Когнитивная гибкость: расширение сознания без психоделиков
Кто такие полиматы и зачем нобелевские лауреты собирают насекомых
Когнитивная гибкость — одно из самых востребованных профессиональных качеств 2020 года, считают участники Всемирного экономического форума. Что это за навык, и как его использовать, чтобы учиться и работать эффективнее? Как гибкость мышления поможет преуспеть, по мнению футурологов? И почему нобелевские лауреаты чаще других ученых увлекаются искусством? Пересказываем статью Вакаса Ахмеда, автора книги «Полимат» и эксперта в области междисциплинарного мышления.
Некоторые определяют когнитивную гибкость как способность мозга эффективно переключаться между разными мыслительными навыками. Другие считают более важной ее характеристикой готовность радикально менять сам образ мышления, поведение или точку зрения в зависимости от обстоятельств. Наиболее точной Вакас Ахмед считает интерпретацию, предложенную Рэндом Спиро, исследователем психологии образования из Пенсильванского университета.
Когнитивная гибкость — качество, которое используют в своей работе переводчики, часто переключающиеся между языками, или актеры, которым приходится вживаться в новые роли. Без гибкости мышления не обойтись и слэш-карьеристам — людям, совмещающим несколько разных профессий. А еще она свойственна тем, кто обладает несколькими социальными или культурными идентичностями. Скажем, девочке-билингву из рабочей семьи, благодаря своим стараниям получившей возможность учиться в лучшей школе города. В зависимости от окружения ей приходится не только говорить на разных языках, но и менять образ мысли и манеру общения.
Танцующие нобелевские лауреаты
Рэнд Спиро уверяет, что подвижность мышления помогает креативности. Когнитивно гибкий человек не боится работать с разными идеями, паттернами и точками зрения — часто из чуждой ему области знания.
Возможно, именно разнообразные интересы и открытость новому помогала достигать больших успехов нобелевским лауреатам. Американский психолог Бернис Эйдусон, провел большое исследование, в котором выяснил, что больше половины лауреатов «нобелевки» из области науки увлекались, по крайней мере, одним видом искусства. При этом почти у всех было хобби — от шахмат до энтомологии. Четверть были музыкантами. 18% рисовали. В 25 раз чаще, чем другие ученые, нобелевские лауреаты занимались пением, актерским мастерством или танцами, в 17 раз чаще практиковали визуальное искусство и в 12 раз чаще писали поэзию или прозу. Постоянное переключение между разными практиками помогает увидеть в своей работе то, чего не замечают другие.
Расширение сознания без психоделиков
В некоторых случаях когнитивная гибкость может стать побочным эффектом заболеваний мозга вроде синдрома Саванта, духовных переживаний или психоделического опыта. Также подвижность мышления присуща полиматам — людям с необычно многосторонними интересами вроде Леонардо да Винчи, Бенджамина Франклина или первой афроамериканки, полетевшей в космос Мэй Джемисон, за свою жизнь освоившей химическое машиностроение, физику, медицину и афроамериканские исследования.
Как расширять границы своего сознания, если вы не полимат от рождения? Вакас Ахмед рекомендует практиковать параллельное и систематическое мышление и учиться смотреть на сложные ситуации с альтернативной точки зрения. А чтобы удачнее осваивать эти подходы — применять критическое мышление.
Параллельное мышление — это практика, предложенная Эдвардом де Боно в книге «Шесть шляп мышления». Ее суть заключается в том, что группа людей начинает исследовать некую тему одновременно с нескольких разных точек зрения. Каждый высказывает как можно больше идей. Даже если его мысли абсолютно противоположны размышлениям остальных, спорить он не пытается.
Важным условием достижения гибкости ума Ахмед считает открытость новым гипотезам и теориям. Чем больше новых областей знания мы осваиваем, тем богаче становится наша картина мира. Открытость новому — черта характера, изначально присущая некоторым людям. Тем не менее все мы можем расширить границы своих представлений о мире, развивая в себе то, что зоолог Десмонд Моррис называет неофилическим устремлением — любовью к новому. А для этого нужно чаще оказываться в непривычных ситуациях, больше рефлексировать и постоянно подвергать сомнению собственное представление о мире.
Важно также проводить в уме новые связи между вещами и явлениями. В этом поможет систематическое мышление, которое рассматривает мир как сеть, а не как совокупность несвязанных между собой ячеек знания. Когнитивная гибкость, заключает Ахмед, учит скорее даже не переключаться между различными интеллектуальными сферами, а плавно перетекать из одной в другую, не замечая перехода.
Для кого найдется работа в мире будущего
Смерть многих профессий не за горами. Виной тому — автоматизация и компьютеризация. Историк и футуролог Юваль Ной Харари в «21 уроке для XXI века» предупреждает: «Чтобы идти в ногу с миром образца 2050 года, потребуется не просто предлагать новые идеи и продукты — прежде всего нужно будет постоянно обновлять самих себя».
О важности когнитивной гибкости говорит и Андерс Сэндберг, нейроученый и философ из Института будущего человечества при Оксфордском университете: «По крайней мере, в ближайшие несколько десятилетий, пока машины не стали умнее человека, полиматы будут очень важны для общества». А футуролог Рэй Курцвейл считает открытость мышления необходимой, потому что «все чаще решения проблем находятся на границе между разными сферами знаниями… Узкоспециализированные специалисты останутся важны для командной работы, но лидерами будут те, кто выстраивает мосты между разными областями».
Когнитивная гибкость не просто забава для интеллектуалов, желающих почувствовать себя людьми эпохи Возрождения. Это неотъемлемый навык, который послужит для желающих научиться адаптироваться к двум самым важным вызовам XXI века: постоянным изменениям и нарастающей сложности мира. Может быть, и вам за свою жизнь еще не раз придется освоить новую профессию — без гибкости мышления сделать это практически невозможно.