«Зачем мне три высших, если парикмахером могу зарабатывать больше?» Как редактор стала специалистом по кудрявым волосам
История Александры Шевелевой, которая сменила карьеру в медиа на работу парикмахером
Александра Шевелева работала продюсером и редактором во многих российских медиа, а потом решила помогать людям, которые живут в России с кудрявыми волосами. Сначала она рассказывала про уход и правильную косметику в своем телеграм-канале «Так и ходи», но через некоторое время решила, что этого недостаточно, и окончила курсы парикмахеров. Сегодня она — один из немногих в России мастеров по кудрявым волосам. Александра рассказала «Цеху», как меняла профессию, почему всегда важно сомневаться и учиться.
Из редактора в блогеры для кудрявых
Я прошла довольно типичный путь московского гуманитария: поработав в разных СМИ — Wonderzine, Esquire, The Question — я ушла в «Яндекс.Такси», где возглавляла отдел редакторов. Параллельно в 2017 году я начала вести телеграм-канал «Так и ходи» про уход за кудрявыми волосами. Оказалось, эта тема для российской аудитории была новая, на русском об этом никто не писал. Я начала рассказывать про самые базовые вещи — какой шампунь выбрать, как правильно мыть голову. Мне казалось, это всем известно, но в разговорах с кудрявыми подругами выяснилось, что это далеко не так. Сама я еще лет в 15 просто загуглила curly hair, нашла сайт naturallycurly.com, и прочитала практически все материалы, которые там были. Потом заказала их книгу Curl Revolution и книгу Лоррэн Мэсси Curly Girl — главного специалиста по кудрям, автора знаменитого «кудрявого метода». В общем, у меня уже было достаточно полное представление об уходе за своими волосами, и я решила им поделиться.
Канал начал набирать популярность, меня стали узнавать не только в гостях у друзей, но и в метро, и на улице. Денег канал особо не приносил, это было просто хобби: микромедиа, которое мы заслужили, — полезное, позитивное и без Путина. Уволившись из Яндекса, я решила, что если хочу помогать кудрявым людям в России, то недостаточно разбираться в косметике, нужно уметь стричь кудри. С парикмахерами, которые специализируются на кудрях в России, беда — их несколько человек. Чаще всего российские мастера не понимают, что кудрявые волосы могут менять форму после высыхания, что филировка категорически запрещена — им кажется, что без нее они не доделали свою работу.
Где учиться на парикмахера и зачем ехать на курсы в Каир
Первым делом я пошла в обычную московскую парикмахерскую школу. Там я попала в совершенно непривычную для меня среду, в которой люди пытаются быстро овладеть каким-то ремеслом, чтобы просто заработать на кусок хлеба. Учишься полгода, получаешь диплом и всё — идешь работать. Преподаватели в таких школах приводят данные, актуальные для 1988 года, — начиная от техники, заканчивая стрижками под Мирей Матье. Тренировались мы сначала на болванках, потом на настоящих пенсионерах. Мне был очень важен этот опыт, чтобы прийти на обучение к классным мастерам уже с базовой подготовкой — знать, с какой стороны подойти к клиенту, уметь держать ножницы.
Следующим шагом был курс Лоррэн Мэсси в Каире. Место выбрали неслучайно — в Египте 4 года назад началось «кудрявое движение». Там это насущная проблема: почти все египтяне кудрявые, но большинство женщин каждую неделю выпрямляет волосы, потому что в культуре распространен стереотип, что красивые волосы — прямые и гладкие. Активистка этого движения — Доа Гавиш, которая работала в IT, а потом основала косметическую компанию The Hair Addict. Они выпускают специализированную косметику и привозит профессионалов, которые обучают местных парикмахеров работать с кудрявыми волосами. Логично, что в какой-то момент они решили пригласить Лоррейн Мэсси.
Поехать учиться в DevaCurl — самую знаменитую школу для кудрявых мастеров в США достаточно сложно и дорого — $2 тысячи за одну ступень, $1 тысячу за вторую, плюс транспортные расходы. В сумме около $5 тысяч. По сути там учат первым шагам кудрявого мастера: на первой ступени — флагманская стрижка DevaCut, на второй — боб и окрашивание. Курс в Каире стоил тоже около $2,5 тысяч, не считая транспортных расходов, но в Египет не нужно заморачиваться с визой. Чтобы поехать в Каир на курс Мэсси, я запустила краудфандинг, собрала около 130 тысяч рублей. Каждому, кто пожертвовал больше тысячи рублей на эту поездку, я обещала компенсировать сумму стрижкой. Когда я вернулась с учебы, у меня уже были клиенты, которых я обещала постричь.
До обучения на парикмахерских курсах я никогда в жизни никого не стригла. Я немного изучала графику в БВШД, и это дало мне некоторое представление о композиции, симметрии. Первый раз стричь было страшно: пришла девушка с очень сложной прической — асимметричное каре. У меня перед глазами появилась красная бегущая строка: «Что ты делаешь? Не трогай ее! Спрячься!» В итоге пока голова боялась, руки уже всё сделали. Меня это каждый раз поражает: сначала кажется, что все плохо, ничего не получается, а в результате — вполне достойно. Тем не менее, самоуверенность в этом ремесле — самое страшное. Очень важно всё время сомневаться, это оберегает от ошибок.
5 полезных ресурсов для парикмахеров:
- NaturallyCurly.com — главное англоязычное медиа, созданное кудрявыми людьми для кудрявых людей. Плюс магазин всего, что может понадобиться для кудрей.
- Curly Girl — Библия бережного ухода за кудрями Лоррэн Мэсси о том, как перестать бороться с природой и начать радоваться своим кудрям каждый день. Была переведена на русский язык, но быстро стала раритетом.
- The Curl Revolution — книга создателей сайта NaturallyCurly.com, в которой они собрали главные техники ухода и советы, накопленные за 20 лет существования сайта.
- Видеокурс «Так и ходи» — мой видеокурс, в котором я в сжатой форме рассказываю обо всех этапах ухода за кудрями, принимая во внимание особенности «славянских» волос.
- Free Salon Education — огромная бесплатная библиотека обучающих видео для парикмахеров.
Тяжелый график парикмахеров, ножницы за 50 тысяч рублей и важность инстаграма
Работа парикмахера — эмоционально затратное дело. Во-первых, ты все время общаешься с людьми, во-вторых, 12 часов стоишь на ногах. Не знаю, бывают ли молчаливые парикмахеры — тебе ведь нужно понять, что человек хочет, поговорить с ним и иногда в чем-то переубедить. Есть и плюсы: я быстро поняла, что эта работа приносит больше, чем офисная, а времени ты тратишь меньше. В офисе ты сидишь с 9:00 до 19:00, а тут — с 10 до 21:00 и получаешь за день в два раза больше. Это меня очень поразило: зачем я получала три высших образования, если могла сразу пойти в парикмахеры и получать в два раза больше? Мне немного обидно за гуманитариев. Я думала, может, у меня такая специфика: ниша и наличие своей аудитории, благодаря каналу. Но я говорила с другими ребятами — они получают больше меня, и у них вообще нет никакого образования, ни высшего, ни специального. Они просто стояли рядом с мастером и потом начали работать сами.
Когда я решила сменить профессию, многие друзья мне очень завидовали, потому что сами попали в капкан финансовой безопасности, когда ты знаешь, что тебе на карточку стабильно приходит определенная сумма в конце месяца. При этом ты понимаешь, что твоя работа давно не приносит тебе ни радости, ни ощущения, что ты делаешь что-то полезное. Финансовая безопасность останавливает от поиска себя, экспериментов, попыток выучить что-то новое.
Ценность статусности работы быстро теряется. Вот ты работаешь в The Village, тебе кажется, что это круто. Спустя три года становится уже не так здорово, ты переходишь в Esquire — и история повторяется. Возраст тоже влияет на твой подход: в 20 лет ты тянешься за громкими именами, в 30 тебя это уже не так воодушевляет. Когда я начала работать парикмахером, я уже не особо зависела от оценок окружающих. Плюс, меня очень поддерживало мое кудрявое сообщество: запись на стрижку сразу была на месяц вперед. Я поначалу даже не справлялась с таким потоком. Обычно парикмахер работает по 10-12 часов два дня через два. Для меня это очень тяжело и я принимаю клиентов день через день — получается примерно три дня в неделю.
Что нужно, чтобы начать работать парикмахером:
-
Ножницы. Обычные хорошие ножницы стоят около 3 тысяч рублей — таких достаточно для начала работы. Я сейчас взяла, например, за 50 тысяч рублей — очень дорогого японского бренда. Эти ножницы можно не точить до конца жизни.
-
Фен с диффузором. Примерно 3 тысячи рублей.
-
Косметика. В среднем на нее уходит 15 тысяч рублей за два месяца.
-
Машинка. Примерно 7–10 тысяч рублей.
-
Окончить базовые парикмахерские курсы. Длительность: полгода. Стоимость: 70–100 тысяч рублей.
Как правило, парикмахеры работают в салоне. Моя история достаточно уникальна: благодаря телеграм-каналу и узкой специализации у меня уже была клиентская база на старте, поэтому я могла работать самостоятельно, а не в салоне. Сначала я стригла друзей дома, а потом сняла кресло у знакомой в салоне. Вообще, есть много бьюти-коворкингов, где можно арендовать кресло от 1,5 до 3 тысяч рублей в день.
Сейчас на бьюти-рынке все мастера становятся узкоспециализированными. Если раньше просто открывали салон красоты, где делали педикюр, маникюр, стрижки, брови, то сейчас это работает иначе — за бровями идут в броу-бар, за маникюром — в нейл-бар, за ресницами — к лэшмастеру. Мне кажется, это правильно: в каждой области есть свои технологии, которые постоянно развиваются, уследить за всеми тенденциями невозможно. Именно поэтому парикмахер-универсал (который стрижёт и детей, и женщин, и мужчин) — устаревшая история. Сейчас больше доверяют мастерам с узкой специализацией.
Телеграм-канал и инстаграм отнимают довольно много времени, это настоящая работа. Я беру интервью для канала, пишу материалы, ищу информацию. Современному бьюти-мастеру не обойтись без инстаграма. Мало быть парикмахером, нужно еще и хорошо фотографировать, понимать в пиаре и маркетинге, настраивать таргетинг. Я ходила на курс «Инсталогии», чтобы разобраться, как в этой социальной сети все устроено. Инстаграм для меня — чуждая территория. Она мне не очень нравится, но я понимаю, что сегодня это самая живая и продающая площадка в России. Там сидят все — ассенизаторы, учителя, косметологи, газовщики, врачи, бизнесмены, экскурсоводы. В то же время я знаю парикмахеров, которые вообще не развивают социальные сети, им это просто не нужно. Сколько постоянных клиентов должно быть у мастера, чтобы прокормиться? 200-300 человек, которые попадают к мастеру через сарафанное радио, а потом приходят каждые 3-4 месяца. И поверьте, запись у таких парикмахеров на месяц вперед.
Почему нам придется учиться всю жизнь (даже если не очень хочется)
Я не уверена, что непрерывное образование — это то, чего мы все хотели. Когда я проводила мастер-класс для парикмахеров, было немного грустно смотреть на тоскливые лица женщин, которые думали, что если они отучились в 20 лет, то теперь от них все отстанут. К сожалению, так больше не будет. Даже моя мама, главный врач поликлиники, 66 лет, каждые несколько лет проходит обучение новым стандартам.
Все мастера, которые хотят развиваться, все время ищут новые курсы, изучают новые техники, ходят на мастер-классы. Даже если ты занимаешься одним и тем же, постоянно в процессе работы понимаешь, что в чем-то не хватает знаний. Чем больше работаешь, тем больше вопросов. Мне скоро придется ехать в Америку на учебу, потому что онлайн-курсы в парикмахерском деле — это не то. Нужно всё вживую смотреть.
Может, я останусь в этой профессии на 3-5 лет, а потом устану от людей и уйду. Буду, например, только обучать других мастеров. Мне все говорят, что нужно открывать свой салон, но я не уверена, что бизнес — это мое. Пока мне интересно стричь самой, это дает много эмоций и позволяет получить радость от видимой пользы и результата.
Человек приходит к тебе недовольный тем, что у него на голове, а через пару часов уже улыбается, благодарит и хочет с тобой сфотографироваться. На работе в медиа такой быстрый фидбек получить трудно. Бывает, что работаешь в международной новостной корпорации, думаешь, что спасаешь мир, а тебе только и пишут, что ты грязная свинья или продался госдепу.