«Хотелось, чтобы жизнь зависела от меня, а не от спонсоров и клубов». Как балерина и мастер спорта по ориентированию построили новую карьеру
Истории людей, которые нашли себя в новых сферах, оставив дело всей своей жизни
У спорта и балета много общего — жесткий график, риск получить травмы и конкуренция сопровождают верных профессии людей постоянно. Однако с самым сложным испытанием многие из них сталкиваются, когда все-таки решают закончить карьеру. «Цех» узнал, как мастер спорта по ориентированию и балерина нашли себя в новых сферах, оставив дело всей своей жизни.
Велимир Назарычев, мастер спорта по спортивному ориентированию
Как я попал в большой спорт
Мама хотела, чтобы я стал дипломатом, поэтому отправила меня на курсы английского языка в петербургский Аничков дворец. Там я увидел объявление о наборе на спортивное ориентирование — в этом виде спорта нужно бегать на местности и искать контрольные пункты с помощью карты и компаса. В итоге на курсы английского я ни разу не сходил и дипломатом не стал, зато всерьез и надолго увлекся этим спортом.
Однажды к нам в школу на открытый урок пришел сотрудник МЧС и сказал, что самые устойчивые к стрессу люди — это спасатели и ориентировщики. Это действительно так, ведь в ориентировании нужно ежесекундно и на высокой скорости принимать решения, чтобы найти правильный путь.
Больше всего мне запомнились юниорские года, когда я стал мастером спорта, побеждал на чемпионатах и первенствах России. Спорт дал мне незаменимые навыки самостоятельной жизни и чувства ответственности за нее.
От ориентирования до менеджмента
Уйти из спорта я решил после перехода в в основные элитные группы. До 20 лет ты можешь числиться в спортивной школе без серьезных обязательств, но дальше тебя ждет национальная сборная и совершенно другой уровень конкуренции. Для хорошего прогресса нужно было идти либо в армейский, либо скандинавский спортивный клуб. Но в спортивную роту в армии мне не хотелось совсем, а для переезда в Скандинавию тогда не хватило мотивации. Поэтому через год я решил, что не хочу продолжать спортивную карьеру.
Я отучился на эколога, но вскоре понял, что мне это не очень близко, и уехал в Москву искать себя. Вместе со знакомым я участвовал в развитии спортивного журнала «Марафонец», а потом мы открыли интернет-магазин по продаже товаров для бега. Параллельно я участвовал в забегах, писал об этом в своих соцсетях — и вскоре меня заметили и пригласили в амбассадорский проект «Разбуди район» от компании Adidas. Весь беговой сезон Москва была поделена на 20 районов, в одном из которых я был лидером и организовывал забеги. Цель каждого района– набрать как можно больше километров пробега, чтобы именно в нем построили спортивную базу. В этой компании я получил свой первый опыт в сфере спортивного менеджмента и понял, чем именно хочу заниматься.
Сейчас я работаю в проекте «I Love Supersport», который специализируется на циклических видах спорта: бег, плавание, беговые лыжи, велосипед, триатлон. Наша миссия — показывать людям, что спорт может стать не просто частью жизни, но значительно изменить ее.
Нужно ли учиться на спортивного менеджера
Когда я пришел на позицию руководителя, мне пришлось довольно активно «собирать» новые навыки по маркетингу и продвижению продукта. Высшее образование в сфере спортивного менеджмента практически полностью закрыло бы мою потребность в обучении этому делу.
Менеджмент в спорте — это область, где можно по ходу учебы выбрать те направления, которые вам интересны: управление командой клуба, работа на спортивном объекте, менеджмент спортивного мероприятия и так далее. Сейчас я учусь в Skillbox по программе «Product management». Впереди еще целый год обучения, и я уверен, что буду учиться этой профессии и дальше, потому что life learning меня очень вдохновляет.
Советы для спортсменов
Если человек стал чемпионом, это не значит, что он может стать хорошим тренером или управленцем. Этому нужно отдельно учиться, набираться опыта, адаптироваться к среде. У нас же, к сожалению, часто происходит так, что профессиональные спортсмены после завершения карьеры автоматически переходят в какие-то проекты, с которыми до этого были практически не знакомы: без какого-либо понимания занимаются спортивным бизнесом, частным тренерством, открывают школы.
Уход в тренерство — наверное, самый популярный путь после большого спорта, но и к этому выбору тоже нужно подходить осознанно. В российском спорте очень часто повторяется сценарий, когда в своих тренерских методах бывшие спортсмены просто копируют учителей и не стараются мыслить самостоятельно. О своем уходе из спорта нужно думать заранее — искать новую профессиональную нишу, получать другие узкопрофильные знания, и, конечно, стараться активно вести социальные сети и быть медийным.
Полина Линовская, балерина
От отказа в Академии Вагановой до Чемпионата Мира
В 10 лет я пришла на просмотр для Академии им А. Я. Вагановой. Но там мне отказали со словами «у тебя очень широкая грудная клетка» и посоветовали перейти в плавание. Но я не сдалась, и в другой школе меня приняли.
Каждый воспитанник балетной школы должен был выезжать на конкурсы за границу — это мотивировало постоянно работать над собой. В подростковом возрасте я выиграла золотую медаль на Кубке России в номинации «классический балет», а после заняла 17 место на Чемпионате мира по танцам в Англии.
Хореография дала мне возможность в раннем возрасте узнать, что такое адреналин и кайф от сцены. Сейчас я хожу на мастер-классы и фестивали, чтобы снова вспомнить эти ощущения.
Почему я ушла из хореографии
Постепенно моя жизнь превратилась в эмоциональные качели: я разрывалась между желанием быть самым лучшим учеником на курсе и жить потребностями обычного подростка. Я сильно устала от классической хореографии, постоянных запретов и ограничений. Из-за того, что каждый мой день начинался с одних и тех же упражнений у станка, интерес терялся, я стала прогуливать занятия.
В этот период на одной из репетиций я вывихнула бедро. Травмы в хореографии настолько частое явление, что им не уделяют особого внимания. Но я стала замечать, что бедро болит все сильнее, я хуже сажусь на шпагат, постоянно слышу критику от тренера и теряю свои данные. Нужно было что-то менять. Я сменила балетную школу на Академические хореографические классы под руководством Эльвиры Грудницкой и стала заниматься только для себя, чтобы не терять гибкость и получать удовольствие от всего, что я ценю в балете до сих пор — музыки, самого танца, пластики.
Если вы, также как и я, заработали травму, ни в коем случае не опускайте руки. Надо честно признаться себе: как раньше уже не будет. Но это не значит, что впереди нет ничего хорошего. Вокруг есть множество других возможностей, чтобы реализовать себя.
Из балета в фитнес-индустрию
После ухода из балетной школы у меня не было ощущения потерянности, я наслаждалась тем, что могу делать вещи, которые годами были под запретом. Но я понимала, что многие из тех, кто получил серьезную спортивную травму, чувствуют себя намного хуже. Тогда у меня появилась идея стать тренером по безопасному и здоровому фитнесу. Я пошла учиться в Русскую христианскую гуманитарную академию на педагога дополнительного образования, а после — окончила курсы фитнес-тренеров.
В этой сфере я работаю уже более четырех лет. Я тренер-универсал, но самый популярный запрос, с которым я работаю — коррекция осанки. Меня радует, что в фитнес-индустрии постепенно растет спрос не на визуально красивое, а на здоровое тело. Моя цель на ближайшее время — открыть собственную студию, куда смогут приходить люди, разделяющие мои убеждения о безопасном и здоровом фитнесе.
Как я играла балерину в «Матильде»
Однако балет до сих пор очень многое для меня значит. Пару лет назад я получила приглашение от Ленфильма пройти кастинг для фильма «Матильда». В начале ХХ века было другое отношение к телу женщины, и в балете не так ценилась худоба, как сейчас. Поэтом режиссер, увидев на кастинге меня — девушку с хореографическими данными и большой грудью, сразу же сказал «да».
По сценарию мне нужно было играть балерину Карсавину и сделать несколько хореографических элементов в костюме «ангела». Поначалу, когда я увидела эти двухметровые крылья, то и представить не могла, как буду работать с таким весом. Затем — разгар съемок, режиссер уже начинает кричать, и тут появляюсь я: с огромной конструкцией за плечами невозмутимо работаю в кадре. Одним словом, со своей задачей я справилась отлично. И хотя на российских постерах к «Матильде» изображали главных героев, на главном немецкий постере были балерины и мой «ангел» в их числе.
Все самое важное и интересное собираем в нашем Telegram