Ученые проводят операции на головном мозге бабочек, чтобы понять, как они используют магнитное поле для навигации
Ученые до сих пор не понимают, как некоторые насекомые год за годом возвращаются в одно и то же место во время миграции. Известно, что они используют магнитное поле для навигации, но как именно все еще остается загадкой. Чтобы ее разрешить, исследователи проводят операции на головном мозге бабочек монархов. Об этом сообщает The New York Times.
Нейробиолог из Норвежского университета науки и технологий Робин Гроб фиксирует бабочек под микроскопом, вставляет в их головы четыре электрода, которые тоньше человеческого волоса, и герметизирует голову силиконом, чтобы электроды не смещались.
Затем он помещает насекомое в авиационный тренажер — открытый металлический цилиндр размером с кофейник. Внутри бабочка должна была быть привязана и летать через тщательно контролируемое магнитное поле. Одно резкое движение в пути могло сместить электроды и сорвать многочасовую операцию. Но если бы бабочка пережила перенос а тренажер, а электроды остались на месте, ученые смогли бы зафиксировать точный момент, когда её мозг почувствовал магнитное поле, подобное тому, которое направляет бабочек-монархов по континенту.
Для навигации животное может использовать два основных чувства: чувство карты и чувство компаса. Чувство карты — это способность животного определять свое текущее положение относительно определенного места. Чувство компаса — это способность животного использовать внешние ориентиры для направления движения в нужном направлении.
Некоторые животные, например черепахи логгерхед, обладают обоими видами чувств. У насекомых же часто есть чувство компаса, но нет чувства карты. Однако нервная система насекомых проще, чем нервная система других животных. Поэтому проводить операцию на мозге бабочек легче.
Тем не менее у бабочек монархов более 100 млн нейронов в мозге, а электроды подключают только к четырем из них, которые находятся в области, отвечающей за ориентацию в пространстве. Поэтому ученые действуют вслепую и не уверены, что каждый раз выбирают верные нейроны.