«Мотивация — волшебное слово в образовании». Основательница Level One Анастасия Погожева — о лекциях для взрослых, катарсисе и поиске спикеров
Как из курса по архитектуре вырос один из главных лекториев Москвы
Лекторий Level One появился в Москве в конце 2014 года. Все началось с курса лекций по архитектуре, а сегодня проект насчитывает 800 разработанных программ. Для нашей новой рубрики CEO, которую мы для себя расшифровываем как Chief Educational Officer, мы поговорили с основательницей Level One Анастасией о том, почему люди стали ходить на оффлайн-лекции после работы, где искать талантливых спикеров и как выбирать темы, которые будут интерсны слушателям.
«Я хотела заняться чем-то, в чем ничего не понимаю»
Я рада, что училась на экономиста — это образование дает максимальную свободу. Все, чем я занималась когда-либо, в той или иной степени пригодилось, когда я запустила Level One. Например, написание кандидатской здорово помогает структурировать мысли и писать тексты. Финансы, маркетинг, работа с командой, стратегия, — со всем этим я сталкивалась, когда работала в разных компаниях, а потом применила эти навыки в своем деле.
Долгое время я занималась финансами и консалтингом, а потом ушла в декрет и начала думать о дальнейшей самореализации. Я решила, что хватит работать в той области, где мне все более-менее понятно, надо заняться чем-то сложным, в чем я не буду ничего понимать. Так я хотела нащупать, с чем могу справиться, а с чем — нет. Остановилась на сторителлинге — потому что это про людей, которые умеют вдохновлять.
Первый курс Level One появился в конце 2014 года, это была серия из шести лекций по архитектуре. Я осознанно поставила себе ограничение — взять одну тему и попробовать сделать из нее что-то интересное. Мне казалось, что архитектура мало кого волнует, но хотелось проверить, может ли быть иначе — если влюбленные в свое дело люди смогут донести, как архитектура влияет на каждого из нас.
Список спикеров по архитектуре в конце 2014 года был ограничен — все кураторы, сотрудники музеев, популяризаторы архитектуры и экскурсоводы называли одни и те же имена. Я поместила объявление о поисках лекторов в группах «ВКонтакте», и десятки человек прислали мне сообщение о том, почему им важно говорить на эту тему, и что они хотят донести до других. Три лектора из тех, кто тогда откликнулся, до сих пор читают лекции в Level One и получили уже по несколько сотен развернутых отзывов.
На лекции стали приходить люди, которые раньше этой темой вообще не интересовались, а тут их увлекло. После этого я подумала, почему бы не попробовать аналогичный подход и в других областях: классической музыке, искусстве, науке? Число тем быстро росло — за пять лет в Level One мы запустили более 800 разных лекций по тридцати направлениям, включая психологию, право и даже кофейные дегустации.
«Мы не работаем с лекторами, о которых хотя бы 5% слушателей пишут негатив»
Когда я запускала лекторий, я ничем не рисковала, это не капиталоемкий бизнес. Все, что я тратила на начальном этапе, — свое время. Первые деньги, которые потребовалось вложить в проект, ушли на создание сайта. Некоторые этого не делают — просто публикуют свои мероприятия в фейсбуке. Мы даем рекламу, сразу получаем деньги, а после — расплачиваемся с лекторами и площадками. Вообще, если бы не соцсети, то наших лекториев бы не было. Мы все существуем благодаря фейсбуку и инстаграму, иначе за приемлемую цену мы бы не достучались до такого количества людей, даже несмотря на то, что это массовый продукт. Платные лекции почти не ищут в поисковиках — зато огромное количество пользователей реагирует на месседжи, которые мы доносим в рекламе. Большое удовольствие — в коротком сообщении объяснить, почему не очень востребованная тема на самом деле интересна, увлечь людей чем-то новым.
Я формулирую для себя это так: главное — соблюдать баланс. В бизнесе есть множество моментов, которые достаточно поддерживать на среднем уровне, чтобы они не приносили тебе проблем. В то же время обязательно должно быть что-то, в чем ты превосходишь других — то самое видение, которое позволяет не метаться между спорными вариантами, а точно знать, что подойдет твоей компании.
До появления Level One все проводили только разовые лекции. Мы придумали, что они должны повторяться. Это было важное решение с экономической точки зрения: тебе нужно один раз найти хорошего лектора, а ему — один раз подготовиться. В таком случае спикер готов выступать за меньший гонорар. Плюс, повторы лекций помогли повысить их уровень: каждый раз оказываясь перед новой аудиторией, спикер может оценить сильные и слабые места своего выступления и значительно улучшить его.
Отчасти благодаря тому, что мы повторяем наши выступления, люди активнее оставляют отзывы. Какой смысл читать мнение о прошедшей разовой встрече? Другое дело, когда один человек написал, а потом тысячи прочитали и решили, тратить ли им два часа своей жизни. Сейчас на сайте Level One опубликовано 15 тысяч отзывов. Мы не работаем с лекторами, о которых хотя бы 5% слушателей пишут негатив. Мы живем по принципу — «есть лекторы, которые нравятся всем», а не «лишь бы понравилось большинству».
Сегодня многие стали делать лекции по 900 рублей. Когда мы решались на то, что теперь лекции могут стоить таких денег, то отталкивались от себестоимости — есть площадка, лектор, координатор; к этому прибавляются рекламные расходы. Мне казалось, что для окупаемости мы можем выставить цену 700 рублей, с учетом того, что музеи проводили встречи бесплатно или за 200-300 рублей. В итоге друзья сказали: «Ставьте больше, спуститься по цене всегда можно успеть. Но 1000 рублей — психологически тяжело, сделайте по 900». Они оказались правы: даже при цене 800 рублей за лекцию бизнес было бы сложно масштабировать. А при цене 900 мы получили широкий рынок, так что мы спокойно покрывали расходы и экспериментировали с новыми форматами, лекторами и темами.
«Слушателям важно почувствовать, что эта двухчасовая лекция изменила их жизнь»
Мы в Level One много обсуждали, в какой сфере работаем — это развлечение или образование? Когда мы спрашиваем слушателей, почему они ходят на лекции, они отвечают, что им хочется интересно провести вечер или узнать что-то новое — в общем, приводят сразу несколько причин своей любви к лекциям. Но люди сами часто не понимают, почему решили потратить два свободных часа именно на это. Наши лекторы склоняются к версии, что слушателям важен катарсис, ощущение, что эти два часа изменили их жизнь. В таком случае речь идет больше про новый опыт, это уже история не совсем про знания или навыки. Мне кажется, мы помогаем людям решить обе эти задачи: и хорошо провести время, и стать лучше. В каких пропорциях — зависит и от темы лекции, и от подхода лектора, и от конкретного участника. Люди приходят на курс по развитию памяти и овладевают навыком — это образование. Люди испытывают сильные эмоции на вдохновляющей лекции про женщин, которые определили развитие моды, — это уже гораздо ближе к театру и другому культурному досугу.
У лекторов Level One самая высокая возвращаемость посетителей. У некоторых есть свой фан-клуб — постоянные слушатели, которые приходят на каждую встречу. При выборе нового лектора мы обязательно проводим бесплатные тестовые лекции, на которые приходит случайная аудитория. Через тестовые лекции проходят даже те спикеры, у которых есть большой опыт выступлений и записи на ютубе. Так мы проверяем, как выступление работает на большое количество человек, среди которых нет поклонников этого спикера. Никто не может предсказать, как лектор взаимодействует с залом. Бывает, что в личном общении перед тобой интересный харизматичный человек, а на лекции эти все эти качества теряются. И наоборот: некоторые раскрываются как раз перед аудиторией, а не в диалоге с куратором.
При запуске новых тем мы всегда отталкиваемся от запросов аудитории, а не интересов лектора. Но подготовка новой лекции, даже у выдающегося эксперта с большим опытом публичных выступлений, занимает не меньше пары месяцев. Некоторые идеи выступлений лежат на поверхности: например, те, что приурочены к громким выставкам. Спасибо Третьяковке и Пушкинскому — они создают этот хайп.
Вторая категория тем условно называется «стыдно не знать». Люди смутно помнят, что проходили это в школе, но разговор поддержать не могут. Третья важная категория — практические знания, которые можно сразу применить. К ней относятся винные дегустации, лекции по созданию гардероба или по тренировке памяти.
«Наша задача — дать инструменты, которые помогут получить знания»
Я горжусь тем, что мы начали запускать лекции на языке широкой аудитории. Главная задача Level One — вдохновлять людей на изучение новых тем и помогать продвигаться в них как можно дальше.
Поэтому организаторы отталкивались от интересов и формулировок лектора. Например, специалист по Средневековью, очень умный человек, фанат своего дела, мечтает говорить на специализированную тему и зовет пройти его трехмесячный курс. Проблема в том, что мало кто решится потратить три месяца на изучение этого вопроса, а вот два часа — вполне. Сейчас все больше лекторов и большинство организаторов начинают отталкиваться от запросов участников лекций, а не от предложений экспертов — и это важный шаг в сторону того, чтобы пробуждать и поддерживать мотивацию. Вообще, мотивация — это священная корова в образовании.
Я не считаю лекции единственным образовательным форматом, кому-то интереснее читать книги дома. В то же время я не думаю, что все обязаны, например, разбираться в классической музыке. Однако если такая внутренняя мотивация появилась, наша задача — дать инструменты, которые помогут получить эти знания.
Есть люди с сильной мотивацией, которые могут все изучить сами. Но в любой новой области знаний все развивается постепенно. Сначала нужно решить две задачи — понять, точно ли вам интересна тема, и разобраться, как эта тема устроена. Короткая лекция помогает именно в этом — вдохновляет и дает систему координат. После вы уже понимаете, куда двигаться дальше.
Следующим шагом может быть толстая книга или углубленный курс лекций. В Level One мы придумали другой формат — онлайн-практикумы по разным сферам культуры. Например, всем привычно, что при изучении математики не обойтись без задачника. Такие же «задачники» могут быть по искусству, архитектуре, литературе или даже классической музыке. Потому что в этих областях можно сформировать навык — ту самую насмотренность, начитанность или наслушанность.
Формирование навыка и есть следующая ступень мотивации. Когда человек не только что-то послушал, но и сам что-то сделал, его интерес к теме многократно возрастает. Не буду говорить про образование в целом, но в сфере дополнительного образования для взрослых именно это направление будет стремительнее всего развиваться.