Образование станет ненужным, когда мы научимся загружать знания прямо в мозг?
«Цех» приводит адаптированный перевод колонки американского трансгуманиста Золтана Иствана, который учился на философа, дважды баллотировался на пост президента и одним из первых вживил себе чип. Полный текст на английском можно прочитать тут.
Если Илон Маск и другие предприниматели в сфере НКИ — технологий нейрокомпьютерного интерфейса, продолжат в том же духе, то привычные университеты скоро станут не нужны. Мы сможем загружать знания напрямую в мозг.
Многие относятся к этому заявлению скептично, однако эра НКИ уже наступает, а вместе с ней и возможность загрузить в себя любую профессию — от врача до журналиста.
Сейчас существуют технологии управления дронами при помощи мысли, чипы, которые облегчают приступы у страдающих болезнью Паркинсона, интерфейсы безмолвного доступа, которые слышат, что вы думаете. НКИ записывает мыслительные паттерны мозга и может передавать сигналы обратно в мозг, задействуя нужные нейроны. В технологию электроэнцефалограмм и стартапы, использующие другие инструменты НКИ, вкладывают сотни миллионов долларов, а государство разрабатывает принципы работы в этой сфере. Илон Маск, Брайан Джонсон и Реймонд Курцвейл убеждены, что смогу скачивать знания напрямую в мозг в самом ближайшем будущем.
Однако не все поддерживают идею прямого подключения к сети. Родители школьников все чаще подписывают запреты на использование смартфонов во время учебы, некоторые преподаватели настаивают на том, чтобы запретить ношение телефонов до 18 лет. Если люди боятся того, что их дети проводят много времени за экранами, то как они отнесутся к круглосуточному подключению к облачным сервисам.
Я — трансгуманист. Я готов заменить части своего тела на бионические, если они окажутся лучше, и считаю, что мозг — не исключение. Было бы круто получать доступ к гуглу или прогнозу погоды, просто подумав о них, управлять умным домом силой мысли и проводить совещания с коллегами у себя в голове. Если такие технологии скоро станут доступны, зачем моей дочери тратить годы на обучение музыке — ведь технические навыки можно будет загрузить.
В капиталистическом мире конкуренция играет важную роль, и если НКИ завоюет мир образования, людям придется перейти на него, чтобы оставаться востребованными. И даже если поначалу технология будет дорогой, вскоре она станет доступной всем. Мобильные телефоны были роскошью еще в 90-х, а сейчас они есть даже у самых малообеспеченных людей планеты.
Когда образование с помощью нейрокомпьютерных интерфейсов станет повсеместным, в мире появятся миллиарды людей с дюжинами дипломов, с умением играть на десятках музыкальных инструментах, владеющие таким количеством навыков, какое мы и не можем вообразить. Я с радостью вложил бы деньги в приобщение своих детей к миру нейрокомпьютерных интерфейсов. Одна проблема — пока я не нашел поддержки этой идеи у своей жены-медика.