Действительно ли «взломать» мозг так просто, как говорит Илон Маск? Отвечает эксперт
Стоит ли полностью надеяться на искусственный интеллект?
Если все наши мысли и умственная активность — это всего лишь электрохимические сигналы в мозге, можно ли соединить их с электроникой и улучшить наши возможности? Илон Маск считает, что да, безусловно. На последней презентации Neuralink (одна из компаний Маска, занимающаяся нейротехнологиями) он представил устройство размером с монету, которое безболезненно вживляется в череп и соединяется с мозгом тысячами тонких электродов, по Bluetooth передавая информацию от мозга к компьютеру и обратно. Пересказываем материал профессора Эндрю Джексона, изучающего нейроинтерфейсы, о том, почему «взламывание» мозга — это очень сложный процесс, который вряд ли будет идти так просто, как описывает Илон Маск.
После презентации чипа Neuralink Джексон в твиттере сделал несколько небольших комментариев, касающихся научной составляющей такого устройства. Маск довольно резко ответил ему: «К сожалению, многие в научных кругах часто преувеличивают ценность идей и недооценивают их реализацию. Идея полета на Луну тривиальна, однако попасть на Луну сложно».
Нейробиологи изучают клетки мозга животных еще с 1950-х. В 2006 году команда создателей BrainGate (мозговой имплантат, спроектированный компанией Cyberkinetics) начала имплантировать электроды в мозг парализованных людей — это позволило последним управлять компьютерными курсорами и вспомогательными устройствами. Эти факты важно озвучить не для того, чтобы преуменьшить прогресс, достигнутый командой Neuralink. Они быстро приближаются к началу испытаний на людях, и их работа могла бы помочь многим людям с ограниченными возможностями. Однако у Маска очень амбициозные цели — он надеется, что в какой-то момент получится читать и записывать мысли и воспоминания, общаться телепатически и, наконец, полностью объединить человеческий и искусственный интеллект.
Сегодня большинство интерфейсов, связывающих мозг и машину, используют подход биомиметического декодирования. В самом начале мозговая активность записывается в моменты, когда пользователь представляет разные действия — например, движение руки влево или вправо. Как только мы понимаем, какие клетки мозга отвечают за направление, мы можем расшифровать следующие движения, подсчитывая их потенциалы.
Такой подход хорошо работает для простых движений, но можно ли его применить для более сложных психических процессов? Даже если бы у Neuralink получилось отобрать в нашем мозгу по сто миллиардов клеток — сколько различных мыслей нам нужно было бы сперва через себя провести, чтобы откалибровать устройство для чтения мыслей. Сколько времени это займет? «Звучит» ли наша мозговая активность одинаково каждый раз, когда мы думаем об одной и той же мысли?
Некоторые исследователи надеются, что искусственный интеллект (ИИ) сможет обойти эти проблемы. Возможно, при достаточном количестве данных, ИИ будет принимать сигналы от любого мозга. На сегодняшний день же никаких гарантий нет. Еще один вариант — использовать наш собственный интеллект. Например, воспринимать предлагаемые интерфейсы как то, что нам нужно осваивать, как вождение автомобиля.
Когда дело доходит до воздействия на мозг, проблема становится еще сложнее. Электрическая стимуляция активирует множество клеток вокруг каждого электрода — это было хорошо показано на презентации Neuralink. Однако они (клетки) имеют разные роли и при этом смешаны друг с другом, из-за чего сложно произвести действительно осмысленный опыт. Можно стимулировать зрительные области мозга — это позволит незрячим людям воспринимать вспышки света. При этом мы все еще далеки от воспроизведения даже простых визуальных сцен.
Независимо от того, сможет Маск достичь своих конечных целей или нет, те ресурсы, что он вкладывает в исследование, определенно улучшат наше научное понимание работы мозга.
Только полезные посты и сторис — в нашем Instagram