«Люди склонны потреблять, а не владеть»: коммерческий директор «МТС Юрент» — о том, как продвигать электросамокаты
И делать это без особых трат
К электросамокатам все относятся по-разному: кто-то не представляет без них свою жизнь, а кто-то считает транспортной угрозой. Как справляются с критикой сами компании кикшеринга? Попросили ответить на этот и другие вопросы коммерческого директора компании «МТС Юрент» Илью Светлова, который 3 июля выступит на конференции Silver Mercury Network, где подробнее расскажет о том, как развивает бизнес.
«Была очевидна потребность в микромобильности»
До карантина никто особо не задумывался о том, возможно ли построить бизнес на шеринге самокатов. Но вера в то, что модель шеринга может создать устойчивый бизнес, однозначно была: люди все чаще выбирают потреблять, а не владеть — эту тенденцию сложно не заметить. К тому же была очевидна потребность в микромобильности, которую никто до появления самокатов не закрывал.
Основные игроки будущего самокатного рынка появились почти одновременно: Whoosh и «МТС Юрент» немного раньше, «Яндекс Gо» — позднее. В то время международные компании кикшеринга уже существовали, в основном в Европе, где в принципе очень развита микромобильность, все ездят на велосипедах.
Так что у российских компаний ориентиры были, хотя тогда даже международные сервисы были не столько крупными игроками, сколько небольшими успешными бизнесами. Сегодня мы выбились далеко вперед: российские компании сейчас самые передовые в сфере кикшеринга.
«Самокаты стали неотъемлемой частью рутины многих людей»
Самокаты очень быстро набрали популярность. Сначала многие рассматривали их как развлечение: брали самокат, чтобы покататься в выходной, как катаются на роликах. А потом все изменилось: их стали использовать как ежедневный транспорт. Так самокаты стали неотъемлемой частью рутины многих людей.
Со временем в сферу проникли технологии, дали мощное развитие бизнесу. Например, когда все только начиналось, у самокатов была несъемная батарея, так что, когда они разряжались, их приходилось увозить в цех, заряжать и привозить обратно. Это было долго и затратно. Поэтому разработали съемные батареи: теперь сотрудник может подъехать, оперативно поменять батарею — и самокат снова в строю.
Развитию бизнеса способствовала и экспансия — сейчас во всех миллионниках России есть сервисы шеринга. Мы идем дальше, развиваем кикшеринг в городах с населением в несколько тысяч, потому что это востребовано практически везде, где есть потребность в транспорте. Развиваемся в основном через франшизу — активные ребята из небольших городов покупают и запускают сервис в своих городах. Это выгодно и нам, и ребятам: для нас это экспансия, для них — деньги.
«Периодически возникают инициативы об ограничениях — мы к ним относимся с пониманием»
Вместе с популярностью к электросамокатам пришла и неоднозначная репутация — это факт. Сработал человеческий фактор: люди не соблюдали ПДД и правила использования, происходили столкновения. На самом деле нарушений было не так много, как кажется, — по нашей статистике, всего около 1% пользователей нарушают правила. Однако они создают негативный фон, с которым мы активно боремся.
Периодически возникают инициативы об ограничениях — мы к ним относимся с пониманием. Регулирование рынка — это хорошо, очень много мы делаем и сами. Внедрили внутренние штрафы, которые кратно превышают штрафы КоАП и стимулируют пользователя не нарушать правила: не кататься пьяным, не ездить вдвоем, не передавать транспортные средства на управление детям. С этой же целью сейчас мы идем в сторону идентификации клиентов — в этом году в Москве запустили обязательный параметр: теперь нужно привязать к своему аккаунту Mos.ID, чтобы мы верифицировали возраст.
Нарушения правил отслеживаем несколькими способами. Разумеется, есть неравнодушные граждане, которые могут сообщить, что кто-то нарушает правила, — для этого у нас есть бот, который работает на всех операторах: можно прислать фотографию самоката с нарушением, указав время и место.
Помимо этого, работает наша операционная команда, которая заряжает самокаты и перевозит их с одной точки на другую, — она тоже следит за соблюдением ПДД. А некоторые новые самокаты позволяют отслеживать количество человек, которые на нем едут.
Многие инициативы Дептранса тоже оказываются очень полезными — например, в Москве есть ограничение по количеству самокатов, которые мы можем поставить. Это позволяет качественно работать в регионе — в сотрудничестве с администрацией.
«Мы страхуем даже пешеходов»
Еще около трех лет назад в сфере электросамокатов было много разных локальных компаний. Сейчас все изменилось — рынок, по сути, держится на трех сервисах: «МТС Юрент», «Яндекс Go» и Whoosh. Они все похожи, так как продукт в целом один и тот же, но на самом деле немного отличаются: и в продукте, и в бизнес-моделях.
Есть, например, программы лояльности — они свои у каждого сервиса. Программы лояльности дают клиенту выгодные предложения, какие-то бонусы, которые ты получаешь за использование сервиса. Наше яркое отличие от других компаний — мы работаем с «витринами» наших партнеров: в приложении «Яндекс Go», Т-Банк, «2ГИС». По сути, клиент может, не выходя из привычного ему приложения, использовать сервис «МТС Юрент». Партнерам это тоже выгодно: например, у Яндекса не во всех городах есть парк самокатов — где-то могут быть только наши. А Яндекс хочет предоставить своим клиентам полный спектр услуг, поэтому им выгодно продвигать наши самокаты через свое приложение.
Конкуренция с другими компаниями довольно напряженная. Приходится постоянно что-то придумывать. Иногда удается вырваться вперед: например, мы первые создали тариф без ограничений по времени использования самоката. То есть вы арендуете самокат и можете кататься, сколько вам нужно, пока он не сядет. На этот тариф появился хороший спрос, люди начали переходить на наш сервис.
Еще мы развили историю со страхованием. Это была не новая тема — понятно, что клиенту нужна страховка. Но в какой-то момент мы поняли, что клиенту мало будет получить компенсацию в случае происшествия — он хочет быть уверенным в том, что, если что-то случится, ему точно помогут — неважно, будет ли он за рулем самоката или кто-то другой столкнет его на улице. Поэтому с этого года мы страхуем даже пешеходов. Это ценность не только для водителя самоката, но и для окружения, которое в какой-то момент может стать водителем.
«Неважно, каким приложением будет пользоваться клиент, если через него он арендует наш самокат»
Каждая компания хочет верить, что выиграет в конкурентной борьбе, так что рассуждать о том, кто действительно выигрывает, довольно проблематично. Из того, в чем «МТС Юрент» точно лидирует, — география пользования: у нас сейчас самая большая экспансия, мы представлены в 200 городах России — а конкуренты еще нет. Рост мы тоже показываем достаточно стабильный: в июне выросли в полтора раза по суммарным поездкам в год.
Еще из конкурентных преимуществ: мы идем в сторону цифровой дистрибуции. Для многих это не совсем понятная модель, но она очень распространена на рынке, даже среди компаний-гигантов типа Apple: они не сами продают айфоны, а пользуются дистрибьюторами. Поэтому продавать свой продукт через сервисы других компаний — абсолютно нормальная история. К тому же прибыльная: неважно, каким приложением будет пользоваться клиент, если через него он арендует наш самокат — и принесет доход.
«Коллаборации далеко не всегда бывают удачными»
Очень важная часть бизнеса, который активно конкурирует на рынке, — партнерства. Это как в «Игре престолов»: нужно уметь заключать союзы, чтобы по итогу получить власть — в нашем случае доход.
Тактика, которая работает лучше всего, — строить с партнером долгосрочные отношения, а не просто обмениваться промокодами и забывать друг о друге. Для эффективного партнерства нужно время — и интенсивное взаимодействие: активное сотрудничество и регулярные совместные проекты. Например, с одним из наших главных партнеров — Т-Банком — мы работаем уже очень долго. Это партнерство постоянно развивается, приносит деньги — и не требует при этом каких-то значительных ресурсов.
Партнерства обычно находят нас сами — к нам часто приходят стартапы с предложениями о коллаборации. Хотя наиболее успешные кейсы случаются, когда партнеров ищем мы: выбираем тех, с кем у нас схожа аудитория и кто готов на продолжительное сотрудничество. Еще очень важно сходиться во взглядах на бизнес, потому что, если не сойтись, можно столкнуться с конфликтами и разборками в стиле «кто прав, кто виноват» — а в этом нет никакого смысла.
Коллаборации далеко не всегда бывают удачными. Можно бесконечно долго планировать, анализировать рынок, делать пресейл, а потом столкнуться с реальностью, в которой обстоятельства или контекст влияют так, что вроде бы продуманная от начала и до конца стратегия не работает.
Но этот опыт скорее положительный — дает нам знание о том, как не надо делать. Потому что партнер, безусловно, — очень важная составляющая бизнеса. Но еще более важная составляющая — механика, по которой ты работаешь с партнерами. И она отрабатывается только опытом, неудачным в том числе.
К тому же «неудачный» опыт коллаборации далеко не всегда значит, что партнерство не удалось: у нас есть много случаев, когда мы делали что-то крутое после не самого успешного начала. Так было, например, с МТС: мы сделали скидку на начало поездки для пользователей подписки МТС Premium — отдачи особо не было, потому что скидка была небольшая, около 50 рублей. Так что мы начали развивать тему: сделали в подписке полностью бесплатный старт — и это сработало.
«Маркетинг возможен без бюджета. Почти»
Принято считать, что для успешных коллабораций нужна креативность. Это не так. Изобретать колесо заново иногда не нужно — уже существует очень много крутых вещей, которые делают другие, — зачем пытаться с нуля что-то придумать, если можно посмотреть, что работает хорошо, и сделать так же?
В коллаборациях и партнерствах намного важнее аналитика. Нужно уметь оценивать риски и понимать, принесет ли партнерство какой-то значимый эффект: от успеха коллаборации зависит как доход компании, так и дальнейшее развитие этого партнерства.
Мы строим большинство взаимодействий по принципу RevShare — модели, по которой доход распределяется между партнерами. То есть мы не платим партнеру заранее за коллаборацию, а делимся выручкой — если упрощенно. Немного ресурсов, конечно, все-таки придется потратить — для начала. Создать инфраструктуру для дистрибуции. А потом платить партнерам из дохода.
Этим активно пользуются многие крупные западные компании, например Spotify. Выходя на новый рынок, они обязательно ищут какого-то локального сильного игрока, который включает Spotify в свой тариф и что-то за это получает от сервиса.
У этой локальной компании есть огромная лояльная аудитория, поэтому через сотрудничество с ней Spotify, выходя на новый рынок, рекламирует свой сервис — и привлекает около 30% новой аудитории.
Таких историй очень много, причем в очень известных и крупных компаниях. Так что маркетинг возможен и без бюджета. Почти.
Обложка: коллаж «Цеха». Фото: © личный архив Ильи Светлова; okliii_photo / Shutterstock / Fotodom