«Переживаю, что люди утратят культуру прикосновений». Как диджитал-стратег стала мастером по тайскому массажу
История Елены Гутниковой
Обычно слово «pivot» применяют по отношению к стартапам — оно означает смену бизнес-модели, продукта или сферы деятельности. А мы назвали так новую рубрику с историями людей, которые полностью изменили свою карьеру. Елена Гутникова несколько лет проработала диджитал-стратегом. Но желание приносить людям пользу заставило ее уйти из офиса и объездить полмира в поисках своей идентичности. Елена рассказала «Цеху» о том, как стала специалистом по тайскому массажу, переехала в Лондон и что изменил в ее жизни коронавирус.
Офисный драйв
Заветной мечтой моего детства была журналистика. Но в итоге я поступила на филфак института русского языка имени А. С. Пушкина. Тогда мне это показалось более прагматичным. Моя кафедра специализировалась на преподавании русского как иностранного, но я не пошла по этой стезе. Уже во время учебы стала работать корректором и редактором в разных новостных онлайн-изданиях. Через год мне улыбнулась удача: вакансия в продюсерском центре Тины Канделаки «Апостол медиа». Сначала я пришла туда на проект, потом взяли в штат. Это было драйвовое место, где я приобрела опыт работы с самыми современными интернет-технологиями. Тогда еще не было никаких онлайн-курсов, всему училась «в полях». После «Апостол медиа» я несколько лет работала в разных диджитал-агентствах и находилась в перманентных страданиях — чувствовала, что это на самом деле не полезно ни для меня, ни для окружающих.
Однажды я прочитала книгу про Индию, и так она мне понравилась, что я купила билет в один конец. Вдвоем с приятелем мы исколесили половину Индии за две недели; мне было так хорошо, что я решила не возвращаться — благо, была виза на 6 месяцев. Я осталась, брала заказы на фрилансе, через знакомых, но больше отдыхала, чем работала. Через полгода решила вернуться в Москву и построить такой мир, какой я хочу. В этом состоянии я вышла в туристическую компанию TUI позицию менеджера по социальным медиа и спецпроектам. Это была работа мечты! Первые несколько месяцев все было просто идеально. Меня очень вдохновляло общение с иностранными коллегами и безумно радовали командировки. Все это поддерживало тот вольный дух, который вдруг «распаковался» во мне после индийского путешествия. Но рано или поздно все хорошее заканчивается, и я снова стала ощущать дискофморт — то ли от офисной работы, то ли от того, что сама перестала расти.
Прозрение и обучение тайскому массажу
Я поехала в очередной отпуск в свою любимую Индию. Месяц провела там, но ничего нового в голову так и не пришло. На обратном пути я оказалась в Бангкоке и решила провести последний день на шопинге. Возвращалась домой за полночь, уставшая и вообще ничего не ожидавшая на тот момент, просто плелась по туристической улице. И вдруг, буквально за шаг до отеля, меня окликнул немолодой мужчина европейской внешности. Я хотела отмахнуться, но что-то меня остановило. У нас завязался разговор; оказалось, что он из Канады, занимается тайским массажем. Полгода живет с семьей в Канаде, полгода ездит по тайским регионам, ассистируя в школах массажа. Меня это очень удивило: я была уверена, что тайским массажем могут заниматься только тайцы. Он предложил мне сделать традиционный массаж стоп палочкой, бесплатно. Я была очень заинтригована, согласилась — и просто улетела в космос! Я, конечно, знала, что такое массаж, в том числе тайский — но ничего подобного в моей жизни еще не было. Мы не обменялись контактами с тем человеком, о чем очень жалею — мне столько раз потом хотелось сказать ему спасибо за то, что он изменил мою судьбу.
Тогда у меня случилось прозрение — я поняла, что хочу свое дело, от которого бы людям было бы так же хорошо. Я тогда не знала, есть ли тайский массаж в России, и первое, что сделала после прилета в Москву — открыла ноутбук и стала гуглить эту информацию. Затем я обратилась к своему учителю йоги, он рекомендовал школу, которая учила по оригинальным таиландским источникам. Там я прошла сначала базовый курс по массажу всего тела, затем, отдельно — по массажу стоп (тот самый, с использованием палочек). Начала практиковать на друзьях. Сначала было страшно прикасаться к людям, брать ответственность за немедленный результат. Каждый раз я получала мгновенный фидбек, и слова людей меня просто потрясали.
В то же время я продолжала работать в TUI, почти без выходных, просто зашивалась в офисе. В какой-то момент я поняла, что пора уходить. Но как только я подписала заявление на увольнение, подруга пригласила меня приехать к ней на Бали.
Путешествия продолжаются
Я отпустила TUI с легкой душой и купила билет на Бали в один конец. По дороге решила заехать в Таиланд, оплатила обучение в тайской школе, обновила базовые знания. Две недели я проходила курсы в Чиангмае, затем обучалась индивидуально. Училась работать с людьми, оставаясь в собственном ресурсе, за счет использования веса своего тела, а не усилий. Тайский массаж — удивительно мудрый. Во время сессии необходимо оставаться расслабленной и через свое состояние передавать это расслабление человеку. За счет этого и достигается тот глубокий эффект, которым славится тайский массаж. Это самая медленная и «ленивая» техника в мире. Часто его называют «пассивной йогой», в которой оба — и мастер, и клиент — улучшают своё здоровье. Для меня было настоящим открытием, что работа может быть не изнуряющей, а оздоравливающий, что можно, отдавая — получать.
Моя учеба заняла примерно месяц, а затем я полетела на Бали. Стала искать клиентов, но еще как минимум год сотрудничала с московскими агентствами в качестве диджитал-стратега.
Конечно, мои близкие не очень хорошо отнеслись к моему новому образу жизни. Но все понемногу меняется. Мы сейчас вместе проходим этот путь, чтобы они смогли увидеть, как я меняюсь, а я могла понять их страхи, за которыми скрывается истинная забота и любовь.
Как только я обосновалась на Бали, мне вдруг привалило большое счастье — я стала гражданкой Евросоюза, а конкретно — Болгарии. Моя мама болгарка по национальности, мы с сестрой родились в Молдове, где всегда жили этнические болгары. В 2010-х годах там была реализована правительственная программа, позволяющая всем этническим болгарам получить гражданство. Поэтому мне, маме и сестре выдали паспорта ЕС.
Для «прокатки» паспорта мне нужно было куда-то выехать, и я в итоге выбрала Лондон. Это всегда был город моей мечты, который казался недосягаемым. Но мне все-таки удалось поехать туда, для начала — на четыре дня. Это было фантастическое время, период Рождества. Я до беспамятства влюбилась в рождественский Лондон и решила, что вернусь сюда с какой-то стоящей целью.
Эмбодимент как стиль жизни
В 2018 году я стала заниматься массажем не только как специалист, но и как тренер. Начала преподавать, проводить курсы под собственным брендом. Как-то раз мне предложили организовать семинар одного британского преподавателя. Так я познакомилась с Марком Уолшем, основателем эмбодимент-йоги. После семинара я была под таким впечатлением, что подошла к нему и спросила, что же мне теперь делать со всем этим знанием. Он сказал: «Приезжай осенью в Брайтон, на мой тренинг». Практика, которую я изучала у Марка, помогла мне понять, как перейти на следующий уровень мастерства. Это был совершенно новый вид решения проблем, когда всё происходит не в каком-то эфемерном пространстве, где ничего нельзя контролировать, а в моём собственном теле.
Я прожила в Лондоне три месяца — это был просто крышесносный период. Мне казалось, что я уже все повидала, но эмбодимент сломал эту уверенность. У меня все начало меняться — отношения, работа, взгляды на мир. Большую роль, конечно, сыграла фигура преподавателя — он помог мне совершить большой личностный прорыв. Я поверила, что смогу переехать в Лондон просто потому, что хочу, без конкретного понимания, как и что будет устроено. И вот, с этим незнанием в июле 2019 года я переехала сюда. Из состояния «зеро» строю свою маленькую империю, продолжаю учиться новому в коммьюнити эмбодимента.
Сейчас я фрилансер. Я всегда хотела, чтобы у меня было место, куда бы приезжали люди, а не наоборот, и в Лондоне у меня это наконец-то получилось. Прямо перед началом карантина я сняла себе кабинет в центре Сити, но сейчас его закрыли на несколько месяцев. Неизвестно, сколько нам еще не разрешат практиковать.
Зато я стала развивать личный проект обучения массажу онлайн. Возможно, онлайн останется единственным доступным для меня вариантом работы.
Я не снимаю квартиру, по-разному нахожу места для жизни. За последние десять месяцев их было четыре. Каждый раз это новая история — то через соцсети, то в обмен на свои услуги (я вам — массаж, вы мне — жилье). В Лондоне очень распространен cat sitting: однажды я присматривала за котом, пока его хозяин путешествовал, жила в их доме. А сейчас в моем распоряжении целая квартира; так вышло, что одна знакомая застряла из-за карантина в другой стране и попросила меня пожить у неё. Я живу в квартире с террасой в классном районе Лондона, и в целом карантин мне нравится! Но, конечно, моя прямая деятельность приостановлена, уже больше трех месяцев я не практикую с клиентами, и это удручает. Я живу одна, не могу трогать людей — это особый челлендж.
На самом деле я очень переживаю, что люди утратят культуру прикосновений. Для меня это сейчас большой вопрос: что будет дальше с нами, будем ли мы внимательны друг к другу, будем ли дружелюбны? Вопрос важности прикосновений как никогда актуален в меняющемся мире.
У меня нет универсальных рекомендаций для тех, кто хочет поменять свою жизнь и специальность. Я постоянно испытываю сумасшедшую потребность в движении вперед, в бесконечном своем любопытстве. Любопытство — важный момент; если оно есть, надо им пользоваться вовсю. Важно никогда не переставать следовать за своим интересом. Тогда реально можно прожить много жизней за одну. И если эта перспектива скорее волнует и манит, чем пугает, то стоит попробовать.