«Словакия — не самая популярная страна для студентов, но одна из самых доступных». Бывший пиар-менеджер об учебе в Братиславе
История Анастасии Яшиной, которая сменила российский шоу-бизнес на медицину
Наша читательница Анастасия Яшина постоянно меняет сферу деятельности, для чего с удовольствием получает новые знания. После работы пиар-менеджером и маркетологом в России она в 35 лет поступила на первый курс факультета общественного здравоохранения в Словакии. Анастасия рассказала «Цеху», почему выбрала именно эту страну для обучения, как справляется с заданиями на словацком, и где планирует применять полученные знания.
О карьерном пути и постоянном образовании
У меня был долгий извилистый путь поисков себя. Я окончила Плехановскую Академию с дипломом по маркетингу, посещала вольным слушателем факультет журналистики, долгое время работала в музыкальном и шоу-бизнесе в отделе пиара и маркетинга (музыкальное образование, кстати, у меня тоже есть). Затем бросила работу в офисе, напросилась в подмастерья к французскому шефу, выучилась на шоколатье, получила образование кондитера сначала в Москве, затем в Барселоне, сделала канал по работе с шоколадом на 40 000 учеников, и вот теперь в свои 35 лет учусь в Братиславе на Public Health (Общественное здравоохранение).
Самой себе я объясняю свой путь так: мне всегда хотелось делать что-то полезное для людей, приносить ценность или, как минимум, радость. Я начала с музыки, потом переключилась на еду — и то, и другое дает человеку сильные эмоции. В итоге пришла в здравоохранение и понимаю, что это та сфера, где мне хочется остаться на всю жизнь.
Все началось в октябре 2017 года, когда я пришла волонтером в хоспис. Сначала я не думала о смене профессии, но со временем стала вникать в тему паллиативной помощи, много читать о ней, общаться с профессионалами в этой среде. Позже я прошла курсы по эрготерапии, по уходу за тяжелобольными и даже полугодовой курс-специализацию по паллиативу на Coursera. В какой-то момент я поняла, что хочу остаться в околомедицинской среде и заниматься помощью людям профессионально.
У меня академический подход к любой профессии, поэтому я решила, что для уверенности мне необходимо получить базовое медицинское образование. Я рассматривала учебу за границей — там выбор профессий в области здравоохранения гораздо больше. Однако у нас с мужем уже был опыт не очень удачной эмиграции, поэтому пока мы размышляли, куда можем позволить себе уехать, я, чтобы не терять время, поступила на «Сестринское дело» на очно-заочную форму обучения в Москве. Этот выбор был сделан скорее от безысходности: учиться на врача или фельдшера я не хотела, а других профессий у нас в этой области нет. Увы, это был ужасный, абсолютно нелепый опыт: отвратительно построенная система обучения, организационный бардак и в итоге очень мало пользы. Я отучилась один семестр, и весной 2019 года мы с мужем быстро собрались и уехали в Словакию.
О выборе страны
Сразу после переезда я подала документы на факультет общественного здравоохранения (Public Health или по-словацки Verejné Zdravotníctvo). Чем занимаются специалисты этой сферы? Самый яркий пример —деятельность Всемирной Организации Здравоохранения (World Health Organization). Направлена она в большей степени не на лечение болезней, а на их максимальное предотвращение, а также на охрану и поддержание здоровья популяции. Специалисты сферы общественного здравоохранения работают в превентивной медицине (например, разработке вакцин), санитарно-эпидемиологическом контроле, министерствах и департаментах здравоохранения, в фарме, на административных и управленческих должностях в клиниках, занимаются клиническими исследованиями, просвещением, изучают безопасность продуктов и лекарств. И, конечно, еще одна важная часть этой профессиональной области — паллиативная медицина.
Словакия — не самая популярная страна для студентов, но, вероятно, одна из самых доступных. Высшее образование в Словакии в большинстве государственных вузов на словацком языке бесплатное, на многие специальности можно поступить без экзаменов (в стране недобор студентов), нет ограничений по возрасту для учебы, студенты сразу имеют право на получение студенческого ВНЖ. Некоторые продвинутые вузы предлагают программы на английском, но они платные.
Наш выбор также определялся тем, что к моменту переезда мы уже неплохо знали Братиславу, представляли себе жизнь в ней: климат, цены, национальные особенности.
Одним из основных моих страхов было незнание языка. Документы я подала в марте, а язык начала учить в мае, когда мы переехали окончательно. К концу сентября, когда начались лекции, мой уровень языка был еще слабоват, но времени на занятия уже не оставалось, поэтому я решила доучивать язык в процессе. В целом, он не сложный, а многие медицинские термины интуитивно понятны.
О том, как устроена учеба в вузе
В Словакии две формы обучения: denna (дневная) и externa (аналог заочной). В выбранном мной вузе (Vysoká škola zdravotníctva a sociálnej práce sv. Alžbety) специальность «Общественное здравоохранение» преподается только заочно. Студентам заочной формы обучения не дают ВНЖ, поэтому она подходит тем, кто уже легализовался в стране другим способом: например, открыл ИП или воссоединился с членом семьи. В то же время она удобна тем, что позволяет работать всю неделю. На дневной форме студентам разрешено работать не более 20 часов в неделю, как во всех европейских странах.
Наше расписание устроено так: в течение 6 недель мы учимся только по субботам, но целый день: с 8:00 до 19:00. В первом семестре у нас было 10 предметов, по которым впоследствии нужно было сдать 11 экзаменов, столько же будет во втором.
По субботам преподаватели читают лекции по своим предметам, рассказывают, как будут проходить экзамены, потом присылают нам эти лекции (всегда в виде презентаций) и список дополнительной литературы. Дополнительной литературы я пока не читала, для экзамена часто хватает материала лекций, но так как они даны в сокращенном виде, во многих процессах приходится разбираться самостоятельно, просматривая десятки видео и читая множество статей. В основном это касается профильных предметов: биологии, генетики, физиологии, химии.
Посещение субботних лекций не обязательно, фактически, можно приходить только на экзамены и готовиться полностью самостоятельно. Большой плюс, что на лекциях не нужно ничего писать. Помню, что на «Сестринском деле» в Москве за одну пару по анатомии мы писали под диктовку многостраничные простыни текстов. Зачем?
Я знаю, что на немедицинских специальностях (например, экономических или филологических) студенты сами составляют себе расписание, выбирая из предложенных предметов. У нас такой привилегии нет, наши предметы определены заранее.
В первом семестре у нас были следующие дисциплины: «Биология и Генетика», «Биофизика и Радиология», «Анатомия и Физиология», «Менеджмент Катастроф», «Право в Здравоохранении», «Основы Психологии и Коммуникации», «Сестринские Техники и Первая Помощь», «Менеджмент в организации здравоохранения», «Сестринское дело», «Химия и Биохимия».
Преподаватели разные, средний возраст 45-55 лет, но есть и моложе. Мой вуз частный, поэтому учеба стоит €250 в семестр. Его основал известный в Словакии врач тропической медицины, онколог и инфекционист. Он ректор и сам преподает некоторые предметы.
Меня поразило, что практически весь преподавательский состав участвовал в миссиях в странах Африки и Ближнего Востока, у школы множество гуманитарных проектов и представительств за рубежом. Даже наш совсем молодой преподаватель по психологии уже не раз была в зонах бедствий и катастроф.
Большинство преподавателей очень уважительно общается со студентами, чаще всего обращаются к нам «коллеги».
Иногда в чате нашей словацкой группы девчонки ругаются, ах, какой у нас тут «bordel» с организацией, но мне, конечно, смешно это читать: по сравнению с учебой на «Сестринском деле» в Москве всё четко и качественно. Кстати, не могу сказать, что со мной учится молодежь. Большинству моих одногруппников за 30, а некоторым и за 40 лет.
На факультете общественного здравоохранения нас около 20 человек. Лекции у нас совместные со специализациями «Физиотерапия», «Сестринское дело» и «Лабораторные методы в исследованиях». Всего нас около 120 человек. Физиотерапевты и сестры хоть и учатся заочно, имеют обязательную практику в медицинских учреждениях с самого первого семестра. На нашей специализации практики нет, хотя, в целом, в вузе ей уделяют большое внимание.
Почти все экзамены первого семестра были письменные. Почему-то преподаватели их называли тестами, но в формате настоящих тестов, где нужно было выбрать правильные варианты ответов, проходили только два экзамена: по первой помощи и очень сложный по анатомии.
Остальные экзамены проходили либо полностью в письменном формате, либо с элементами тестов. Письменный экзамен — это не всегда сочинение на пару страниц: иногда он предполагал ответы на вопросы в 1-3 предложения (обычно вопросов на экзамене от 10 до 60).
На экзамен к каждому предмету дается несколько дат на выбор. Можно выбрать удобную для себя, а также заранее узнать, когда будет пересдача. Критерии оценки очень четкие и написаны на каждом экзаменационном листе. То есть ты получаешь оценку раньше, чем преподаватель увидит твою зачетку, поэтому она, конечно, никакой роли не играет. Шкала тут не трехбалльная, как у нас (ведь «2» — это пересдача), а пятибалльная: А — высший балл, предполагает 95-100% количество правильных ответов, Е — низший проходной балл, 60-65% правильных ответов. Fx — пересдача.
Несмотря на языковой барьер, большинство экзаменов я сдала на А (к удивлению своих одногруппниц), и только по «Менеджменту Катастроф» получила Е: надо было лучше готовиться, а не шутить, что с этим-то предметом справлюсь после работы в российском шоу-бизнесе.
В целом, учебой я пока довольна. По крайней мере, для моих целей это, кажется, то, что нужно. В первом семестре я успевала работать, но довольно мало — боялась, что не справлюсь с учебой. Сейчас, немного разобравшись, я уже гораздо спокойнее на все смотрю и понимаю, что успеть и работу, и учебу даже на иностранном языке вполне реально.