«В мире стартапов нет слова „провал“». Артем Голдман — о том, почему важно учиться у практиков и с помощью комьюнити
Почему основатель Legal Space, Visabot и Elixir Cosmetics решил запустить образовательный курс
Артем Голдман учился в ГУУ на экономиста, на курсе по кинематографии в New York Film Academy и на программе Стартап Академии в бизнес-школе «Сколково». Вместе с другими фаундерами он запускал онлайн-маркетплейс юридических услуг Legal Space, был помощником в оформлении документов на длительные визы в США Visabot, а два года назад начал продавать на американском рынке корейскую косметику под своим брендом Elixir Cosmetics. Недавно вместе с другими практикующими специалистами Артем запустил образовательную онлайн-программу по электронной коммерции dumb startup. Он рассказал «Цеху» о том, к чему нужно быть готовым начинающим стартаперам, как режиссерское образование помогает ему в бизнесе, и почему он решил написать книгу про биохакинг.
«Не стоит ждать, что преподаватели откроют вам волшебный рецепт работы с продуктом»
Одна из главных проблем современного обучения: информации много в любом формате, на любые темы, на любых ресурсах, но кому и чему доверять — непонятно. Именно поэтому мне кажется, что образование движется в сторону микро-комьюнити, где можно встретить профессионалов, действующих практиков. Например, если мы возьмем тему e-commerce: только на Coursera есть несколько сотен курсов, как запустить продажи на Amazon. А теперь вопрос: кто авторы этих программ, чем они занимаются? Мы хотели сделать курс, где каждый спикер — либо владелец компании, либо узконаправленный специалист. Ребята, которые собирали дважды по $250 тысяч на кикстартере, рассказывают именно об этом, те, кто занимался аналитикой для e-commerce, говорят о своем опыте.
Еще один плюс комьюнити — ты встречаешь людей, с которыми потом работаешь на дальнейших проектах. Сейчас у нас в группе самые разные направления: производители химии, создатели роботов для приготовления пиццы, крафтовщики, которые делают кожаные сумки. Общение с каждым фаундером — образование для меня. Благодаря им я понимаю, что нужно, чтобы сшить сумку, например. Это не значит, что я собираюсь копировать их наработки, но иногда это знание дает тебе какие-то инсайты. Так же это работает и для остальных членов комьюнити.
Целевую аудиторию нашего курса можно разделить на четыре категории: основная — с уже готовым продуктом, представленным во всех федеральных сетях России, хотят выйти на американский рынок; вторая — ребята работают в компаниях, и директор по развитию поставил перед ними новую задачу — попробовать новый канал; третья — инвесторы, которые планируют вложиться в американский e-commerce, но не знают, с чего начать; четвертая — те, у кого пока нет ничего, кроме идеи. В последнем случае мы отбираем особо внимательно: меньше всего хочется пускать в комьюнити людей, которые собираются просто навариться. Мне важно понять, какие ценности у человека, действительно ли он хочет выстраивать бренд.
Сейчас мы планируем органически расти и делать четыре модуля в год, каждый по два месяца. Наша программа очень практична: если в начале обучения у человека есть продукт, то в конце — его товар уже может быть на полке Амазона.
Преподаватель на таких программах, как наша, — тот, кто однажды прошел лес и теперь рассказывает о своем пути. Тем не менее, мы предупреждаем, что лес мог измениться. Не стоит ждать, что вам откроют один волшебный рецепт. Самое главное, чтобы преподаватель давал свежие знания. Сегодня часто лекторы и бизнес-тренеры пересказывают книгу или теорию о кейсе, который был несколько лет назад, соответственно, знания давно устарели.
Часто курсы, которые обещают научить продажам на Амазоне, на самом деле рассказывают, как можно быстрее на этом навариться. Я сам год назад проходил такой онлайн-курс: у нас в группе было 150 человек, и каждый преследовал свою цель — один хотел узнать, что продать, второй — как атаковать конкурента, третий придумывал какие-то серые схемы. Все это далеко от нашей идеи.
«Адекватному инвестору ближе история, в которой у фаундера уже есть неудачный опыт за плечами»
В 2015 году мы запустили онлайн-маркетплейс юридических услуг Legal Space. Это был важный опыт, но в какой-то момент мне стало неинтересно. Мы пришли к тому, что компания превратилась в автоматизированную юридическую фирму, которая явно не могла конкурировать с гигантами, заключающими контракты с крупными корпорациями. Все, кто делал международный бизнес с оборотом до 300 миллионов рублей в год, были нашими клиентами, но продолжать обслуживать маленькие компании не очень хотелось.
Тем не менее, Legal Space стал толчком для следующего нашего проекта — Visabot. Мы заметили, что многие ищут юристов для оформления документов на долгосрочные визы в Америку. В тот момент я как раз сам был в США и занимался тем же бюрократическим процессом. Когда мы разложили все по полочкам, поняли, что в миграционном праве нет никакого креатива, юрист там ничего по сути не делает. Проблема в том, что форм так много и написаны они таким старым языком, что человек ничего не понимает и начинает волноваться. Меня раздражала эта ситуация, я понимал, что это нечестно, и многие юристы продают свои услуги через устрашение. То, что можно сделать за час, они растягивали иногда на полтора — два месяца, постоянно запрашивая дополнительные бумаги. В итоге мы решили создать бот, который бы помогал с оформлением документов на американские визы.
В стартапах нужно быть готовым к совершенно разным вариантам развития событий. Бывает, что продукт не продается, компания не делает пивот и разваливается. Таких историй у меня не менее 10. Да, это трата времени, денег, натянутые отношения с бывшими коллегами, но в то же время ты получаешь опыт. Такие моменты случаются постоянно: то ошибаешься с подрядчиком, то с продуктом, то с выбором сотрудника. Часто ты вообще не можешь с уверенностью сказать, был ли это провал или нет, могла бы быть ситуация в несколько раз хуже или, наоборот, лучше. Мне кажется, в стартап-мире нет слова «провал», есть «гипотеза», и она либо срабатывает, либо нет.
При этом важно понимать, что несработавшая гипотеза учит большему, чем сработавшая: в первом случае чаще понятно, почему так произошло.
Часто адекватному инвестору ближе история, в которой у фаундера уже есть неудачный опыт за плечами. Конечно, зависит из-за чего компания развалилась: если основатели просто разделили все на зарплаты и квартиры, то на них просто поставят крест. Как бы смешно это ни звучало, это не редкая история, даже в Кремниевой Долине.
Я не считаю, что для успешного запуска стартапа нужно обязательно попасть в акселератор. Главный плюс таких программ — комьюнити и нетворкинг. Там можно встретить людей, которые совсем недавно были на твоем месте: решали проблему с монетизацией, добились того, что стоимость привлечения клиента стала ниже стоимости продукта. Я уверен, что лучшие преподаватели — те, кто на шаг впереди тебя. Тех, кто уже ушел даже на два шага, понять труднее. Мне, например, сейчас бессмысленно общаться с Марком Цукербергом — он на другом уровне, мыслит, как управлять миллиардом юзеров. Другое дело, если я приду к человеку, который продает на $10 миллионов в год.
«Режиссерское образование очень помогает в бизнесе»
Я учился на факультете экономики, после университета работал в банке. В какой-то момент меня пригласили в Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям — они тогда начали выдавать гранты на интернет-проекты, и действующие сотрудники не очень понимали, о чем идет речь, нужен был кто-то помоложе, кто разбирался в интернете. Так я начал общаться с людьми, которые представляли свой контент, и мне вдруг захотелось оказаться на стороне создания, а не бумажек. В итоге я поехал на короткий курс по кино в NYFA (New York Film Academy), во время обучения собрал портфолио и с ним поступил на программу «Новые медиа» в Милане. Это было сочетание режиссуры и IT, что очень помогает мне в бизнесе сегодня. Запуск продукта — это сторителлинг: когда я его создаю, я по сути пишу сценарий, подбор команды — то же самое, что поиски актеров, операторов и других участников группы, конечный этап — донесение до клиента или зрителя. В обоих случаях мы рассказываем истории.
Я продолжаю учиться чему-то у других. В течение недели общаюсь с 1-2 новыми фаундерами и в разговорах узнаю, как у них в компании устроено производство, продажи. Если у меня возникает конкретный вопрос, например, про аналитику, я могу обратиться к специалисту, и он мне уже подскажет, что почитать по теме.
Периодически я записываюсь на краткосрочные курсы. Сейчас планирую пойти на трехмесячный курс «Промышленный дизайн» в БВШД. В дальнейшем мы планируем развивать продуктовое направление, и я хочу понимать, как чертить, работать с материалами — это поможет грамотно составлять техническое задание.
Кроме того, я оформил подписку на MasterClass, сейчас смотрю лекции архитектора Фрэнка Гери. Опять же — мне важно, что я получаю знания от реальных практиков, мастеров своего дела. Единственное, что мне не нравится, — отсутствие обратной связи. Понятно, что сам Гери не будет отвечать всем в мессенджере, но организаторы могли бы придумать какую-то обратную связь.
«Главное — не задалбывать себя»
Вокруг меня многие фаундеры используют кучу гаджетов, принимают препараты, но сам я долго не мог сформировать адекватный подход к биохакингу. В итоге я выбрал несколько специалистов, которые консультируют меня по вопросам здоровья, сам слежу за питанием, сном, регулярно сдаю анализы. В прошлом году был на випассане — это пока лучший опыт из всех практик. После возвращения я полгода медитировал каждый день, сейчас периодически к этому возвращаюсь, когда, например, чувствую, что беспокоюсь. Главное — не задалбывать себя. Когда я иду в зал, как на работу, чувствую, что все не то — сразу другой гормональный фон.
Недавно мы придумали бота, который собирает все твои данные о состоянии здоровья, условно виртуальная медицинская карта. Сдал анализ, скинул ему, а он все сохранил на твой гугл-диск. Дальше через QR–код любой доктор может получить доступ к этим данным и увидеть полную историю больного. Сейчас непонятно, где копится информация: я, например, на протяжении жизни делал снимки, сдавал анализы, и все это пропадало в почтах.
Попытка самому разобраться в теме здоровья привела к тому, что в прошлом году мы с врачом Алексеем Безымянным запустили онлайн-курс, который состоял из восьми вебинаров по основным вопросам — еда, сон, физические нагрузки, мозг, секс, аналитика, необычные практики, гаджеты. На каждую тему Алексей позвал российских медиков — ученых и больших специалистов в своем деле. В сумме на наш курс записалось около 300 человек, хотя мы нигде его особо не рекламировали. Сейчас вместе с Алексеем мы по предложению издательства «Альпина» пишем книгу с рабочим названием «Биохакнутый». Я не собираюсь строить из себя большого специалиста в этом вопросе, тем более, у меня нет профильного образования, но, кажется, мой опыт может быть полезен.