Знания могут передаваться по наследству. Правда, ученые пока не знают, почему
О том, могут ли приобретенные черты передаваться от родителя к ребенку, научное сообщество спорило последние два века. Недавно ученые убедились, что некоторые поведенческие тактики и психологические реакции, которым организм обучился в течение жизни, могут быть унаследованы. Изучением таких механизмов занимается молодая наука эпигенетика.
Как пишет издание Open Mind, среда может оказывать воздействие на организм на химическом уровне, не трансформируя последовательность ДНК, однако изменяя ее активность. Эпигенетические метки способны передаваться следующему поколению, прикрепившись к ДНК, таким образом представляя собой форму унаследованной памяти: гены ребенка будут помнить факторы среды, повлиявшие на организм родителя. К примеру, в 1998 ученые обнаружили, что из-за повышения температуры и мух дрозофил изменялся цвет глаз. У потомков этих мух измененный цвет глаз сохраенялся еще в течение четырех поколений, хотя они уже не подвергались тепловому воздействию. Организм детей сохранял память о пережитом родителями стрессе.
Хотя эпигенетика все еще, во многом, неизученное поле, ученые сегодня уже не ставят под сомнение сам факт наследственной передачи знаний, однако спорят на тему того, что стоит за подобными защитными механизмами.
Примерно десятилетие назад Одед Речави, нейробиолог из Тель-Авива, показал в рамках своего исследования, что круглые черви способны противостоять вирусам за счет генерации малых РНК. Более того, последующие поколения червей также могли вырабатывать защитные РНК, несмотря на то, что в отличие от предков, они не сталкивались ранее с подобным вирусом. В итоге Речави удалось доказать, что сильный стресс провоцирует не только генерацию защитных функций организма, но и делает возможной передачу информации об опасности потомкам.
В своей недавней работе Речави изучал то, как наследуются поведенческие механизмы, отвечающие у червей за ориентацию в пространстве и движение по направлению к пище. Ученому вновь удалось подтвердить, что защитные РНК передаются от родителя к ребенку.
К такому же выводу пришли и Ребекка Мур, Рейчел Калетски и Колин Мерфи, проводившие испытания с червями C. elegans. Они уточнили, что наследственные знания передаются вплоть до четвертого поколения, а далее — исчезают. Как утверждает специалист по эпигенетике Эрик Грир, долгосрочные или даже постоянные поведенческие перемены могут быть не выгодны виду: предположим, что через четыре поколения вирус перестанет существовать или мутирует и больше не будет представлять угрозу для червей. Соответственно, избегание бактерий, которые обладают схожим с патогенами запахом или другими характеристиками, привело бы червей к потере источника пищи.
Несмотря на последние открытия, многие исследователи пока не готовы признать, что все дело в РНК — к примеру, по мнению Изабелль Мансуй, эпигенетические процессы устроены гораздо сложнее, и мы еще далеки от понимания всей механики.
Кроме того, ученые предупреждают, что наблюдения, сделанные на червях или мухах, вовсе необязательно должно быть верными для людей. Хотя вероятность и велика.