«В 33 года я сдала ЕГЭ и поступила на химфак». Как фотограф основала косметический бренд
Катерина Карпова — о кардинальных переменах в карьере и своем бренде Pure Love
Обычно слово «pivot» применяют по отношению к стартапам — оно означает смену бизнес-модели, продукта или сферы деятельности. А мы назвали так новую рубрику с историями людей, которые полностью изменили свою карьеру. Катерина Карпова была коммерчески успешным фотографом-портретистом, но бросила эту профессию и основала косметический бренд Pure Love. Чтобы развивать его без инвесторов, ей приходилось подрабатывать хостес в ресторане и брать фрилансы. Катерина рассказала о том, почему не побоялась серьезных перемен и каково это — учиться на химическом факультете во взрослом возрасте.
Почему я бросила фотографию
Я родилась в семье художников, и пойти по этому пути для меня было естественно: сначала закончила художественную школу, а затем поступила в театрально-художественное училище на оформителя сцены. Но учебу пришлось бросить: на дворе стояли 90-е, вопрос выживания быстро перевесил.
До того как снова заняться творчеством, я сменила много работ — была официантом, продавала запчасти для «Мерседесов», работала в рекламном агентстве. На последнем месте приходилось много работать в фотошопе: я быстро разобралась в программе, она мне очень понравилась. Примерно в то же время мне подарили мою первую фотокамеру. Я стала выкладывать свои фотоколлажи на любительские фотосайты (тогда была популярна социальная сеть Фотосайт), фотографии довольно быстро набирали высокие рейтинги, и меня пригласили провести открытие своей первой выставки в Минске. Так я поняла, что фотография — то, чем я хочу заниматься. Поэтому поступила в академию фотографии, специальность выбрала узкую — фотопортретист. И следующие восемь лет снимала фотопортреты на пленку, работала с журналами. Деньги зарабатывала по тем временам немалые.
А потом случился перелом. Да, я уже была востребованным профессионалом, но меня то и дело мучил комплекс, что у меня нет высшего образования. Решила поступать в Школу фотографии и мультимедиа имени Родченко. Конкурс был очень большой, на финальном этапе я представляла свою серию фотопортретов. Я была уверена в этой съемке: до этого она уже висела на выставке бриллиантов в Швейцарии, а затем — на билбордах по всей Новой Риге. В комиссии меня попросили рассказать, как я ее придумала, и я честно ответила — эту съемку мне заказали. Вдруг я услышала разочарованный вздох — мол, «заказная, ну, все ясно». Как будто в коммерческой работе есть что-то недостойное. Но во мне тут же что-то щелкнуло: вся моя работа — красивые и пустые картинки, без идей, без концепций. Я вышла со вступительного экзамена в слезах и твердо решила, что снимать я больше никогда не буду. Нужно срочно продавать камеру и менять профессию. Только спустя несколько лет я узнала настоящую причину того «разочарованного» вздоха. Один из преподавателей объяснил: комиссия поняла — перед ней сформировавшийся профессионал, которого им просто нечему больше учить. Случившееся тогда меня сильно сломило, но и научило в будущем верить только себе, не опираться на стороннее мнение.
Свое дело
Я стала думать о том, чем заняться дальше. В свободное время много читала о косметике. На протяжение всей юности у меня была довольно плохая кожа, и я никак не могла понять этот парадокс: я трачу на кремы уйму денег, но мне ничего не помогает. Мои друзья часто иронизируют над тем, что если меня что-то увлекает, я тут же применяю академический подход — иду учиться. Так и получилось: косметическая химия захватила меня настолько, что я забыла обо всех других занятиях — сутками напролет читала книги, сидела на форумах. Базовые знания брала из интернета: что такое эмульгатор, водная фаза, масляная фаза, как все это превратить в эмульсию. В магазинах для домашнего кремоварения покупала ингредиенты и начинала делать кремы дома. Состояние кожи улучшилось не сразу, зато эмоционально стало гораздо легче.
Об увлечении узнали подруги, стали интересоваться, просить советы по уходу. Постепенно я освоила уже более сложные формулы, у меня получался хороший натуральный продукт. Натуральная косметика тогда еще не была трендом, в масс-маркете правили синтетические компоненты. В один прекрасный день я нашла контрактное производство, где по моим рецептам и ингредиентам профессиональные технологи могли сделать косметику. Затем зарегистрировала ИП и открыла свою марку натуральной косметики — Pure Love.
И снова студенчество
В 33 года я сдала ЕГЭ и с высоким баллом поступила на химический факультет. Я поступила на заочное отделение. Через год я забеременела и мне пришлось уйти в академический отпуск, но как только сын подрос, я сразу восстановилась на курс. К преподавателям шла с конкретными запросами: учила то, что должно было пригодиться мне в работе. Как и все новички, я в начале карьеры мыслила радикально: все натуральное — непременно хорошо, а все синтетическое — плохо. Но чем больше я училась, тем яснее понимала, что это типичное заблуждение.
Найти язык с людьми в университете было несложно: треть группы составляли взрослые люди, некоторые получали уже второе высшее образование, у многих были дети. Но и с юными одногруппниками я тоже находила общий язык. Во-первых, я люблю общаться с людьми разных поколений. Во-вторых, даже сейчас, если я выйду из дома без макияжа, в худи и широких джинсах — никто не дает мне 40 лет.
Гендиректор на фрилансе
Компания Pure Love всегда строилась без инвестора — только за счет внутреннего оборота. В особенно критический момент, когда бренду не хватало денег, я устроилась на наемную работу — стала хостесс в премиальном ресторане на Цветном бульваре, который открыли мои друзья. Это ресторан высокого уровня, оплата труда там соответствующая. В ресторан иногда приходили мои покупательницы, мы здоровались, улыбались — никакого стеснения я не испытывала. Я пришла на пару месяцев, но проработала год. Ушла, когда тяжелая финансовая ситуация миновала — дополнительный заработок действительно очень помог компании.
С тех пор я постоянно беру фрилансы — чтобы мозг не становился каменным, чтобы развиваться как личность и как управленец. Например, иногда я помогаю с организацией мероприятий для ивент-агентств. Еще помогаю своему молодому человеку в управлении баром. Я знаю очень много людей, которые занимаются своим бизнесом, могу быстро найти необходимый продукт и консультирую малых предпринимателей, которые хотят открыть свою косметическую компанию. Еще у меня есть хобби — я коллекционирую винил и играю диджей-сеты на мероприятиях. Когда ты работаешь только в своей компании, глаз замыливается: кажется, что все идет ровно, начинаешь упускать из виду рабочие моменты — нет взгляда на картину в целом. А мне важно, чтобы взгляд всегда оставался острым. Мой бренд не истощает меня, наоборот — я постоянно ищу в других местах новую энергию и приношу ее в свою компанию.
Сейчас в штате Pure Love шесть человек, под большие проекты мы привлекаем специалистов на фрилансе. Наконец нашла хороших технологов: я придумываю рецептуру, они отрабатывают ее на производстве. Все продукты я регулярно пробую на себе: произвольно беру из холодильника какой-нибудь образец и тестирую. Это единственная косметика, которой я пользуюсь, другая мне не нужна. Спустя семь лет после открытия я все еще самостоятельно составляю все формулы — со временем они становились все сложнее и инновационнее. Для сложных рецептур нужны дорогостоящие компоненты, поэтому мы стали делать более премиальный продукт. А от концепции полностью натуральной косметики пошли в сторону биотехнологий. Теперь мы не отказываемся от синтетических компонентов, при условии, если они физиологичны коже, эффективны и при этом биоразлагаемы, а их производство не вредит природе.
Это значит, мы будем наращивать объемы, масштабироваться. Ещё я подумываю о том, чтобы привлечь партнера. Такого, с которым у нас будут равноправные отношения.
Как смена работы помогла в жизни
За всю мою жизнь мне не раз казалось, что я распыляюсь. Нет чтобы выбрать одну стезю и изучать только ее — в глубину. Как все нормальные люди. А я — то продавец, то художник, то химик, то управленец. Но кто знал, что опыт предыдущих работ так пригодятся мне в собственном деле. Не будь у меня художественного образования — мой продукт никогда бы не стал стильным. Не стань я фотографом — никогда не смогла выразить свой концепт визуально. Не будь я химиком — не смогла бы сама делать формулы. А без опыта работы в рекламном агентстве я бы вряд ли научилась управлять большими проектами.
В мире так много удивительных, интересных профессий. Я бы с удовольствием стала ювелиром, обувным мастером или реставратором мебели. Если однажды в Pure Love все станет настолько хорошо, что я смогу полностью выйти из операционной деятельности, то обязательно займусь чем-нибудь еще.
Если вас действительно что-то увлекло, не задумывайтесь и просто начинайте делать. Страх — он там, где нет любви и страсти. А формула лекарства от страха элементарна: просто делать и любить то, что делаешь.