«Я ушла в отрыв, выбирая курсы». Выпускники MIT — об учебе в одном из самых престижных вузов мира
Как устроена студенческая жизнь, система оценок и методика обучения в Массачусетском технологическом институте
Поступить в Массачусетский технологический институт (MIT), кажется, почти невозможно. Здесь рождаются технологические инновации и происходят научные открытия. Среди выпускников MIT — 39 лауреатов Нобелевской премии. В вузе есть пять школ (наука, инженерное дело, архитектура и планирование, менеджмент, гуманитарные науки и искусство) и один колледж (колледж медицинских технологий имени Уитакера). «Цех» поговорил с выпускниками института и узнал, как здесь устроена учеба, студенческая жизнь, система оценок и методика обучения и что ждет в будущем обладателей диплома MIT.
Сантьяго Бенавидес
Мой отец занимается исследованиями в сфере биологии. Частично поэтому у меня появился интерес к академической среде. А у мамы есть степень магистра юриспруденции. В Университете Техаса я изучал математику и физику. Там же я начал интересоваться динамикой жидкостей.
Прежде чем определиться с темой PhD и местом дальнейшего обучения, я со многими советовался. Подал заявки в несколько вузов. В итоге я выбирал между Университетом Нью-Йорка и MIT. После визита в последний и разговора с преподавателями я решил, что мне больше подходит MIT.
В MIT моя программа обучения сочетает в себе как академические, так и прикладные знания. Мой бэкграунд был связан с теоретической физикой. Инженерия — это другой полюс, когда человек занимается решением конкретных практических задач и ищет подходящие для этого инструменты. На факультете, где я учусь люди могут изучать, как измерять климатические изменения или как климатические изменения влияют на океанические течения. То есть, с одной стороны, люди занимаются вопросами, которые имеют вполне прикладную ценность, с другой — теоретическими вопросами, связанными с пониманием того, как и что устроено в природе. Есть также люди, которые занимаются политической и юридической проблематикой: они разрабатывают законопроекты, которые могут повлиять на текущую климатическую ситуацию, и умеют переводить язык науки на язык политиков.
У каждого студента MIT — собственное расписание. Например, обычно я прихожу в институт к 10 утра. Сажусь за компьютер, проверяю почту, смотрю, не появились ли новые публикации по моей теме. В общем, занимаюсь ресерчем. Около 12 дня иду на курс или участвую в качестве ассистента на другом занятии. Это занимает примерно полтора часа. Затем обедаю и встречаюсь с коллегами: я вхожу в две исследовательские группы, а еще состою в студенческом самоуправлении. В его задачи входит забота о студентах и их потребностях, психологической обстановке в коллективе, гендерном и этническом равенстве на факультете.
Дважды в неделю у нас проходят общие семинары для всего факультета и лекции приглашенного эксперта, который, например, рассказывает о том, как климатические изменения влияют на океан. Еще я хожу на семинары по планетоведению, где мы говорим об устройстве солнечной системы и т. п. В остальное время я сижу вместе со своими коллегами в офисе и работаю над своим исследованием, например, занимаюсь цифровыми симуляциями движения разных жидкостей или другими математическими вычислениями. В целом, почти половина дня у меня уходит на околоадминистративную работу — различные встречи и обсуждения. На полноценную работу над исследованием у меня остается 2-3 часа в день.
В течение дня я много общаюсь с разными людьми и, честно говоря, иногда даже ловлю себя на мысли, что мне бы стоило больше времени уделять исследованию вместо социализации.
Сначала мне было сложновато из-за того, что не все на моем факультете имели образование, связанное с физикой, и думали как физики. Из-за этого я чувствовал себя в своеобразной академической изоляции. С одной стороны, очень интересно, что студенты разные и каждый занимается своей узкой темой. С другой — иногда возникают сложности в коммуникации: бывает, что мы говорим об одних и тех же вещах на разных языках.
Обычно программа PhD построена так: человек учится 5-6 лет и изучает две обязательные дисциплины. После двух лет учебы каждый должен пройти квалификационный экзамен и показать все, что усвоил, а также продемонстрировать, что ты можешь сделать вдумчивое исследование по выбранной теме. Если экзамен прошел успешно, следующие три года кандидат занимается самостоятельным исследованием и, возможно, преподает на кафедре. В целом за обучение мы проходим около 10 курсов. Нам дают домашние задания, которые оцениваются по шкале от 1 до 100.
После PhD я планирую продолжить академическую карьеру. Заняться пост-дипломным исследованием — это еще два года в другой институции. На этом этапе вы уже получили свою степень и занимаетесь исследованиями, не отвлекаясь на другие дела. Молодой исследователь должен показать, что способен на самостоятельную работу без наставника. Обычно нужно завершить две пост-дипломных работы, прежде чем вы сможете заняться преподаванием или найти другую работу в академической среде.
Алина Назмеева
По образованию я архитектор и урбанист — окончила МАРХИ. Мне очень интересен междисциплинарный подход: когда несколько профессионалов из смежных или несмежных областей работают в команде — поэтому после архитектурного института я решила поступать в институт «Стрелка».
С самого начала я понимала, что интересно получить степень магистра где-то за рубежом. Я рассматривала несколько вузов в Европе и Америке. Узнала об MIT и начала много о нем читать. Меня привлек интердисциплинарный подход: еще в первый год программы The New Normal в «Стрелке» меня увлекла идея пересечения между технологиями, городской средой и обществом. Мне также понравилось, что школа архитектуры в MIT, в которую я поступала, достаточно маленькая: до 70-75 человек на потоке. Плюс такой камерности — у преподавателей гораздо больше времени на каждого студента.
Стандартная программа в Школе архитектуры и городского планирования, на которой я училась, длится два года. Эта специальность рассчитана на людей, у которых уже есть архитектурное образование, лицензированное на территории США. Человек, который закончил МАРХИ по программе специалиста или выше, может получить лицензию в США после того, как отработает определенное количество часов или сдаст экзамены и тд.
У меня было мало обязательных предметов, например, на втором году обучения всего один. Поэтому я могла выбирать все, что захочу. Тем не менее, не каждый студент попадает в желаемый класс: на курс может записаться ограниченное количество человек. Из всех желающих выбирает преподаватель. Например, я не попала в несколько классов, потому что была из другой школы: профессора все время говорили, что в приоритете — человек из школы, в которой они преподают.
В итоге я выбрала несколько дисциплин, которые были связаны с технологиями и медиа, так как мне очень интересен стык критической теории, медиа-технологий, искусства и урбанизма. Я взяла много предметов из департамента Comparative Media Studies (департамент сравнительных медиаисследований), связанных с созданием игр, истории технологий, медиа. Также достаточно много предметов я набрала в департаменте городского планирования, связанных с критическим взглядом на то, как городская среда устроена и какие социальные отношения она может устанавливать или ограничивать.
В MIT нагрузка тяжела настолько, насколько этого хочет студент. Не знаю насчет других школ, но, например, в Гарвардской школе дизайна есть лимит предметов, которые ты можешь посещать в семестр. Если ты хочешь посещать больше предметов, думаю, тебе придется заплатить. В MIT же система устроена по-другому: лимита нет, то есть ты можешь взять столько предметов, сколько душе угодно, при условии, что будешь их посещать и сдашь зачеты. Правда, ваш выбор должен одобрить ваш наставник.
Для меня MIT был самым сложным вузом из всех, где я училась. Но, возможно, проблема в том, что я на каждой новой ступени обучения увеличиваю собственную нагрузку.
Школа архитектуры достаточно маленькая. Все классы, которые я посещала, были очень компактные: максимум по 20 человек. У меня всегда был шанс пообщаться с преподавателем и показать свои работы. У каждого из них есть специальные часы, когда вы можете прийти к нему или к ней, чтобы индивидуально обсудить свою работу. Я часто пользовалась этой возможностью и не встречала преподавателя в MIT, который бы мне отказал в консультации. Думаю, что в MIT все люди очень заинтересованы в сотрудничестве и всегда открыты для дискуссии. Это огромный плюс MIT.
В моей группе было десять студентов и только один из них — гражданин США. На разных мероприятиях в MIT я встречала людей просто со всего мира. Когда мы обсуждаем какую-то проблему, связанную, например, с дорожной инфраструктурой, люди из разных стран приводят примеры, как подобные проблемы были решены в той или иной стране и т. д. Мы постоянно учились друг у друга.
Я не чувствую, что закончила учебу, потому что теперь работаю в MIT. Я продолжаю развивать тезис моей дипломной работы, которая связана с видеоиграми, общественным пространством и городской средой, а также работаю в одной из лабораторий MIT — центре инноваций в городской среде. Также я продолжаю работать со своим дипломным руководителем в его архитектурном бюро. Параллельно с этими двумя работами я пытаюсь развивать свой стартап вместе с моей одногруппницей и другими ребятами из MIT и других американских школ. Моя жизнь осталась такой же интенсивной после окончания магистратуры в MIT. Я хочу и дальше работать в том же темпе.
Владимир Барзов
MIT был довольно очевидным выбором для меня, так как я с детства увлекался математикой и программированием. От обучения в институте я получил гораздо больше, чем ожидал, несмотря на то, что не стал строить карьеру в академическом поле.
В MIT студент выбирает основную дисциплину на втором году обучения, после того, как он побывал на разных занятиях и пообщался с разными профессорами. Я решил взять двойной курс — по математике и экономике. К этим дисциплинам у меня был скорее практический, чем прикладной интерес, однако их изучение помогло мне впоследствие получить работу на Wall Street.
Занятия начинаются с 9 часов утра и примерно до двух часов дня. Каждое длится около полутора часов. Классы не обязательны для посещения, однако расписание так составлено, что пропуск грозит вам неозачетом. В остальное время можно заняться спортом, покататься на лодке или совершить прогулку по Бостону.
Самая большая сложность во время обучения — это попытка уместить все свои дела в 24 часа. Обилие возможностей, которые есть в MIT, и гибкое расписание — звучит здорово, только желание успеть везде может обернуться против вас, поэтому важно уметь управлять своим временем. Если вы возьмете недостаточно классов — вам будет скучно, если слишком много — у вас не останется времени на другие активности. Оглядываясь назад, я представляю MIT в виде корабля, заполненного академиками, спортом, друзьями и открытиями. Когда груз сбалансирован, корабль плывет гладко, но когда баланс теряется, корабль довольно быстро тонет.
Система кредитов на курсе отражает количество проделанной вами работы. За каждый успешно пройденный класс вам начисляется некоторое количество баллов. Чтобы получить диплом, нужно набрать определенное количество баллов в рамках выбранного вами направления. Нагрузка в 4-5 классов позволит вам выпуститься за четыре года. Некоторые студенты умудряются взять по 6 дисциплин и быстрее закончить обучение или получить двойной диплом. Другим же требуется больше времени на написание аспирантской работы. Система кредитов похожа на лего или пазл, который можно собрать когда и как угодно.
MIT оказал серьезный вклад в мою карьеру — люди с Wall Street приходили в институт, чтобы найти самые яркие таланты в сфере математики и программирования и предлагали им работу. Если бы в моем резюме не было MIT, я бы никогда не попал в эту индустрию. Знания и умения, которые я вынес из учебы, помогли мне в дальнейшем в моей жизни. Например, у меня появилась привычка много трудиться и следовать за своим любопытством — тяга к обучению («learning to learn»), способность понимать и ценить опыт людей с разным бэкграундом и культурным опытом, умение ориентироваться в последних технологических разработках и, конечно, академические знания в области финансов, статистики и программировании.