«Не надо идти в диджеи, если не готов играть для пустого танцпола»
Карина Истомина — о том, как стать диджеем
Карина Истомина окончила факультет медиакоммуникаций НИУ ВШЭ, работала моделью, а в 21 год решила сфокусироваться на музыке и стать профессиональным диджеем. Карина рассказала «Цеху», с чего начинать тем, кто хочет играть музыку на вечеринках, и почему это сложнее, чем кажется на первый взгляд.
От фортепьяно к диджейскому пульту
Любовь к музыке привил мне папа. Одни дети ходили с отцами в парк или катались на велосипеде, а мы с отцом вместе слушали музыку. Это единственное, что нас объединяло и сближало. В детстве я ходила в музыкалку. Первые два года меня это увлекало, а потом мечтала бросить. Мне хотелось играть на фортепиано, например, Linkin Park и остальные произведения групп моего пубертатного периода, а меня заставляли заучивать этюды Черни и сонатины Клементи. Всю эту программу ты заранее знал наизусть, потому что она звучала из каждого кабинета. Система образования в музыкальной школе творчески не развивает, тебя просто заставляют правильно играть. Конечно, ты приобретаешь технические навыки — я, например, до сих пор правильно ставлю руку. Но было бы странно, если бы я этого не умела, проведя там большую часть своей юности.
Мама настояла, чтобы я закончила музыкальную школу. Она придерживается принципа, что всё нужно доводить до конца, меня это дико бесит. С горем пополам через 10 лет я окончила музыкалку по классу фортепиано, вокала и гитары. Чтобы сочинять музыку, быть композитором, нужно идти дальше — в колледж, но туда я точно не планировала поступать ни под каким предлогом.
С музыкой у меня всегда были тонкие отношения, но я даже боялась представить, что когда-нибудь жизнь сложится так, что она станет моей основной работой. Я училась в Высшей школе экономики на факультете медиакоммуникаций. Половину суммы за обучение дала мама из материнского капитала, который она получила за младшую сестру, вторую половину раз в полгода выкладывала я из тех денег, что зарабатывала моделью. Отец сказал, что не хочет платить за мое обучение, тем более за журналистское. Его способ воспитания на меня благотворно повлиял — я быстро повзрослела и теперь очень хорошо понимаю цену деньгам.
Однажды арт-директор бара «Редакция» Андрей Ходорченков предложил мне поставить музыку. Время было под утро, платить за это никто не собирался, но зато было весело. Я не умела играть. Леня Затагин из группы RSAC установил мне Traktor (одна из самых популярных программ для диджеинга — Прим. ред.) и объяснил, на какие кнопки нажимать. Я попробовала и мне понравилось. Я долго играла в «Редакции», разогревала кого-нибудь или, наоборот, закрывала вечеринки. Первые месяцы я ставила музыку бесплатно, всегда была на подхвате, потом стала получать 500 рублей в час. Меня начали потихоньку звать на другие вечеринки за примерно такую же сумму. На танцполах чаще всего была пара пьяных человек, которые никак не хотели уходить. Все официанты, бармены, уборщики и я в том числе ждали, когда тусовщики совсем устанут и мы все пойдем домой. Были и классные моменты: на одной вечеринке мне взбрело в голову поставить Кендрика Ламара, зал меня понял, и я почувствовала, что это мой путь. До этого я не ставила хип-хоп, начинала с диско, фанка и электронной музыки.
Книги, которые должен прочитать каждый начинающий диджей. Советует Карина Истомина:
- «1001 альбом, который нужно услышать»
- «Покажи свою работу! 10 способов сделать так, чтобы тебя заметили», Остин Клеон
- «Супер диджей», Дом Филлипс
- «Краткая история новой музыки», Ханс Ульрих Обрист
- «Электрошок», Лоран Гарнье, Давид Брен-Ламбер
- «Машина песен. Внутри фабрики хитов», Джон Сибрук
Работа без страданий, дисциплина и хейтеры
Первое время я не воспринимала диджеинг серьезно. Мне казалось, что я должна устроиться на какую-нибудь работу. Это была психологическая установка: работа должна приносить страдания. Если тебе зашибись, и ты еще умудряешься зарабатывать, значит что-то не так. Сначала меня звали играть за пять тысяч рублей, потом за десять, затем гонорары постепенно начали расти. В какой-то момент я осознала, что становлюсь частью диджейского мира. Это было для меня сюрпризом. Я отнекивалась до последнего, потому что все еще чувствовала вину за то, что занималась любимым делом. Вину перед людьми, которые сидят в офисе, и им не нравится их работа. Жизнь все-таки интересная: вот ты ищешь себя, ищешь, а то самое, что приносит радость, отодвигаешь, хотя оно и лежит на поверхности.
В какой-то момент все говорили, что я очень плохо играю, но вывожу благодаря харизме. Да, обаяние у меня сильное, но каноны диджеинга я действительно не знала. Не знала, но играла. У меня почему-то психика так работает: вокруг должен быть пожар, ураган, лавина и землетрясение — только тогда я концентрируюсь и все делаю. Меня звали на мероприятия, я соглашалась и училась уже по ходу дела. Мне не стыдно за это. Мама всегда удивлялась моей способности идти куда-то, не зная куда, и делать что-то, в чем я не компетентна на тысячу процентов. Я просто говорила «да, ладно, сейчас разберемся» и шла в бой. До сих пор так делаю.
Два года назад в моей жизни появился Дима DJ Tactics, сооснователь Flammable Beats (московское объединение диджеев — Прим. ред.), один из самых крутых диджеев России. Он пересадил меня с программы Traktor на Serato с виниловыми таймкодами. Это достаточно сложно: всё всегда скачет, плохо сводится и разъезжается. Первое время я ужасно психовала. В итоге купила себе целую студию (мониторы, две виниловых вертушки, иглы, пульт) и начала тренироваться. Полгода я ходила заниматься к Диме, научилась скретчить (звуковый эффект, от английского scratch — «царапать» — Прим. ред.). Уходить в скретч-диджеинг мне не хотелось — он напоминает спорт, а я не люблю соревноваться. Я и так нервная, а здесь бы у меня точно сердечный приступ случился.
С Димой была одна проблема — отсутствие дисциплины. Мы договорились, что будем помогать друг другу: я объясняла ему некоторые вещи в работе с инстаграмом, он мне — с диджеингом. Иногда я ходила каждый день в течение недели, а потом уезжала на гастроли и пропадала. Мне нужна была дисциплина, поэтому у нас не сложилось. Тем не менее, я безумно рада, что у меня была возможность у него заниматься.
Через год я подружилась с диджеем Tony Star. Вообще, он один из самых приятных, хороших и интеллигентных людей, которых я встречала. К тому же очень крутой диджей и преподаватель. Я ему написала: «Тони, слушай, можешь, пожалуйста, меня научить скилам, чтобы быть на классном уровне, чтобы никто ко мне не придрался, никто не сказал, что я плохо свожу? Остальное мы уже вывезем». Мы договорились, что я отдам ему свой пульт Pioneer 850, а он будет дважды в неделю со мной встречаться и помогать готовить диджейскую рутину — это что-то вроде диджей-перфоманса на минуту, во время которой ты показываешь, что умеешь. В течение четырех месяцев мы занимались дважды в неделю по два часа. Он меня научил справляться с тем, где я всегда косячила. Сейчас я чувствую себя увереннее: даже если у меня иголка соскользнула или что-то случилось с пультом, я могу встать на стол и сказать: «Чуваки, технические проблемы, извините».
6 советов начинающим диджеям от Карины Истоминой:
- Не нужно становиться диджеем без страсти к делу, музыке. Если ты рассуждаешь так: «Хочу чтобы все смотрели в первую очередь на меня, а не слушали музыку, которую я играю».
- Тренируйся. Если любишь музыку, сиди и делай миксы пачками.
- Не нужно идти в диджеи, если не готов сначала играть для двух человек, для пустого танцпола, в семь утра за гроши. Полных танцполов сразу не будет. Да и не нужны они. Обосраться перед двумя людьми не страшно, а вот перед целым клубом — стыд и позор, который пережить тяжеловато.
- Рассказывайте всем, чем занимаетесь. Нетворкинг эффективен в любой сфере. Даже если вы хотите поиграть в деревенском клубе, подойдите к условному арт-директору и расскажите о своей идее. Когда вы чем-то горите, люди это чувствуют. Я всем рассказывала, что я диджей, давала понять, что эмоционально в это вкладываюсь.
- Начните заниматься в интернете. Первое время я училась по роликам на YouTube, там всё разжевано.
- Не бойтесь ошибок. Многие будут ждать, когда вы оступитесь. И это произойдет. Простите себя сразу за это. Я столько раз лажала, что могла бы остаток жизни не спать ночами, рыдать в подушку и корить себя за свои ошибки. Ошибки — это круто. Это опыт, благодаря которому ты учишься и развиваешься.
От хобби к профессии
Мне кажется, ты имеешь право называть себя профессионалом, когда эта деятельность приносит тебе стопроцентный доход. Инстаграм мне помогает, но моя основная профессия, мой хлеб — только диджеинг. Когда я зарабатывала основные деньги моделью, диджеем я себя считать не могла. Сейчас пишу альбом, но называть себя музыкантом пока не стану.
У меня есть менеджер, которая занимается букингом и финансовыми вопросами. Гонорар должен быть таким, чтобы тебе было комфортно эту гастроль пережить. Иначе будешь вымотанный, расстроенный, неудовлетворенный и хреново сыграешь. Правда, рассуждать так можно только, когда достигнешь определенного уровня.
Иногда бывают непредвиденные ситуации. Например, в конце апреля я начала пить сильные антидепрессанты, у них достаточно мощный побочный эффект: энергии нет, очень грустно и постоянно рвет. В итоге все майские гастроли пришлось отменить. Сейчас я снова в строю и постоянно работаю. Только в райдере прошу теперь капельницы с витаминами вместо бутылки водки.
Все промоутеры друг с другом общаются, знают, кто как играет. Это работает как сарафанное радио. У меня была агент, которая однажды отправила меня в Чебоксары, где мне надо было играть техно диджей-сет в кальян-баре. Притом что я играю хип-хоп, и об этом везде написано! Как-то пришлось выкручиваться. Хорошо, что треки Рикардо Виллалобоса идут по 12 минут. Сейчас я не состою ни в каком агентстве, у меня нет пиар-менеджера, я сама решаю, где играть, прислушиваюсь только к своим ощущением.
В России нет достойной диджейской школы. Хорошо учат парни из All For Djs, но у них не такой большой поток. Я их очень люблю и дружу. Миша Рыбка учил меня программе Ableton и вообще помог мне поверить в себя. Я его уважаю и ценю как крутейшего музыканта, который знает почти все на свете.
Многие говорят, что мне стоит открыть свою школу. Для этого нужно собрать команду и найти руководителя, который будет решать вопросы. Мне тяжело заниматься организацией, но так как я в тусовке, постоянно со всеми общаюсь и стараюсь найти людей, с которыми мы можем быть полезны друг другу. Когда-нибудь и у меня будет школа.
Не нужно обращать внимание на хейтеров. Знакомые коллеги улыбаются, жмут мне руку, а потом говорят за спиной, что я не достойна своего места и лучше бы испытала весь ад, который прошли они. Главное — гнуть свою линию до победного и не читать то, что пишут в интернете.
Давайте посмотрим по результатам: какая девушка сегодня лучше меня в диджеинге и в инфлюенсерстве российского хип-хопа? Мы не берем электронный мир, там свои героини. И я не говорю про пацанов, у них тоже своя тусовка. Я говорю про музыкальную культуру, которую несу в массы, рассказываю про свои музыкальные открытия. Не вижу ни одной девушки в России, у которой я бы могла черпать эту информацию. Не была и не слышала о вечеринках, где бы играла девчонка, и все бы на нее врывались, как в последний раз. Может, это звучит высокомерно, но просто покажите мне их, если я не права. Конечно, когда-нибудь кто-то займет мое место, но тогда я уже буду выше и на нынешнем мне просто будет тесно.