждого для достижения результата.
- Удобные инструменты для совместной работы. Например, почти все члены продуктовых команд, включая продакт-менеджеров, дизайнеров, методистов и разработчиков, используют Figma. Это совместное рабочее пространство, где гипотеза проходит все стадии от момента зарождения до релиза. С помощью Figma команды взаимодействуют внутри и между собой. Например, дизайнеры из разных команд делятся своими наработками, комментируют чужие макеты, благодаря чему еще на начальных стадиях можно учесть опыт коллег и заложить возможные ограничения. Это помогает координировать разработку и не только не мешать друг другу, но и соединять усилия там, где это необходимо. Помимо этого, мы используем множество других инструментов — например, Notion, с помощью которого формируем «внутреннюю Википедию».
Процессы на зарубежных проектах
Продуктовая культура «Учи.ру» сегодня едина, мы придерживаемся четких и универсальных KPI при разработке платформ для разных рынков. При этом есть определенная специфика.
Для работы на зарубежных рынках создана не только специальная команда в России, но также задействован ряд экспертов «на местах», которые принимают активное участие в проработке стратегии развития и продвижения продукта в странах присутствия и в особенности помогают адаптироваться под местные особенности и требования.
Не секрет, что на расстоянии сложно провести полноценное исследование специфики рынка, конкурентов, потребностей аудитории — а без этих данных очень сложно найти проблему, которую должен решить продукт. Кроме того, запуск на незнакомом рынке — это всегда в той или иной степени вывод нового продукта, и относиться к этому нужно соответственно. «Снять кальку» со стратегии, которая работала в России или другой стране присутствия, не получится. Продукт и бизнес-модель приходится серьезно адаптировать под новый рынок, учитывая многие факторы: ментальные, пользовательские, технические.
Экспортная команда формируется из:
- Российских сотрудников, которые при запуске продукта временно переезжают (или регулярно ездят) в новый для себя регион и погружаются в контекст рынка и аудитории.
- Местных сотрудников — носителей сильной локальной экспертизы. С их помощью можно вовремя выявить и обогнуть разнообразные подводные камни, которые обязательно встретятся на новом и еще незнакомом рынке. Например, в Бразилии мы столкнулись с совершенно неочевидной особенностью: популярностью модели продаж B2G2 °C (бизнес-государство-потребитель). В России родители платят за подписку на онлайн-занятия (сверх того, что «Учи.ру» дает в бесплатном доступе), для школ наш сервис совершенно бесплатный. А в Бразилии школы часто покупают курсы сами и дальше перепродают с наценкой семьям учеников.
Когда компания стремительно растет, а продукт масштабируется и усложняется, это неизбежно приводит к изменениям в организационной структуре. Они должны иметь два направления: с одной стороны, нужно давать больше свободы тем, кто непосредственно занимается продуктом и общается с пользователями, сокращая тем самым время на принятие решений, с другой — вводить прозрачность и измеримость всех действий с помощью четких регламентов и KPI.
Все самое важное и интересное собираем на нашей странице ВКонтакте