«Понимаете, у нас молодой коллектив…»: как строить карьеру, если вам от 40 до 50
Советы карьерного консультанта и три личные профессиональные истории
«Найти работу после сорока становится все сложнее», — а как же опыт, компетенции, знаковые компании в резюме? Кажется, рекрутеры, наоборот, должны ценить таких кандидатов. Но не все так просто. О том, какие профессиональные сложности ожидают после 40 и как можно их избежать, «Цех» поговорил с директором центра карьеры ВШЭ и соосновательницей стартапа сareerspace.app Ариной Егоровой, а также с тремя героями, которые не испугались карьерных перемен.
Арина Егорова
Директор центра карьеры ВШЭ, сооснователь стартапа сareerspace.app и автор карьерных телеграм-каналов Без aspera ad astra и сareerspace
Грубая отметка «списан» начинает, как водяной знак, проявляться после 45 лет. Не знаю, изменится ли российский рынок в ближайшем времени — я думаю, что тенденций к этому нет, — но сейчас он очень эйджистский. У нас в стране есть негласный, но жесткий барьер на возраст 45+. Печальная участь не постигает только тех, кто попадает в одну из следующих групп:
- Специалисты, чей возраст — прямое отражение экспертности
К ним относятся инженеры, бухгалтеры (другими финансовым специальностям повезло меньше), а также профессионалы из консервативных индустриальных отраслей: нефти и газа, энергетики и металлургии. Сюда же можно отнести разработку: программистом или тимлидом (тимлид — специалист, возглавляющий команду программистов-разработчиков — Прим. «Цеха») можно быть до глубокой зрелости. Чем больше опыта, тем грамотнее будет выстроена архитектура и код — основа хорошего продукта. - Независимые директора и консультанты
Иными словами, к 45-50 годам вы достигли таких карьерных высот, что вас стали звать советниками и членами советов директоров. В этом случае у вашей карьеры открывается второе дыхание — жизнь хороша, когда советуешь бизнесу не спеша. - Специалисты «с именем»
Вы сделали себе публичное имя крутого эксперта в области N, и к вам постоянно прилетают коммерческие проекты. Вас рекомендуют, о вас вспоминают, вам постоянно предлагают дать интервью или написать статью. Скорее всего, вы прекрасно заработаете себе на жизнь и вне корпоративной карьеры.
40 лет в России и за рубежом
В европейской практике к 45-50 годам люди только начинает занимать свои первые топ-менеджерские позиции. Очевидно, это происходит силу более позднего окончания университета, длительных стажировок и более размеренного темпа жизни. Для сравнения: средний возраст CEO в США составляет 58,3 года, а в России вновь назначенным руководителям только 48 лет. Наш менеджмент крайне молодой. Поэтому каждый россиянин, работающий в международной компании, слышал фразы вроде: «Сколько вам лет? Так мало? А вы давно университет окончили?»
С одной стороны, у нас на рынке масса возможностей к 30-35 годам занять позицию CEO — в молодости членов правления мы уступаем, пожалуй, только семейным предприятиям на Ближнем Востоке или в Африке. Но ни в одной европейской стране тренда на молодых топов нет, только редкие гениальные исключения.
С другой — карьерное падение у нас происходит также скоро, как и взлет. Пик карьеры для российского топа приходится на период от 37 до 42 лет. Если в это время он допускает карьерные ошибки — перескакивает с места на место, уходит в ноунейм компанию за деньгами, не справляется с постом и его увольняют — исход корпоративной карьеры может стать летальным.
Советы для тех, кому еще нет 40 лет
- Развивайте сайд-проекты и пробуйте себя в консалтинге. Корпоративная карьера, может, и имеет возрастной ценз, но экспертный путь от этого свободен. На Западе уже больше пяти лет работает такая практика: если у бизнеса возникает проблема, решать ее нанимают профессионала со стороны. К нам это тоже медленно, но верно приходит: на российском рынке есть, например, специальные порталы экспертов expertme.ru или профессионалы 4.0. Но чтобы вас звали на такие задачи, вас должны знать и ценить вашу экспертность.
- Расширяйте нетворк. Не хочется говорить банальностей, но вы вряд ли останетесь без работы, если обзаведетесь широким нетворком. Пара постов на фейсбуке (Meta признана Минюстом РФ экстремистской организацией — Прим. ред.) о том, что вы в поиске нового проекта, могут обеспечить вас работой за две-четыре недели.
- Опасайтесь спокойствия. О следующем карьерном шаге лучше думается, когда у вас всё хорошо. Ходите на интервью именно тогда, когда на работе всё прекрасно, и ничто не предвещает внезапных перемен. Не теряйте навык структурированной продажи себя. Он вам очень пригодится, когда перемены-таки появятся.
- Постоянно учитесь. Не для корочки и не для резюме, для себя. В резюме ваши 20 курсов на курсере точно останутся без внимания. Но если знания от этих курсов вы применяете в работе, и это отражается на результативности ваших проектов — вы всегда будете в цене.
Вопрос-ответ:
— Стоит ли сглаживать информацию о своем возрасте в резюме и на собеседовании?
Вопрос про возраст на интервью некорректен, как и вопросы из разряда «когда замуж? когда дети? вы что, мать-одиночка?». Но если такой вопрос задают, отвечайте честно, вранье все равно вскроется. Что касается резюме, возраст лучше не указывать, чтобы не пугать рекрутера с порога. При желании он все равно вычислит ваш примерный возраст, опираясь на дату окончания вуза. для многих важен не столько возраст, сколько ваш внешний вид. Я знаю директоров крупных российских и международных компаний, которым сейчас 55 лет, но они чудесно выглядят, энергичны и ухожены, а потому до сих пор очень востребованы.
— Как справиться со страхом, что тебя заменят молодым и энергичным?
Коротко — никак. Примите это как данность, постоянно учитесь и заранее думайте о том, как и куда вы будете двигаться дальше.
— Соглашаться ли на вакансии с понижением статуса и дохода, если попал под сокращение почти в 50?
Это одна из стратегий большинства людей со знаковыми компаниями в резюме. В какой-то момент, когда на ультра топовые позиции звать перестают, люди снижают планку и продают свой звездный опыт в компании попроще. В среднем сегменте компаний без сильного бренда работодателя, куда не бегут, сломя голову, молодые кадры, сотрудники востребованы гораздо дольше.
— Как я могу обезопасить себя от карьерных трудностей после 45, если мне сейчас 35?
- Определите, какой карьерный трек вы хотите выстраивать: экспертно-горизонтальный или вертикально-управленческий.
- Не посвящайте одному делу 100% времени, параллельно развивайте вторую карьеру. Зачастую она вытекает из хобби и не связана с основной работой. Это может что угодно — копирайтинг, вышивание крестиком, ведение блога. Главное — в удовольствие и с перспективой дополнительного заработка.
- Подумайте о сайд-проекте: многие начинают его в возрасте 30-35 лет, понимая, что корпоративная карьера конечна. Совмещать его с основной работой не так сложно, как кажется.
— Кажется, что моя профессия умирает, что делать в такой ситуации?
Перепрофилироваться, по-другому никак. Идти на растущие рынки и позиции, учиться заново, переучиваться. Никто не заштопает вашу тонущую лодку за вас. Профессии умирали и умирают всегда. Эта участь постигла машинисток, трубочистов, сотрудников видеосалонов, на очереди кассиры, грузчики и водители. Это нормально, вопрос только в адаптации и желании человека менять профессию.
— Если я хочу сменить карьеру, в каких сферах нормально примут джуниора 40+?
В IT на позиции разработчиков, дизайнеров и контент-мейкеров, а также там, где важно портфолио, то есть реальные работы, которые можно посмотреть или потрогать.
Мария Николаева, 49 лет
имя и фамилия изменены по просьбе героини
Маркетолог
Мне 49 лет, 20 из них я занимаюсь маркетингом, PR и рекламой. Я сотрудничала с крупными российскими компаниями и иностранными представительствами, так как владею немецким языком. Последние несколько лет я работала в юридической компании: все было нормально, пока часть учредителей не вышла из бизнеса. Клиентов стало меньше, начались задержки с выплатой зарплат. У меня есть определенные обязательства — ипотека и дочка-студентка, плюс пожилые родители, поэтому я решила найти другое место. Однако довольно быстро я столкнулась с проблемой: мое резюме либо вообще не смотрели, либо давали завуалированный отказ, намекая на возраст.
На моем предпоследнем месте работы самому старшему учредителю было 35 лет. Изначально меня не хотели брать, но я очень понравилась им на собеседовании. Мою кандидатуру утвердили, но HR и руководители отмечали, что я у них «возрастная». Я проработала в этой компании два с половиной года, затем внезапно попала на операцию, и меня уволили задним числом.
В 2019 году я почти отчаялась найти другую работу и написала в фейсбуке* (Meta признана Минюстом РФ экстремистской организацией — Прим. ред.) пост, который начинался словами «Кому нужна умная и пожилая женщина?», а заканчивался моим кратким резюме. Это был крик души, я хотела, чтобы другие узнали, как сложно найти работу после 45 лет. Неожиданно на пост пришло много откликов, мне поступило больше 15 предложений — я была очень воодушевлена. Но ни к какому результату это не привело — предложения не соответствовали моей специальности, требовали проводить в дороге по четыре часа каждый день или просто оказывались несерьезными.
Я находила работу только через сайты интернет-рекрутмента. Конечно, сервис фильтрует резюме по возрасту, поэтому многие пользователи занижают его в анкетах. Вместо 45 ставят 39 лет, а в 49 пишут 42. Это обман, но иногда такие варианты срабатывают. Главное получить приглашение и пройти первое собеседование у кадровиков, а дальше твоей кандидатурой могут заинтересоваться.
У меня всегда активно несколько резюме, в них указаны разные зарплатные ожидания и функционал, чтобы рекрутер увидел то, что ему нужно. Возраст я занижаю. При этом с самооценкой и внешними данными у меня все в порядке — я стильно одеваюсь, занимаюсь спортом и выгляжу моложе своих лет, но это не способствует быстрому поиску работы в Москве. При этом я никогда не падаю духом, продолжаю искать и всегда трудоустраиваюсь.
Сейчас я уже не хочу развивать карьеру: всех своих профессиональных стремлений я достигла. Мне хотелось стать директором по маркетингу и рекламе — я им стала; хотелось занять позицию директора по развитию — мне это удалось. На данный момент я ищу стабильное место работы с доброжелательной атмосферой, где я смогу с пользой применить свои знания и умения. А еще я думаю о переходе в другую сферу, связанную с иностранными языками. Преподаватели, переводчики и экскурсоводы всегда будут востребованы, и можно устроиться на работу несмотря на возраст.
Наталья Дорошева, 49 лет
Журналист, редактор, преподаватель йоги
При выборе работы я никогда не ориентировалась на деньги или построение карьеры — искала места, где создавалось что-то интересное и была команда близких по духу людей. С 35 до 40 лет я курировала федеральную Стипендиальную программу в Благотворительном фонде Владимира Потанина. Я сознательно ушла из пиара на эту должность, чтобы поездить по России — командировки я любила, а работа в университетах, общение со студентами и ведущими преподавателями давали драйв и вдохновение. Объездив всю страну от Калининграда до Владивостока по нескольку раз, я решила осесть в офисе. К этому времени у меня была ипотека, на дорогу из Подмосковья в Москву ежедневно уходило по пять часов драгоценного времени. Все больше я задумывалась об удаленке, но тогда такой формат не приветствовался.
После 40 лет ко мне пришла йога — вначале просто как восточная гимнастика. Я самостоятельно занималась дома, и вскоре заметила, что тело отзывается с благодарностью. Потом пришли внутренние перемены: я стала спокойнее, осознаннее, появилось больше энергии. В дороге я начала читать книжки о йоге, по выходным гладила белье и смотрела лекции, и внезапно до меня дошло, что йога — это прекрасный инструмент, чтобы замедлиться, заглянуть внутрь себя и понять, для чего вообще это всё.
Потом были поездки в Индию, Непал, Тибет, встречи с учителями и начинающими практиками с такими же, как у меня, вопросами. В какой-то момент ко мне пришло ощущение, что я могу делиться своей энергией и открытиями с другими. В 44 года я окончила полугодовые курсы преподавателей йоги, получила сертификат международного образца и сразу же начала преподавать. Помню, с каким страхом шла на свой первый класс и надеялась, что никто не придёт. Тогда со мной занимались всего три человека. В этом же году я приняла непростое решение перейти на фриланс: вести йогу, писать статьи и фотографировать.
Сейчас я веду йогу в клубе для пожилых людей — эта ниша оказалась свободной и довольно востребованной. Друзья в шутку меня называют «гуру для пенсионеров». Конечно, в месяцы, когда кроме йоги нет никакой другой занятости, бывают финансовые трудности. Но я к этому готова, и стараюсь свободное время посвящать образованию. Январь 2020 года я провела в Индии, окончив 200-часовой курс для преподавателей йоги со спецкурсом по аюрведе — древней науке о здоровье и естественной жизни. Это направление, в котором я хотела бы развиваться дальше.
Почти все мои знакомые после 40 лет имели сложности с устройством на работу. Я с этим не сталкивалась — так сложилось, что работа сама находила меня. Однако я убеждена, если ты чем-то увлечен, изучил этот вопрос и являешься в нем специалистом, то тебя найдут. Самое сложное — понять, что ты реально любишь и хочешь делать.
Дмитрий Коптюбенко, 40 лет
Директор портала НИУ ВШЭ
Шесть лет назад я приехал на работу в РБК и не смог войти в компьютер. Выяснилось, что срок службы моего аккаунта истек. Сисадмины, видимо, думали, что больше десяти лет я уж точно не проработаю. И вот, сегодня, ровно через десять лет, система меня заблокировала. В этот момент до меня дошло, что я засиделся.
Параллельно мы с женой обсуждали, что мне не помешало бы найти более высокооплачиваемую работу. Она мне сказала: «Напиши резюме и отдай мне», показала его знакомым, те — знакомым знакомых. Так оно дошло до Вышки, и я стал директором портала НИУ ВШЭ.
У меня небольшой опыт перехода с места на место. В РБК я работал 11 лет, в Вышке уже шестой год. Я всегда строил карьеру внутри организации, рос, не прыгая с места на место. В РБК я пришел простым журналистом — сначала занимался всем подряд, потом — только топливно-энергетическим комплексом, затем стал редактором двух отделов, дальше замом главного редактора. Так дорос до планки, после которой логичным показалось попробовать что-то новое.
Со стороны может показаться, что я кардинально сменил сферу, углубился в IT, но на деле это не совсем так. На обеих позициях я занимался менеджментом и управлением коллективом. Сейчас мы отвечаем не только за портал — самый большой среди сайтов вузов в России, но и за мобильные приложения, а также за проект по созданию системы сквозной аналитики. В следующем году планируем заняться еще и предиктом: учимся показывать пользователю релевантный контент с применением элементов машинного обучения.
Ни карьера, ни, тем более, жизнь, в 40 лет не заканчивается. Это только повод пойти на новый виток. Я, например, решил получить MBA. У меня большой опыт в журналистике, немного в PR, а теперь и в IT, в цифровом маркетинге. Чтобы универсализировать знания и собрать полный паззл из опыта и компетенций, не хватало одной детали — управленческого образования. Я подумал, что сейчас самое время, чтобы его получить.
У нас в Вышке нет возрастной дискриминации, коллектив очень разношерстный: есть студенты, а есть специалисты, скажем так, не на год и не на два старше меня. Мы не видим в этом никаких проблем, но, возможно, это заслуга университета — образовательная среда очень инклюзивная. Я за собой помню только один случай, когда я не взял человека на работу из-за его возраста. Но мы с ним договорились, что он сдаст ЕГЭ, и тогда — пожалуйста.
Все самое важное и интересное собираем на страницах «Цеха» во ВКонтакте