Микромастерство: как учиться каждый день и становиться счастливее
Когда хобби превращается в тайное оружие для достижения успеха
Для того, чтобы стать немного счастливее, необязательно становиться экспертом в новой области, — достаточно освоить какую-то ее часть или определенный навык. Это может быть что угодно: научиться мастерски колоть дрова, делать суши, читать иероглифы, выращивать карликовое дерево бонсай, готовить идеальный омлет, варить пиво, рисовать лошадь и так далее.
Мы часто говорим, что каждый день чему-то учимся и усваиваем что-то новое, но чаще всего это не так. Да, мы получаем новый жизненный опыт, однако по-настоящему большинство взрослых людей делают каждый день примерно одно и то же — работают на привычном месте, едят, спят, успевают на тренировку, или на встречу с друзьями, или свидание, или занятия с ребенком. По большому счету, повседневных дел так много, что они превращаются в рутину и не оставляют свободных окошек в расписании.
Все эти дела, прокрастинация и отвлекающие факторы могут годами мешать нам научиться новому. Помните, как на прошлый Новый год вы пообещали себе пойти на кулинарные курсы? А в 2015-м собирались заняться португальским? А когда-то еще раньше — освоить искусство смешивать коктейли так же уверенно, как бармен? Однако все это так и осталось в проекте, потому что чтобы как следует научиться, нужно время, а его нет.
Если вам случалось строить подобные планы, а теперь они давят грузом нереализованных устремлений, вам стоит попробовать micromastery — «микромастерство».
Micromastery — термин, придуманный британским автором и путешественником Робертом Твиггером, написавшим одноименную книгу — Micromastery: Learn Small, Learn Fast, and Find the Hidden Path to Happiness («Микромастерство: Учись по чуть-чуть, учись быстро и найди тайную дорогу к счастью», 2017).
Определение микромастерства, которое предлагает Твиггер, таково: «это автономная единица умения, законченная сама по себе, но связанная с более широкой областью». Это значит, что для того, чтобы научиться чему-то, необязательно изучать выбранную сферу от «А» до «Я». Вместо этого можно освоить конкретный навык или часть желаемой области знаний — и уже это сделает вас счастливее.
«Этот подход отлично послужил мне, когда я учился писать тексты, выступать перед аудиторией, играть несколько песен на губной гармонике, петь и играть на гитаре, — пишет блогер и консультант по менеджменту Тэнмэй Вора. — Мы можем получать знания, как это делают дети. Я вижу, как мой 5-летний сын хватается за столько всего разного, учится шажок за шажком и совершенствуется. Ему не нужно становиться специалистом, он просто хочет делать то, что его интересует».
Это и есть микромастерство по Твиггеру: необязательно становиться экспертом в какой-то области, — можно освоить какую-то ее часть или определенный навык. Это может быть что угодно: научиться мастерски колоть дрова, делать суши, читать иероглифы, выращивать карликовое дерево бонсай, готовить идеальный омлет, добывать огонь трением, варить собственное пиво, рисовать лошадь и так далее.
По его словам, он сформулировал эту идею, когда во время жизни в Японии открыл для себя «ката». Изначально так называли подход к изучению боевых искусств, который предполагает повторение некой последовательности действий, чтобы приучить тело к нужным движениям, но сейчас слово «ката» употребляют в отношении широкого круга умений и часто используют в принципе для обозначения метода обучения, основанного на повторении.
Концепция микромастерства противоречит «правилу 10 тысяч часов» — подходу, который популяризовал канадский автор Малкольм Гладуэлл в своей книге «Гении и аутсайдеры» (2008). Согласно этому правилу, чтобы достичь мастерства в какой-либо области, необходимо практиковаться в выбранном деле 10 тысяч часов. Несмотря на то, что выводы Гладуэлла неоднократно опровергали, его идея неплохо прижилась: даже если мы не считали часы, которые тратим на практику в чем-то, мы все равно уверены, что чтобы делать что-то хорошо, надо заниматься этим долго и упорно. Отсюда вывод, который парализует многие планы: нет смысла браться за что-то, если времени нет и потом все равно придется бросить, не доведя до конца.
Но понятие micromastery противостоит такому мышлению. Многие успешные люди, включая нобелевских лауреатов, не ограничивали себя единственной сферой, в которой специализировались. Вместо этого они увлекались множеством вещей и имели сразу несколько хобби, в конечном итоге помогавших достичь успеха в главном занятии. В своей работе, опубликованной в 2008 году, исследователи из Университета штата Мичиган (США) подсчитали: лидирующие ученые в 1,7 и 1,9 раза чаще, чем их коллеги среднего уровня, имеют хобби, связанное с искусством или ручным трудом. Нобелевские же лауреаты в 7 раз чаще (чем средний ученый) увлекаются работой руками (мастерят что-то на досуге), в 12 раз чаще пишут стихи, пьесы или книги, и в 22 раза чаще занимаются актерским мастерством, танцами или даже показом фокусов.
Есть ли связь между разносторонними увлечениями и успехом? По мнению Твиггера, да. Это не лишено смысла. Вряд ли умение вырезать по дереву или танцевать танго делает человека лучшим математиком или биологом, но можно предположить, что разные хобби и новые навыки помогают смотреть на главную сферу интересов шире и стимулируют новые идеи и в конечном итоге способствуют продвижению вперед.
«Поверьте, счастье — это нормальное состояние человека, если он занимается в жизни тем, что считает значимым, — говорит автор. — Значение не должно быть большим и не обязано переворачивать вашу жизнь, но нужно, чтобы смысл все-таки был. Его можно найти в заботе о других людях, в преодолении трудностей, встающих у нас на пути, в том, чтобы расти над собой или создавать что-то новое. Учиться чему-нибудь — это часть непрекращающегося процесса роста, который происходит со всеми, нравится вам это или нет». Поиск своей страсти, развитие своих интересов и совершенствование умений, нахождение смысла в том, что мы делаем, действительно оживляет нас и помогает почувствовать себя счастливее.
В своей книге Твиггер указывает на несколько особенностей микромастерства, которые, с его точки зрения, позволят найти путь к смыслу и удовольствию. Во-первых, обеспечьте себя правильным инструментарием и удобным местом, где можно практиковаться. Во-вторых, пусть то, чем вы хотите заняться, будет приносить некое удовлетворение, благодаря которому у вас будет стимул делать это снова и снова. В-третьих, та часть области знаний или навык, который вы выбрали, Твиггер называет её «learning unit» — единицей умения, должна быть воспроизводимой, чтобы вы, повторяя действия снова и снова, могли наблюдать собственный прогресс. И наконец, наряду с воспроизводимостью умение должно допускать возможность экспериментировать. Например, если вы учитесь делать омлет, вы можете добавлять в него те или иные ингредиенты, если выращивать карликовые деревья — придавать им те или иные изгибы. И так далее.
Вдобавок к этому, учась чему-то, человек не просто повторяет какие-то действия. Он развивает память, способность структурировать информацию, обучаемость, а параллельно — приобретает уверенность в себе, снижает уровень собственной тревожности и стресса. Все это положительно сказывается на здоровье тела и мозга: крупное рандомизированное исследование американских ученых (2013) обнаружило, что когнитивная нагрузка в старшем возрасте помогает сохранить как функциональность ума и повысить качество жизни.
Прелесть концепции микромастерства в том, что она дает фактически бесконечные возможности. Круг умений, которые можно освоить, ограничен только фантазией. Многим маленьким навыкам можно научиться всего за несколько часов — вовсе необязательно тратить на это годы, семестр или даже месяц. Но даже эти мелочи способны приносить удовольствие и чувство, что ты стал лучше, опытнее, интереснее, что довел до конца то, что задумал.
«Становясь старше, мы перестаем интересоваться чем-то новым, потому что у нас не хватает энергии и времени, — говорит Твиггер. — Micromastery не оставляет шансов таким оправданиям. Вы начинаете с чего-то настолько небольшого, что оно приносит лишь положительный эффект». Нам просто нужно найти то, чем нам нравится заниматься, и взяться за это, не переживая, что нам не хватит терпения.