Что не так с методами из шоу «Большие девочки» и почему худеть по ним — плохая идея
Мнение нутрициолога о популярном реалити
Сейчас по телевидению идет новое «социальное реалити» — «Большие девочки». Но методы похудения, которые в нем показываются, многих смущают. Психолог и нутрициолог Светлана Евграфова рассказывает, почему реалити-шоу, посвященные похудению, едва ли помогут похудеть — причем как участникам, так и зрителям.
О чём шоу
На телеканале «Пятница» вышло новое реалити-шоу «Большие девочки», и с ним уже связано очень много скандалов, что, впрочем, скорее всего и нужно организаторам шоу. Формат этот, в общем-то, не новый: подобные шоу уже были и в России, и в других странах (американское шоу The Biggest Looser впервые вышло в 2004). Однако, на мой взгляд, «Большие девочки» переплюнули предыдущие версии по своей беспринципности.
В течение трех месяцев зрители будут наблюдать за 13 участницами с весом более 100 кг (вес самой крупной девушки — 242 кг) и их попытками от лишнего веса избавиться. С участницами работают диетолог, психолог и фитнес-тренер, но в основном им предлагается выполнять разнообразные зрелищные задания, которые, собственно, и создают шоу.
Очень многое, о чем можно только догадываться, остается за кадром. По словам уже выбывших из шоу девушек, которые ведут свои соцсети, на съемочной площадке — далеко не санаторий, а жесткие условия работы без какого-либо адекватного режима и заботы о психологическом состоянии участниц. Просто бизнес.
Я испытываю глубочайшее сочувствие к каждой из участниц, но хочу поговорить не только о том, в какую сторону шоу изменит их жизни, но и о его влиянии на зрителей. Я решила рассмотреть методы программы с точки зрения адекватности для снижения веса и работы с расстройствами пищевого поведения.
Вес и психология
Итак, лишний вес — это не всегда результат расстройства пищевого поведение (РПП). РПП это группа психиатрических диагнозов, которые имеют определенные критерии и которые занесены в международный классификатор болезней DSM-V. Некоторые виды таких расстройств приводят к лишнему весу (например, компульсивные переедания), а некоторые — нет. При этом иногда переедания и набор веса могут иметь другую природу — поведенческого генеза. Они не относятся к РПП. Знать это необходимо, чтобы понять: с разными людьми с лишним весом нужно работать очень по-разному, в зависимости от причины их лишнего веса и психиатрического статуса.
В шоу главный фактор «успеха» — это цифры на весах. В конце каждой недели участницы взвешиваются, и та, что сбросила меньше всех, должна покинуть шоу. Такая фиксация на цифрах для каждой из участниц уже является сильным стрессовым фактором, ведь они живут с бесконечным ощущением собственной неполноценности, ненависти к себе, своему телу и своим килограммам. Однако для девушек с РПП это является еще и дополнительным триггером к психическому расстройству. В работе с РПП категорически запрещено ориентироваться на цифры на весах.
Почти все участницы делятся своими личными историями: в прошлом они имеют какой-то тяжелый травмирующий опыт. Шоураннеры смакуют и упиваются обнажением чувств девушек, их слезами и отчаянием — это отлично продается. Сами же девушки и их травмы, кажется, никого не интересуют. Как говорят бывшие участницы, личной психологической работы с ними не проводилось — только дважды были съемки с психологом и ее «мотивирующие» испытания, к которым тоже есть отдельные вопросы.
Уже в первом эпизоде девушек заставляли возвращаться к своим травмам, обнажать душу не только перед остальными участницами, но и перед миллионами зрителей. Кроме того, каждую раздевали, снимая в одном белье перед зеркалом. Девушек переодевали в животных, помещали в клетки и заставляли выслушивать издевательства от посетителей такого «зоопарка» (эпизод «Зоопарк», 2 серия), их заставляли одеваться в купальники и играть в мяч с модельного вида красотками (эпизод «Бассейн», 3 серия) под уничижительные комментарии приглашенных зрителей. Понятно, что это настолько некомфортная и дополнительно травмирующая атмосфера, что даже совершенно здоровому и уверенному в своей привлекательности человеку выдержать ее было бы тяжело.
Авторы шоу создают яркие «мотивирующие» состязания, чтобы якобы дать девушкам понять что-то о себе — например, что они «просто ленивые», но что у них «всё получится». Конечно, единственное достоинство таких испытаний — зрелищность. Жесткие задания, вроде десятикилометровой прогулки по грязи и карабканья на высокие трибуны, подчеркивают физические особенности участниц, что позволяет смотреть на них свысока, осуждающе, с презрением и отвращением.
Опыт преодоления трудностей действительно важен для формирования здоровой самооценки и помогает на пути к цели. Однако в шоу он мало соотносится с реальной жизнью.
Лишний вес, который набрала каждая из девушек — это результат десятилетий поведенческих стратегий и внутренних убеждений. Единичный, даже очень яркий и позитивный опыт преодоления трудностей не перевесит эти многолетние паттерны. Для изменения нужны не яркие картинки и символические «открытия дверей в новую жизнь», а длительная индивидуальная работа с каждой участницей относительно её глубинных убеждений и поведенческих стратегий. Но для шоу такое не годится.
Как это может повлиять на зрителей
Шоу дает однозначный посыл: лишний вес — от лени, от нежелания что-то делать. Несмотря на то, что шоураннеры подсвечивают травмирующий опыт участник (смерть мамы, алкоголизм родителей, непринятие, буллинг, попытка изнасилования), делают они это потому, что трагичные истории лучше продаются. Но в работе с участницами на их травмы закрывают глаза, будто этого опыта не существует и дойти до веса в 150-200 килограммов можно исключительно из-за того, что «просто много ешь». Быть «такой», показывают авторы, стыдно.
Для людей с лишним весом, которые и так живут в жгучем стыде всю свою жизнь, это только подтвердит их страхи и усилит их отчаяние, а не заставит «поверить в себя» и «изменить свою жизнь».
Кстати, главная ведущая шоу — Этери Тутберидзе — известный тренер, которая, по словам ее учениц и их родителей, довела до РПП не одну фигуристку.
Питание
Мне, как нутрициологу, конечно, интереснее всего было то, что участницам будут говорить о питании. Однако, к сожалению, этой теме было посвящено не так много времени. И освещена она была совсем не так, как стоило бы!
Почти все разговоры о еде в шоу подчеркивают дихотомию между «полезной» и «вредной» едой. Именно это противоречие — один из главных факторов, приводящих к РПП, пищевым ограничениям и последующим перееданиям. Так, в первой же серии девушкам после десятиколметровой «прогулки» по грязи предлагают торт. Но его, следуя логике «похудения», надо не съесть, а выбросить. А на первый завтрак на проекте им накрывают роскошный стол с «вредной» и «полезной» едой. Но вредную есть не разрешают.
Разделение еды на «здоровую» и «нездоровую» вызывает только обратный от желаемого эффект для пищевого поведения. Вместо демонизации «вредной» еды важно расширять границы, увеличивать разнообразие рациона, рассказывать о разных видах продуктов и способах их приготовления.
Диетолог проекта, Регина Доктор (Ахуньянова) в первой серии рассказывает о важности разнообразных пищевых групп, показывает то, как должна выглядеть здоровая тарелка. К этому фрагменту у меня вопросов практически нет, кроме размера самой тарелки. Это пример так называемой «Гарвардской тарелки», где ½ тарелки — это овощи, ¼ — белок и ¼ — сложные углеводы. Это простая и наглядная схема, на которую нужно ориентироваться при каждом приеме пищи. Но в случае с девушками эта информация была, мягко говоря, преждевременной.
Без анализа того, как питается каждая из участниц, индивидуальной работы с пищевыми привычками, образовательной подробной работы про виды пищевых групп и способы употребления тех или иных продуктов, Гарвардская тарелка — пустой звук. Некоторые из участниц впервые услышали слово «клетчатка» и «субпродукты», например, они понятия не имели, что это такое.
Как и в работе психолога, работа диетолога в данном проекте не имеет ничего общего с помощью. Например, специалист просит одну из участниц засунуть в блендер бургеры, картошку фри и прочий фастфуд, который она положила себе на тарелку, залить все это водой, перемешать, а затем предлагает выпить этот тошнотворный напиток. Понятно, что это для картинки и для шоу, но какое отношение этот «эксперимент» имеет к здоровому питанию? А если куриную грудку с овощным салатом и брокколи залить кефиром и перемешать — получится вкусный напиток? Продолжается демонизация продуктов, которая будет только увеличивать стресс у людей, которые просто не знают других путей, как себя накормить.
Нормальная работа врача-диетолога (и нутрициолога, который работает со здоровыми людьми) — не напугать человека, а расширить его продуктовую корзину и рассказать, как самостоятельно выстраивать полноценный здоровый рацион на ежедневной основе, без страхов и жестких запретов.
По словам выбывших участниц, девушкам на проекте готовят еду, строго следят за тем, что и сколько они едят. Все это в краткосрочной перспективе, разумеется, позволит снизить вес, однако не поможет удержать его надолго.
Как это может повлиять на зрителей
К сожалению, такая демонизация «неправильной» еды только усилит напряжение, желание отказаться от всего и навсегда, исключить из рациона «весь мусор», что приведет к срыву через довольно непродолжительное время.
Образовательная составляющая в проекте совершенно провалена.
Физическая нагрузка
Про физическую нагрузку я много говорить не буду: я не специалист. Однако совершенно очевидно, что методы, используемые в шоу, часто просто смертельно опасны. Отправлять девушек 100+ килограммов без физической подготовки в многокилометровый трип по грязи под солнцем — ставить под угрозу их здоровье и даже жизнь. Любой врач и профессиональный тренер подтвердит опасность таких нагрузок для суставов и сердечно-сосудистой системы.
Нам многого не показывают, но все, что относится к тренировкам на проекте, точно так же связано со зрелищностью, а не с эффективностью. Все эти мучения девушек на ковриках с подчеркиванием их неповоротливости и неспособности сделать элементарные упражнения, не выглядят эффективными в вопросах снижения экстремально высокого веса. Какие чувства шоураннеры пытаются вызвать у зрителей, сидящих на диване и смотрящих шоу, показывая участниц таким образом? Чувство превосходства, брезгливости, злорадства? В любом случае, это мало отношения имеет к здоровым физнагрузкам.
Физические нагрузки при ожирении важны так же, как и при его отсутствии. Однако в этом случае они должны быть очень щадящими, в первую очередь, это обычная ходьба — но конечно, на безопасной поверхности, в правильной обуви, с постепенным, а не резким увеличением дистанции и темпа.
Краткосрочные и долгосрочные результаты
В масштабном исследовании 2016 года, которое изучало результаты людей из подобного американского шоу через 6 лет после его окончания, показывается, что практически все участники вернули по крайней мере часть сброшенных килограммов обратно.
Значительная часть исследования посвящена замедлению метаболизма после экстремально быстрого похудения. Но дело не только в том, что сами организмы участников адаптируются к телевизионным методам похудения как к опасным, угрожающим выживанию. Просто подобные шоу нет имеют цели сформировать у людей новые привычки — как пищевые, так и связанные с образом жизни. Методы, которые используются для скоростного похудения — причем как в телевизионных шоу, так и в популярных в интернете «марафонах похудения», — не имеют ничего общего с адекватной нормализацией пищевого поведения для поддержания его на всю жизнь.
Просто сбросить вес — недостаточно. Нужно научить человека жить в теле, следовать сбалансированному питанию и работать с принципами его построения, понимать свои чувства и потребности, убедить в важности адекватной физической нагрузки. Эти шоу не ставят подобных задач, лишь стигматизируя избыточный вес и увеличивая в итоге количество людей как с лишним весом, так и с расстройствами пищевого поведения.
Ссылки:
- Persistent metabolic adaptation 6 years after «The Biggest Loser» competition (2016)
- Статья The New York Times, посвященная жизни участников шоу «The Biggest Loser» после окончания программы (на английском)
- Инстаграм* (организация Meta запрещена территории РФ — Прим. ред.) выбывшей участницы, которая рассказывает об опыте на шоу