Взрослым учиться труднее? Почему это так и что с этим можно сделать
Принципы андрагогики в действии
Хотя тренд на lifelong learning сегодня не так явно заметен в инфополе, он никуда не исчез: взрослые как будто обязаны учится так же активно, как дети. Но зачем это в действительности нужно и что делать, если заниматься образованием не хочется? Помочь разобраться могут принципы андрагогики — их разъясняет автор и преподаватель курсов Центра непрерывного образования факультета компьютерных наук НИУ ВШЭ, академический руководитель образовательной программы «Магистр по наукам о данных» НИУ ВШЭ Маргарита Бурова.
Взрослым учиться труднее?
В последние годы люди самых разных возрастов меняют профессию, получают второе высшее образование или идут на профессиональную переподготовку. Это обусловлено не только желанием развиваться в иной сфере: мир столь динамичен, что постоянное обучение становится частью необходимого развития специалистов.
Однако учиться во взрослом возрасте куда сложнее, чем в детстве. В школе обучение выступает основным направлением каждодневной активности человека: жизнь крутится вокруг получения новых знаний. И даже если ребенка сложно назвать прилежным учеником, объем информации, поступающий к нему со всех сторон, так или иначе остается в голове хотя бы в небольшом остатке.
У взрослых все куда сложнее. Школы уже нет, зато есть огромное количество обязательств: работа, семья, дети, прочие повседневные дела, которые невозможно отложить. Для ребенка учеба — это основная обязанность. А для взрослого человека часто то, что обязанностям как раз мешает.
Высокая загруженность становится причиной, по которой взрослые не проходят образовательные программы до конца. Если опираться на официальную статистику различных онлайн-школ и вузов, то процент завершения коммерческого обучения –будь то профессиональная переподготовка, повышение квалификации или второе высшее, — колеблется в районе 50-60%. То есть, почти каждый второй слушатель не справляется с обучением.
Но запрос на возможность учиться в любом возрасте неизменно растет, поэтому стали появляться различные подходы к обучению взрослых. Ведь стало понятно, что механизмы, работающие с детьми, здесь неприменимы.
Принципы обучения взрослых
Наиболее известный путь обучения взрослых — андрагогика. Целая наука, которая занимается изучением специфики обучения взрослых. Ее идея заключается в том, что обучение взрослых должно строиться на их опыте. У детей опыта еще не так много, им сложнее преподносить материал через призму имеющихся знаний. А вот со взрослыми ситуация обратная: у них есть огромный багаж жизненного опыта, который может стать фундаментом для новых знаний.
У андрагогики шесть принципов, которые сформулировал один из ученых, посвятивших ей большое количество сил и времени — Малколм Ноулз. Перечислим их кратко:
- Осознание необходимости знаний. Задумывались ли вы в школе, зачем нужно учить столицы государств или основное тригонометрическое тождество? Некоторые дети задаются подобными вопросами, но многие — нет. Но в случае взрослых считается, что четкое осознание, зачем именно учиться тому или иному — необходимо. На магистратуре, которой я руковожу, большое количество курсов по математике. Что логично: диплом выдается по специальности «Прикладная математика и информатика». Однако, раз мы заявляем, что мы готовим специалистов в области Data Science, мы получаем регулярные запросы на то, чтобы к каждому вводимому математическому понятию были озвучены пояснения, зачем это понадобится в будущем и для решения каких задач можно будет это применить. И сильно заметно, насколько у людей повышается мотивация, если удается объяснить смысл тех или иных знаний.
- Готовность к получению знаний. Взрослый человек готов изучать только то, что ему действительно понадобится. Нельзя просто так прочитать огромную лекцию, не пояснив, где же это применится. Лишь четко пояснив, как можно будет использовать полученные знания, преподаватель увидит четкий результат. Все больше и больше образовательных программ сразу стараются демонстрировать прикладную направленность предлагаемых знаний. Предположим, человек решил учиться на менеджера — и на программе домашние задания основываются на его рабочих кейсах. А на вебинарах ему предлагают решения конкретных рабочих проблем. И он сразу видит, что получаемые знания по-настоящему полезны.
- Мотивация слушателей. Между мотивацией детей и мотивацией взрослых людей огромная разница. Дети больше ориентированы на внешнюю мотивацию: оценки, положительное подкрепление от родителей. Разумеется, у взрослых людей тоже может быть внешняя мотивация: например, повышение по работе. Но андрагогика полагает, что внутренняя мотивация (удовлетворение от обучения, саморазвития) все же сильнее. И без внутренней мотивации и желания изучить предлагаемый материал учеба становится непосильным трудом. Когда я начала преподавать не только у студентов бакалавриата, а еще и у слушателей программ дополнительного образования Центра непрерывного образования ФКН — меня совершенно поразила разница между стилями обучения людей в зависимости от их мотивации. Студентам часто не достает внутренней мотивации (для многих профессию выбрали родители, кто-то пошел после школы учиться по инерции и т. д.), а у тех, кто сам осознанно приходит на программы повышения квалификации — мотивация внутренняя и очень высокая. При условии хорошо выстроенного курса и прикладных задач — взрослые люди с нуля осваивают программирование и машинное обучение на высоком уровне, прикладывая фантастическое количество сил без какого-либо принуждения, лишь следуя внутреннему импульсу.
- Самосознание. В школе ученики часто выступают как пассивные получатели знаний, взрослым же надо выступать активными участниками процесса. Подчиненная роль зависимого субъекта уже некомфортна для взрослых слушателей. На нашей магистратуре студенты очень активно пытаются участвовать в построении образовательного процесса, предлагают идеи — и это сильно повышает их вовлеченность. Опыт показывает, что приглашение для слушателей быть частью происходящего дает много пользы для образовательного процесса.
- Отношение к учебе и фокус на учебной деятельности. Учебная деятельность должна фокусироваться на прикладных задачах, а не на теории, оторванной от жизни. Впрочем, здесь я бы взяла на себя смелость утверждать, что для всех такой подход лучше — не только для взрослых. Даже детям в школе интереснее вместо сухих математических задачек проще вычислять количество обоев для ремонта или скидку на желанную компьютерную игру. Для взрослых же усваивать неприменимые в жизни знания становится абсолютно неподъемной ношей.
- Предыдущий опыт. Куда без него? С основой на предыдущий опыт слушателей, можно быстрее и лучше донести необходимую информацию. К примеру, если психолог идет учиться на дата-саентиста, то вместо того, чтобы рассказывать с нуля принцип работы алгоритмов машинного обучения, можно опереться на уже имеющиеся у него знания и рассказать принцип алгоритмов на примере обучения детей и взрослых, на примере работы головного мозга. Так будет куда проще! Если же человек уже работает в сфере, по которой проходит повышение квалификации, можно выстраивать обучение с опорой на знакомые ему кейсы.
Если обратиться к другим подходам и методикам обучения взрослых, то все они сводятся к тому, что главное — реальный практический опыт и наличие ответа «Зачем это мне и как я это буду использовать?»
Обучение взрослых и высшие учебные заведения
Различные подходы к обучению взрослых, способы повысить их мотивацию и вовлеченность активно используют онлайн-школы и коммерческие курсы. Большое количество практики, рассказы про прикладную применимость знаний — эти части больше и больше заметны во многих образовательных программах.
С вузами ситуация обстоит слегка иначе. Пока не все образовательные учреждения готовы принять то, что студентов надо заинтересовывать и разрабатывать для них мотивационные стратегии. И это, конечно, является проблемой, так как не соответствует современным тенденциям. Взрослым людям легко найти курсы, готовые их заинтересовать, но тяжело получить достойное высшее образование.
Высшие учебные заведения даже стараются соперничать с другими сферами жизни слушателей. Когда я сама поступила в магистратуру восемь лет назад, мне четко озвучили, что совмещать с работой не получится. Большинство одногруппников все равно совмещали: часто обстоятельства складываются таким образом, что посвятить все время учебе уже во взрослом возрасте просто невозможно. В том числе и с точки зрения финансовых обязательств.
Но время меняется и даже строгие учебные заведения начинают смягчать отношение к обучению взрослых людей. Становится понятно, что нельзя соперничать с другими сферами жизни слушателей — надо быть с ними в симбиозе. Их надо использовать на благо образовательного процесса. Появляются онлайн-магистратуры, асинхронное обучение, полуторачасовые лекции замещаются предзаписанными лекциями в формате микро-обучения. Педагогические дизайнеры и методологи начинают участвовать в разработках программ высшего образования.
Такие требования и вызовы становятся фильтром для преподавателей и составителей программ. Теперь подход, при котором надо просто выйти и прочитать теоретическую лекцию не подойдет. Необходимо глубоко разбираться в теме. Понимать ее практическую применимость и уметь связывать ее с опытом слушателя. Именно такие программы, которые создаются экспертами и методистами, осознающими подобную трансформацию, получают позитивный отклик и растут.
Обучение взрослых дало толчок развитию преподавательского мастерства для большого количества специалистов. И хочется надеяться, что через пять или десять лет все образование для взрослых будет таким, что количество прошедших курсы вырастет с 50-60% хотя бы до 70-80%.