«Мне в личное пользование достался замок с котом и кадиллаком»: что такое хаусситтинг и как он помогает экономить на путешествиях
Проверенный способ бесплатно прожить 10 месяцев в Европе, ухаживая за чужими животными
Если вы любите путешествовать, но не хотите тратить на это много денег, можете попробовать хаусситтинг — практику, при которой владелец жилья оставляет дом и домашних животных на попечение гостю, а тот может не тратить деньги на жилье, так как не платит за аренду. О том, как стать хаусситтером, мы поговорили с Ириной — путешественницей, которая 10 месяцев ездила по Европе, останавливаясь в домах по приглашению владельцев, и успела пожить в Париже, Ницце и средневековом французском замке.
«Обязательно прикрепить много фоток с милыми кошечками и собачками»
Мой проект путешествия родился из книги. Сестра посоветовала мне роман немецкой журналистки, которая выиграла в передаче «Кто хочет стать миллионером?» и уехала в путешествие на целый год: жила в каждом городе по одному месяцу. И написала об этом опыте книгу. Я плохо знаю немецкий, но купила ее и прочла с переводчиком, чтобы вдохновиться. Это было семь лет назад — с тех пор я вынашивала в голове идею, что хочу так же. Придумывала, в какие города я поеду: у меня в квартире даже висела карта на стене, на которой я булавками обозначала места, куда хотела попасть. И ниточкой, как у Уэса Андерсона, я прокладывала маршрут.
На тот момент я жила в Москве, нужны были визы и огромный бюджет. Всё решилось, когда я переехала в Португалию и у меня появилась удаленная работа. Я стала думать, как бы мне съездить в долгое путешествие без особых трат. И придумала.
Существует такой формат — house sitting. Хозяева уезжают в отпуск или по работе и ищут кого-то, кто присмотрит за их домом и домашними животными. Есть сайты, которые работают как LinkedIn или HeadHunter: заполняешь профиль потенциального хаусситтера, видишь объявления от хозяев, которым нужна помощь, — и откликаешься на те объявления, которые тебе подходят.
Есть несколько популярных платформ. Они все платные: нужен взнос за членство — примерно 120 евро за год. Различаются они по регионам: есть американская, самая популярная, Trusted Housesitters, есть европейская, которой пользовалась я, — Nomador. Там 70% объявлений — французские.
Есть еще платформа с фермерскими домами в глуши, где из животных обычно ослики, куры, гуси, пять собак и шесть котов
Платформа обеспечивает безопасность для всех пользователей. Хаусситтеры загружают свой ID, справку о несудимости, расписывают биографию. Чтобы тебя выбрали, ты должен показать себя как опытный хаусситтер и владелец животных. Рассказать, что ты их очень любишь, обязательно прикрепить много фоток с милыми кошечками и собачками. Дальше заполняешь графу «с какой даты свободен» — и начинаешь поиск: отслеживаешь всплывающие объявления и стараешься откликнуться первым. Если хозяин тебе написал, вы созваниваетесь. Присматриваетесь друг к другу, задаете все волнующие вопросы, после этого хозяин принимает окончательное решение. Если он выбирает тебя, то нажимает специальную кнопку — и все пользователи видят, что ты приписан к месту на такие-то даты. Это нужно для того, чтобы другие владельцы не могли тебя пригласить.
На платформе нет системы рейтингов, но после каждой «миссии» вы с хозяином обмениваетесь отзывами: ты оставляешь отзыв о нем, его питомце, доме, а он — о тебе. Публиковать этот отзыв в своем профиле или нет — личный выбор каждого. Но чем больше положительных отзывов, тем чаще тебя выбирают владельцы.
«Никогда не знаешь до конца, будет ли тебе уютно и не маньяки ли те люди, которые тебя приглашают»
Я переживала, что без опыта сложно будет найти владельцев, готовых меня принять. Но мне повезло — меньше чем через месяц после регистрации я созвонилась с хозяйкой первого дома.
В первые разы у вас может быть много отказов. Поэтому важно иметь красивый и подробный профиль — как в дейтинговом приложении. После созвонов отказы бывают редко, у меня было всего несколько — чаще всего люди искали кого-то, кто близко живет и знает местность. Из-за незнания языка мне ни разу не отказывали, принимали с английским, даже во Франции. Хотя, конечно, когда некоторые принципиальные хозяева-французы видят, что в анкете ты пишешь на английском, сразу могут отсеять.
Моя первая поездка была в Виши, небольшой французский город. Опасений было много. Во-первых, у котика, за которым мне предстояло следить, был ВИК — кошачий ВИЧ. Это не опасно для человека, но было страшно, что с ним что-нибудь случится, пока я буду за него ответственна. Хозяйка оставила мне бумажку с адресом, контактами всех экстренных служб и кличкой котика, попросила всегда носить эту бумажку с собой.
Котик действительно был непростой: с характером, нелюдимый. Но я быстро расслабилась, потому что в мои задачи входило обеспечить безопасность этого животного, даже если он не был готов со мной дружить.
Еще было много страхов по поводу места. На созвоне с владельцем нужно обязательно просить показать квартиру и спальное место, задать все вопросы об инфраструктуре — для меня, например, был важен хороший интернет, потому что я работаю удаленно. Я задавала все эти вопросы, но всё равно были опасения. Когда едешь в новое место, никогда не знаешь до конца, будет ли тебе там уютно и не маньяки ли те люди, которые тебя приглашают. В этом отчасти помогает платформа, дает некоторые гарантии безопасности.
С владельцами домов мне очень везло. Важно было на этапе созвона почувствовать, сойдемся ли мы с человеком. Интуиция не подводила. Только первая хозяйка, в Виши, была достаточно тревожная: часто мне писала, спрашивала, как дела. Это тоже важно обговаривать на берегу — как часто хозяин хотел бы получать фотографии своего питомца в подтверждение того, что он жив. Я стала спрашивать заранее после первой поездки, оказалось, что большинство хозяев — абсолютно адекватные люди, которым достаточно одного фото в неделю, если не меньше.
«Если меня что-то визуально раздражало в доме, я часто даже не откликалась на объявление»
Я провела в переездах 10 месяцев, ни разу не возвращаясь домой. У меня и «дома» не было — в Португалии я съехала со съемной квартиры, мне было некуда возвращаться. Собрала всё в один чемодан и уехала путешествовать, даже не зная на сколько.
Я искала места, где можно было остановиться на месяц и дольше, чтобы не переезжать слишком часто. В Праге я провела 6 недель, в Румынии — 3 месяца. Челлендж был в том, чтобы состыковать каждую поездку: сижу я в Виши и понимаю, что 17 октября у меня заканчивается время пребывания в этом доме и мне нужно найти следующий, чтобы не останавливаться в отелях. Нужно было постоянно думать, что дальше. Где жить через месяц?
Иногда было сложно. В каждой новой квартире нужно было привыкнуть к банальным вещам: как включаются стиралка и посудомойка, в какие дни выносить мусор, как ухаживать за животным, сколько раз в день нужно кормить конкретно этого кота и так далее.
Плюс было сложно в целом привыкнуть к чужому пространству, загруженному личными вещами. Я профессиональный стилист и декоратор, мне важно видеть красивую картинку, так что, если меня что-то визуально раздражало в доме, я часто даже не откликалась на объявление. Хотя бывали и сюрпризы — с виду казалось, что всё хорошо, но, когда я приезжала, видела перегруженные вещами квартиры. Иногда даже разгребала их немного сама: фотографировала, как всё лежало до, прибиралась, а перед приездом хозяина расставляла всё на места. В Праге была такая ситуация: там жила девушка творческой профессии, с явно богемным образом жизни. Квартира была переполнена вазами с сухоцветами, банками с кистями, красками, холстами. Я потратила день на то, чтобы всё как-то попрятать, распихать и упорядочить. С уверенностью могу сказать, что, когда я покидала эту квартиру, она была чище, чем когда я в нее въехала.
«Приехала русская принцесса с португальским видом на жительство во французский замок»
Самый крутой дом, в котором я жила, — средневековый замок. Мне попалось объявление с одной-единственной фотографией, где были какие-то неказистые бетонные ступеньки, на которых лежал черно-белый котик. Там были даты, которые мне подходили, и я решила попробовать откликнуться. У нас завязалась переписка с хозяином, и он в какой-то момент мне задал вопрос: «Не боитесь оставаться одной в больших домах? Просто это замок». И присылает мне ссылку на сайт замка.
Хозяин — маркиз, наследник этого замка, — там живет. Иногда сдает как площадку для мероприятий, летом приглашает студентов исторических факультетов, чтобы те проводили экскурсии туристам. Но как музей замок не работает — это реально частный дом.
По дороге в замок я попала в тупую ситуацию. Прилетела в Париж, откуда мне нужно было доехать на поезде до ближайшей к замку железнодорожной станции — там мы договорились встретиться с владельцем. Но в Париже оказалось, что Air France — авиакомпания, которой я летела, — отправила мой чемодан следующим рейсом. А у меня не было возможности его ждать, потому что меня должен встретить хозяин, которому тоже на следующий день улетать. Нам нужно было обязательно встретиться именно в тот вечер. И я села в поезд без чемодана, договорившись о том, что мне его привезут.
Был анекдотичный момент, когда в аэропорту у стойки Air France я им пыталась объяснить, куда мне доставить чемодан. Я им говорю: «Знаете, у меня точного адреса нет, я буду в замке». Они посмеялись над моим российским паспортом — мол, приехала русская принцесса с португальским видом на жительство во французский замок. Полный абсурд. Чемодан в итоге доехал, но только через несколько дней. К тому же сломанный. Курьеры Air France подъехали к воротам замка и не поняли, что делать дальше, поэтому просто перекинули чемодан через двухметровые ворота.
Замок находится посреди поля. Ближайший сосед — в 500 метрах, винодел, который занимается виноградниками на землях замка. И больше никого нет. В километре находится деревня, в которой нет даже продуктового магазина. Поэтому хозяин оставил мне кадиллак, на котором я могла ездить за продуктами. Мне на 40 дней достался замок с котом и кадиллаком. Просто в личное пользование. Иногда я брала машину, чтобы поездить по соседним городкам. Но было тяжело: очень давила мысль, что может что-то произойти — и с машиной, и с замком в мое отсутствие.
В замке два крыла: первое построено в XV веке, а второе — в XIX. Когда достраивали второе крыло, замок модернизировали, поэтому везде есть батареи
В подвале — современный котел, на втором этаже в каждой спальне есть центральное отопление и проведен интернет. Хорошая сантехника. Всего в замке три этажа плюс подвал и чердак. Первый этаж — скорее музейный. Из жилых помещений там только кухня, в которой я готовила каждый вечер. Основной этаж — второй, а третий почти пустой. Там была только часовня. Когда я приехала, хозяин провел мне экскурсию по всем-всем закоулкам, включая крышу, и сводил в эту часовню. И таким будничным тоном сказал: «Если ты верующая, можешь приходить сюда молиться».
Первые несколько ночей мне было страшно: здание старое, издает звуки. Ночами тьма была кромешная, потому что замок стоит посреди леса. Я спала в кровати с балдахином и резным изголовьем, как в фильмах про вампиров. В первую ночь слышала какие-то нервные стуки — до сих пор не знаю, что это могло быть, но, к счастью, у меня не такая большая насмотренность в хоррорах, чтобы я успела себе что-нибудь нафантазировать.
Хотя хозяин мне на полном серьезе сказал: «Мы тут приглашали охотника за привидениями, никого не нашел»
Еще было жутко, когда я вечерами готовила себе еду на первом этаже, а потом шла с горой посуды на второй. Нужно было пройти по музейной части замка, где водятся мыши, скрипят полы, а на стенах висят арбалеты и портреты предков.
Кот из замка был полудикий — днем гулял в лесу. У меня бывали случаи, причем не один раз, когда темнело, я выходила звать кота, а кота нет. А в лесу и лисы, и дикие кабаны, и олени. Мне самой-то стремно было искать его — темно, шорохи отовсюду. Пару раз я просто смирялась: ну ладно, не пришел и не пришел. Правда, сразу же приходило осознание, что я здесь приставлена для того, чтобы ничего с котом не случилось. А он у меня черт знает где. Благо на утро всегда возвращался.
«Такой формат путешествий оказался намного дешевле, чем можно было ожидать»
Путешествия с хаусситтингом позволяют получить максимально разнообразный опыт того, как вообще живут люди и где они живут — в таунхаусе, замке, мансардной квартире под самой крышей.
Больше всего из мест, где я следила за домами, мне понравилось в Ницце. Я жила прямо в центре города, присматривала за джек-рассел-терьером, с которым нужно было гулять по утрам. Выходишь и через пять минут оказываешься в старой части Ниццы, где жил Пикассо и где продают свежую рыбу прямо на площадях. 10 минут пешком — и ты на берегу моря. Вот это было кайфово.
Еще из особенно запомнившихся мест — Румыния, мой последний хаусситтинг. Я туда приехала сразу после замка и почувствовала колоссальный контраст
В Румынии я жила в таунхаусном поселке, где дома не самого лучшего качества. Разница была огромная: еще вчера я ночевала в замке, где всё сделано из мрамора и красного дерева, а сегодня уже смотрю на картонные стены и плитку из самого низкого ценового сегмента в Leroy Merlin. Там у шкафчика в ванной уже ручка отваливается, хотя хозяйка полгода назад въехала в этот дом.
Опыт, который ты получаешь через хаусситтинг, не забронировать на Airbnb. По сути, ты примеряешь чужие жизни: заселяешься в чужой дом, становишься на время хозяином этого дома, можешь бродить по всем его уголкам, примерять на себя окрестность, знакомиться с соседями. Всё в совокупности дает тебе возможность прожить как будто несколько жизней. В моем случае — 9 разных жизней за 10 месяцев.
Такой формат путешествий оказался намного дешевле, чем можно было ожидать: я не только сэкономила на жилье, но и в целом меньше денег тратила на впечатления и покупки. Во-первых, впечатлений и так было полно, потому что я развлекала себя тем, что гуляла в новых местах. А во-вторых, понимала, что путешествую только с одним чемоданом, поэтому осознанно относилась к любым покупкам.
К тому же в Европе очень дешевые авиаперелеты между странами. Во многих местах я ездила на поездах, что еще быстрее и дешевле. Денег нужно реально прямо мало: от 50 евро до 250 евро на дорогу, в зависимости от того, самолет это или поезд.
Думаю, что обязательно повторю этот опыт через какое-то время. Пока я наслаждаюсь тем, что могу где-то осесть и не ездить с места на место с одним и тем же набором вещей в маленьком чемодане. Было бы круто побывать хаусситтером в Токио, Сингапуре, Кейптауне, где-нибудь в Латинской Америке.
Обложка: коллаж «Цеха». Фото: личный архив героини материала