Теория подталкивания: почему компании отказываются нанимать курильщиков и платят зарплату два раза в месяц
Люди принимают невыгодные для себя решения. Но все меняется, когда их «подталкивают» в правильную сторону
Американская компания по аренде грузовиков и трейлеров U-Haul International объявила, что с февраля 2020 года перестанет нанимать курящих сотрудников. С помощью ограничения компания хочет не только распространить «здоровую атмосферу» в компании, но и сократить затраты на корпоративное медицинское обслуживание. Действующих сотрудников нововведение не коснется. Прецедент с U-Haul International — классический пример теории подталкивания — одного из самых обсуждаемых направлений социологии и поведенческой экономики. «Цех» рассказывает, на чем основана теория, кому она выгодна и как ее используют, в том числе в России.
Как появилась теория подталкивания
Запрет трудоустройства для курильщиков может показаться дискриминацией, но в США эта мера закреплена в законе. В 21 штате (в основном — в западной и центральной частях страны, а также на Аляске и Гавайях) работодатели имеют право отказать человеку в найме из-за его пристрастия к никотину. Еще в 17 штатах этот законопроект тестируется. Все дело в том, что 31% работников транспортной сферы в США — заядлые курильщики. И ограничениями государство пытается подтолкнуть их к тому, чтобы они завязали.
Наиболее полно теорию подталкивания (nudge theory) сформулировал американский экономист, специалист по поведенческой экономике в Чикагском университете и бывший советник Барака Обамы — Ричард Талер. В 2008 году вместе с профессором юридического факультета Гарварда Кассом Санстейном он опубликовал книгу «Nudge. Как улучшить наши решения о здоровье, благосостоянии и счастье». The Economist тут же назвал ее самым важным произведением года, а в 2017 году Талер получил Нобелевскую премию по экономике. По мнению Нобелевского комитета, он дал «новое понимание того, как человеческая психология влияет на принятие решений».
Мы в целом склонны действовать, исходя из своих сиюминутных желаний, забывая о долговременных последствиях. Талер считает, что государство или коммерческие организации, пользуясь своим авторитетом, могут деликатно «подталкивать» людей к выбору, который улучшит их жизнь и поможет найти компромисс между личными и общественными интересами. Речь может идти о чем угодно: заботе об экологии, борьбе с ожирением или профилактике подростковой беременности.
Талер считает работу многих банков и страховых компаний примером недобросовестного «подталкивания». Он уверен, что документы о кредитах специально составляют так сложно и запутанно, чтобы люди не смогли их дочитать. А еще банки намеренно не позволяют гасить автоплатежами весь объем долга — только минимальную сумму. В результате люди ввязываются в долги, что в итоге бьет по всей финансовой системе страны. По мнению Талера, этого можно избежать. Для этого государство и компании должны продвигать меры, которые учили бы граждан осознанному финансовому поведению.
Важное уточнение: по мнению Талера и Санстейна, человека должны склонять к «социально оптимальным решениям». Однако считается, что теория подталкивания не противоречит ценностям демократии — у человека всегда остается право отказаться от предложенных мер.
Как работает «подталкивание» в реальной жизни и кто его использует
Талер уверен, что человеку свойственно действовать на автопилоте: один раз сделав выбор, он продолжает повторять его по умолчанию. Одна из причин — нам страшно терять то немногое, что у нас сейчас есть, и этот страх сильнее желания приобрести нечто новое.
Тот же принцип используют в благотворительности: НКО часто предлагают людям подписаться на регулярные пожертвования в 100, 500 или 1000 рублей. Также в некоторых странах действует «презумпция согласия» на донорство. Например, по российскому законодательству после внезапной смерти у человека могут изъять органы, если при жизни он не дал на это письменный запрет.
Вообще, государственные институты начали использовать теорию подталкивания задолго до того, как ее сформулировал Талер. Взять хотя бы социальные льготы, которыми государство стимулирует граждан вступать в брак. Например, в США можно взять дополнительный отпуск по уходу за супругом или получить ряд компенсаций в случае его смерти. Государство специально усложняет процедуру развода, тем самым подталкивая супругов к примирению. «Если развестись сложно, семьи будут более стабильными», — объясняет Талер.
Другой способ мотивировать человека — дать ему положительный пример. В Великобритании налоговики в качестве эксперимента высылали автовладельцам уведомления: «В прошлом году 45% ваших соседей заплатили налог вовремя». Вдохновившись положительным примером, люди стали платить налоги активнее. В России к похожим стимулирующим мерам можно отнести скидки на оплату штрафов за нарушение ПДД: водители, которые закрывают задолженность в течение 20 дней, платят на 50% меньше.
Часто «подталкивающие» меры связаны с экологической политикой. В Москве, как и в других мировых столицах, уже несколько лет систематически увеличивают плату за парковку в центре, стимулируя горожан пользоваться общественным транспортом. Но в Дании к проблеме подошли с противоположной стороны, создав не ограничения, а возможность. Чтобы «пересадить» горожан с автомобилей на велосипеды, власти Копенгагена построили крупнейшую в Европе систему велодорожек с подогревом и умными светофорами, которые всегда отдают предпочтение велосипедистам. В итоге уже 40% жителей Копенгагена передвигаются на велосипеде каждый день. Кстати, мэрия этого же города сделала улицы на 46% чище, просто нарисовав на асфальте яркие полоски, ведущие к мусорным бакам.
Альтруизм больших денег
Бизнес тоже может «подталкивать» к социально полезному поведению. Например, в России добровольный отказ некоторых ритейлеров от бесплатных пакетов принес результаты: в сети «Ашан» их потребление за год сократилось вдвое, в «Азбуке вкуса» — втрое. В Европе, где мера существует уже несколько лет, результаты еще лучше: в Греции использование пакетов в магазинах упало на 75%, в Бельгии — на 80%, в Исландии — на 95%.
Одна из крупнейших сетей супермаркетов в Великобритании Tesco и ритейлер Marks& Spencer добровольно ввели маркировку с обозначением углеродного следа: значок самолета указывает на то, что товар был доставлен в страну с помощью авиаперевозки (она считается наиболее «грязной» с точки зрения атмосферных выбросов).
Наконец, «подталкивание» к экологически осознанному поведению систематически используют владельцы отелей. Например, в одной из гостиниц сети TUI на Канарских островах над полкой с полотенцами разместили таблички: «Используй меня завтра, прямо как дома». В результате 53% постояльцев стали пользоваться банными полотенцами повторно. Экономия: 129 тысяч литров воды или 1 676 кг выбросов углекислого газа в год. Учитывая, что у TUI 300 отелей по всему миру, потенциальная экономия огромна.
Когда босс знает чуть больше
Вернемся к корпоративному управлению. Многие из тех, кого возмутил запрет на курение в U-Haul International, упускают из виду, что наемный работник в любом случае подпадает под действие теории «подталкивания». Например, работодатель решает, выплачивать ли зарплату ежемесячно или раз в две недели. Выбирая второй вариант, по данным Талера, компания подталкивает работников откладывать больше: в году есть два месяца, на которые приходится по три выплаты. А перед длинными новогодними праздниками в России многие компании выплачивают часть зарплаты заранее (31 декабря вместо 5 января), невольно подталкивая сотрудников потратить их во время каникул. Компания может влиять даже на то, сколько едят их сотрудники, просто заменив в корпоративной столовой обычные тарелки на маленькие.
Сотрудники также могут использовать теорию в свою пользу. Сообразительные соискатели намеренно выдвигают на собеседованиях завышенные требования, чтобы затем пойти на уступки: новый работодатель дает повод для ликования, не догадываясь, что сотрудник согласился бы и на зарплату поменьше.
Отталкивание
Впрочем, многие коллеги Талера считают, что зачастую «подталкивание» — эвфемизм для манипуляций общественным сознанием, которым маркетологи и политтехнологи пользуются уже много лет. Скажем, специальная раскладка товара на полках: у покупателя все еще есть выбор, хотя некоторые продукты (более выгодные для продавца) будут ближе. Тележки для продуктов специально увеличивают в размере, чтобы покупатель наполнял ее большим количеством покупок. Насколько этично использовать музыку и запахи в торговом зале для создания у покупателя определенного настроения — тоже большой вопрос.
Некоторые критики сомневаются, что «подталкивание» легально. А профессор философии колледжа Стейтен Айленд (CUNY) Марк Уайт написал целую книгу «Манипуляция выбором», в которой опровергает идеи Талера и Санстейна. Он считает, что при либертарианском партернализме свобода выбора все равно остается в руках тех, кто делает этот выбор. Никто из них не может быть уверен, что выбор, который они предлагают человеку, не окажется для него вредным — они ничего не знают о его изначальной мотивации.