«Вирус пройдет, а опыт останется»: как образовательные офлайн-проекты переживают пандемию
Рассказывают «Алгоритмика», «Синхронизация» и Universal University
Коронавирус внес изменения не только в привычный образ жизни и рабочий график. Сфера образования тоже пытается подстроиться под новую реальность. Тяжелее всего приходится тем, кто работал только офлайн: школам, большим лекториям и университетам. Мы поговорили с руководителями трех крупных образовательных проектов и узнали, как они перешли в онлайн и заново выстроили свою работу, чтобы не останавливать обучение во время пандемии.
Андрей Лобанов
Основатель международной школы программирования «Алгоритмика»
К концу февраля, когда стало ясно, что коронавирус доберется до России, мы решили подстраховаться и заранее придумать онлайн-формат всей программы. Мы постоянно мониторим рынок образования, и еще до распространения вируса экспериментировали с онлайном, поэтому у нас было понимание, какая нужна модификация платформы и методологии, чтобы наши курсы работали на удаленке.
Платформа «Алгоритмики» — это it-продукт для офлайн-применения: мы создали электронный учебник, который преподаватели использовали на очных уроках. Внутри есть теория, задания, результаты всех детей, чат и инструменты для контроля со стороны преподавателя. Чтобы перенести в онлайн само занятие, мы решили интегрировать в нашу платформу систему видеозвонков. Сейчас все видеоресурсы перегружены — Zoom и Skype падают каждый день, а если ты работаешь по собственной видеосвязи, есть шанс этого избежать.
Наши разработчики быстро нашли решение, как интегрировать внутрь аналог Skype, который позволяет проводить групповые звонки через наши сервера, что повышает качество видео и его управляемость. Вокруг нашей внутренней видеосвязи выстроилось все обучение: так учителя и ученики могут дистанционно общаться друг с другом.
Затем мы немного переделали курсы: уменьшили группы, изменили механики занятий, сделали отдельные обучающие видео для педагогов. Наши методисты проводят очень большую работу. Сейчас они полностью загружены тем, чтобы научить преподавателей работать в новом формате. Мы сняли специальные обучающие видео, проводим вебинары и постоянно консультируем всех учителей.
Все наши онлайн-курсы типа «Python Pro» были сделаны специально под офлайн, но мы их адаптировали. Конечно, за две недели невозможно реализовать то, что строилось два года, поэтому мы каждый день продолжаем дорабатывать и совершенствовать новые механики. Так мы спасли все филиалы: «Алгоритмика» по всему миру работает в онлайн-формате. Большинство родителей понимает, что сейчас правильнее перейти в онлайн, но есть и те, кто прекратил занятия, их немного — где-то 5-10%.
Сейчас 85% коллектива «Алгоритмики» работает из дома. У нас почти 200 офисов по миру, и нам очень важно действовать слаженно. В этом нам помогает корпоративный университет: мы составляем специальные практики и рекомендации и внедряем их во всей компании.
Каждое утро мы с командой, как настоящий штаб, встречаемся на онлайн-летучках и обсуждаем, что еще должно быть сделано, где есть проблемы и как их решить. По отношению к пользователям и партнерам также очень важна открытость: мы все в одной лодке и должны грести в одном направлении. Мы честно говорим, что в новом продукте что-то может не работать, и призываем отнестись к этой ситуации с точки зрения возможностей, а не проблем.
На самом деле, нас очень стимулирует эта ситуация. Никто уже давно не работал в таких экстремальных условиях, и это очень круто сплачивает. Кроме того, мы почти без потерь смогли прыгнуть в новую нишу. Мне кажется, для рынка онлайн-образования сейчас настало время возможностей. Люди будут сидеть дома какое-то время, и у них выработается новая привычка к обучению. Кроме того, карантин и удаленка — это отличное время, чтобы познакомить всех пользователей с новыми технологиями. Вирус пройдет, а опыт останется.
Екатерина Черкес-заде
Директор Universal University
Еще до начала всеобщего карантина я получила несколько писем от преподавателей и студентов с предложением перейти на онлайн-обучение. 15 марта, учитывая нестабильность ситуации и то, что мы несем ответственность за шесть тысяч студентов, тысячу преподавателей и 250 человек администрации, я приняла решение перевести работу всего университета в карантинный режим. Примерно в эти же дни вышло официальное распоряжение Правительства Москвы о переходе на карантин всех учебных заведений.
Нам повезло, поскольку наш бакалавриат и магистратура живут по расписанию британских вузов, и на прошлой неделе у нас как раз был reading week — это время для исследований, самостоятельной работы и студенты не были привязаны к университету. Это дало нам дополнительное время для настройки образовательного опыта в онлайн. А вот программы дополнительного профессионального образования были переведены в онлайн фактически за сутки. Вся команда Universal University также перешла на работу из дома. При этом ни у меня, ни у коллег рабочее расписание не изменилось: мы только перевели все совещания в Zoom.
Нашим приоритетом всегда остается студент, поэтому каждый из учебных отделов полностью проработал программу, чтобы сделать онлайн-обучение максимально эффективным. Для преподавателей мы также написали специальный гайдлайн, чтобы они спокойно перешли на новые предложенные форматы.
Сейчас мы перевели в онлайн 80% расписания. Студенты учатся на нескольких разных платформах. Но если какие-то программы легко переходят в онлайн-формат, например, игровая разработка, то есть и сложные случаи — операторское мастерство или программа «Мода и стиль». Все, что связано с крафтовой работой, мы, конечно, не будем делать в удаленном формате. Даже если бы мы сказали студентам-дизайнерам отшить собственную коллекцию дома на своей машинке, это было бы невозможно, — требуется огромная дополнительная ресурсная база.
Месяцы карантина — это компромиссное время, но и у онлайна есть границы. Наша задача — сделать так, чтобы качество всего образовательного процесса не пострадало. Поэтому для таких специальностей мы сдвинули академический год: студенты закончат учиться не 1 июля, а 1 августа или, может быть, зайдут на следующий год. Точные сроки станут понятны, как только нам будет официально разрешено без какой-либо опасности для наших студентов вернуться в учебный класс.
Мария Бородецкая
Основатель лектория «Синхронизация»
У нас вышла забавная история: утром 16 марта мы с командой составили планы «А» и «Б». План «А» подразумевал мягкий переход в онлайн, потому что уже было понятно, что могут быть трудности с московским лекторием. План «Б» был на случай жесткого карантина. Он вступил в силу через 40 минут после встречи: мэрия отменила все мероприятия, на которых собирается более 50 человек. Мы могли бы просто ограничить продажу билетов, но решили, что здоровье слушателей, лекторов и команды для нас важнее. Мы разом отменили 150 мероприятий — у меня в тот момент было ощущение, что я прыгаю с 10-метровой высоты в ледяную воду.
Мы переживали, что не справимся с запросами от двух тысяч человек, которые купили билеты на отмененные лекции. Нам повезло: слушатели нас поддержали — процент тех, кто вернул деньги за билеты, оказался очень маленьким, в основном все переносили билеты на наши-онлайн курсы или замораживали до возвращения офлайн-лекций. Клиентский сервис в штатном режиме справился с этой ситуацией, им не пришлось работать ночами.
Страхов и сомнений насчет перехода в онлайн у нас не было, потому что мы уже делаем онлайн-курсы с 2018 года. Отказ от очных лекций — это болезненно, но не смертельно для нас. Теперь вся наша команда — методисты, маркетологи, менеджеры — работают на онлайн-направление.
Когда мы переносим курсы из лектория на онлайн-площадки, материал приходится адаптировать. Мы меняем структуру, по-новому группируем лекции, чтобы они были короче. Используем в вебинаре другие вопросы и акценты в общении с аудиторией, потому что контакт со слушателем выстраивается иначе. Курсы, которые мы записываем на видео — это кардинально другой продукт. Над ними работает отдельная команда методистов и контент-продюсеров.
Пока рано загадывать, но кажется, что наш онлайн выиграет от карантина. Эта ситуация дала нам повод на короткое время сконцентрировать все силы на одном направлении. Линейка продуктов в онлайне за этот месяц вырастет гораздо сильнее, чем мы планировали. Например, на прошлой неделе мы за два дня придумали и запустили новый формат — вебинарные марафоны о режиссерах, художниках и разных видах искусства.
Когда мы отменили офлайновые лекции, команда начала работать удаленно. Для нас это новый опыт: я всегда предпочитала, чтобы все работали вместе в офисе. Всё общение теперь происходит в Zoom, и, честно говоря, мой рабочий день превратился в череду видеозвонков. Есть ощущение, что работы стало намного больше, потому что рабочий день больше не ограничен. А может быть, ее и правда стало больше, ведь мы перестраиваем все рабочие процессы. Мы с командой составили очень амбициозный план-ураган и воспринимаем эту ситуацию как классный челлендж, но все равно очень скучаем друг по другу и ждем, когда все это кончится.