«Меня разочаровали тупые люди вокруг». Как сотрудник спецслужбы стал озвучивать аниме и комментировать Dota 2
История Александра Короткова
Обычно слово «pivot» применяют по отношению к стартапам — оно означает смену бизнес-модели, продукта или сферы деятельности. А мы назвали так новую рубрику с историями людей, которые полностью изменили свою карьеру. Александр Коротков восемь лет работал «в органах», параллельно занимаясь озвучиванием аниме, а затем увлекся Dota 2 и сменил профессию. Сейчас Александр — один из самых известных российских киберспортивных комментаторов. В интервью «Цеху» он рассказал, почему разочаровался в службе и как совмещает аниме и доту.
Спецслужба и аниме
Я учился в Российском Государственном Социальном Университете (РГСУ) на юриспруденции, потому что это был ближайший к дому институт с недорогим обучением. Работать юристом я не собирался, мне нужно было просто получить какое-то образование. Опыта работы по специальности у меня нет, впрочем, я всегда был уверен, что никогда этим заниматься не буду.
Во время учебы я уже начал работать: сначала в логистической компании, потом на складе, и даже какое-то время водил погрузчик. Потом я пошел в армию, а затем попал «в органы». Это был некий поворот судьбы — меня пригласили на собеседование сразу после службы. Спустя год мне предложили перейти в спецслужбу: после долгих проверок и собеседований меня взяли. Сначала я был крайне рад, думал, что это очень престижно, что меня ждет реальный карьерный рост и хорошая зарплата, но на практике все оказалось не так.
Больше всего меня разочаровали абсолютно тупые люди вокруг, которым ничего не интересно. Все, чего они хотят — спокойно отсидеть свои «сутки», ничего не делая. Это просто меня убивало. Тогда я и начал заниматься озвучкой. Свободного времени было много, нужно было куда-то его девать. Я понемногу начал пробовать себя в разных жанрах и собрал значительную аудиторию (Сейчас в фан-группе Александра «ВКонтакте» 134 тысячи подписчиков — Прим. «Цеха»). Кстати, я никогда не зарабатывал на озвучке, это мое хобби.
Расторгнуть военный контракт не так-то просто. Нельзя просто сказать: «Я ухожу, мне надоело». Однако желание сделать это пришло ко мне уже через год службы, но я служил еще восемь. У меня не было никакой альтернативы — нужно было зарабатывать деньги, поэтому приходилось как-то мириться.
Как стать кибер-комментатором
Я начал увлекаться профессиональной Dota со времен второго The International (крупнейший в мире ежегодный киберспортивный турнир по Dota 2 — Прим. «Цеха»), регулярно смотрел лиги. Друзья мне сказали: «Почему ты не хочешь попробовать себя в роли комментатора? Там же дефицит кадров, а у тебя и голос есть, и дикция». Сначала я не отнесся к этой идее с должным энтузиазмом, хотя надо было бы. На протяжении трех лет я не предпринимал никаких шагов, только смотрел и играл. Позже я решился и сам написал Олегу «prb» (Олег Булавко — экс-глава медианаправления Na-Vi — крупнейшей киберспортивной организации в СНГ, победителей The International в 2011 году — Прим. «Цеха»), он тогда возглавлял Storm Studio (Студия Na-Vi, освещавшая матчи с участием команды — Прим. «Цеха»), что я хотел бы попробовать себя в роли комментатора. Он сказал: «Не проблема, запиши демку». Меня взяли, и так начался мой новый путь. Позже произошло слияние студий и всех комментаторов Storm забрали на студию RuHub, где я работаю и сейчас. Кстати, голос у меня как-то сам по себе развился. Наверное, этому способствовало озвучивание — раньше я мог сделать серий десять за один день.
У меня не было стеснения, я никогда не боялся публики, потому что 10 лет занимался танцами. Конечно, сначала все шло не так гладко, ведь у меня не было опыта. На тот момент я еще не занимался стримами, мне сложно давалось переключение сцен и другие технические моменты. Постепенно я сам во всем разобрался.
До увольнения «из органов» я работал сутки через трое. Мои выходные тогда строились так: приезжаешь домой, качаешь новые серии и садишься за озвучку аниме. На следующий день едешь на студию и комментируешь Dota. Бывало, что я приезжал на эфир прямо со смены, и даже не спал. Когда я ушел со службы, мне запретили выезжать за рубеж, что, конечно, мешало моей работе. В этом году запрет сняли.
Что изменилось
Бабуля скептически отнеслась к моей смене профессии. Как и другие мои немногочисленные родственники, она считает, что я занимаюсь фигней. Почему-то люди думают, что зарабатывать могут только банкиры и юристы — это «совковое» мышление. Сейчас мой основной заработок — это стримы и работа в студии. По сравнению с зарплатой в органах я получаю в несколько раз больше. Еще в качестве хобби я веду видеоблог на YouTube.
Мой «анимешный» бэкграунд никогда мне не мешал. К людям, которые увлекаются аниме, правда, относятся как к дурачкам, но в последние годы я вижу, что многие стали проникаться аниме-культурой. Конечно, аудитория Dota все равно достаточно токсичная: тебя могут смотреть 10 тысяч человек, и все они будут говорить, какой ты плохой. Мне кажется, лучше всего это коммьюнити описывает термин из японского аниме «цундере» — это когда ты ругаешь человека, а на самом деле он тебе нравится.
Я допустил одну ошибку: потерял время. Я мог оказаться в этой сфере лет на пять раньше, быть у истоков и добиться гораздо большего. Мне мешал страх, что все пойдет плохо и я останусь без денег. Это глупо. Если ты реально хочешь чего-то добиться, нужно хватать это прямо сейчас. Главное не бояться.