Катастрофа для феминизма: почему пандемия коронавируса по-разному отразится на мужчинах и женщинах
Гендерное равенство как тихая жертва
Социальная изоляция и карантин стали продуктивным временем для Александра Пушкина (вспомним болдинскую осень), Вильяма Шекспира и Исаака Ньютона. Знаете что их объединяет? Никому из них не нужно было заботиться о детях. Для тех, кому есть за кем ухаживать и кого воспитывать, распространение коронавируса вряд ли даст время и вдохновение, чтобы писать стихотворения и разрабатывать научные теории. Пандемия усиливает все существующее неравенство в обществе. «Белым воротничкам» легче перейти на работу из дома, сотрудники с трудовым договором и официальными зарплатами лучше защищены. Самоизоляция в просторном доме проходит комфортнее, чем в тесной квартире. The Atlantic объясняет, почему тихой жертвой коронавируса станет гендерное равенство и независимость женщин.
Коронавирус менее опасен для женщин, если речь идет о физической болезни. Однако мы переживаем не только кризис системы здравоохранения, но и экономический. Большая часть обычной жизни приостанавливается на неопределенный срок, многие люди потеряют работу или уже ее лишились. Закрытие школ и изоляция домохозяйств переводят уход за детьми из оплачиваемого сектора экономики в неоплачиваемую. Это критическая ситуация для пар, в которых оба человека работали, нанимали няню, отправляли детей в детский сад или школу. Теперь им придется решать, кто из них возьмет на себя заботу и роль воспитателя. Статистически в гетеросексуальных парах женщины чаще зарабатывают меньше мужчин. Это значит, что они скорее откажутся от этих денег ради воспитания, чем их бойфренды и мужья. На индивидуальном уровне выбор многих пар в течение следующих нескольких месяцев будет иметь экономический смысл.
Что нужно пациентам с коронавирусом? Забота и уход. Что нужно самоизолировавшимся пожилым людям? Забота и уход. Что нужно детям, которые не ходят в школу? Забота и уход. Весь это неоплачиваемый и малооплачиваемый труд в большей степени ляжет на женщин. И дело не только в социальных нормах — в секторе экономики заботы (медсестры, няни, школьные учителя) уже больше женщин, чем мужчин. Также речь идет об экономической целесообразности: кому платят меньше? Женщинам.
Кстати, исследователи последствий прошлых вспышек разных заболеваний — Эболы, вируса Зика, свиного и птичьего гриппа — обнаружили, что они оказывают глубокое и продолжительное влияние на разницу в заработке. «Вспышка Эболы в Западной Африке сильно повлияла на доход всех граждан, — объясняет Джулия Смит, исследовательница здравоохранения. — Однако после ее завершения доход мужчин гораздо быстрее вернулся к прежним значениям, чем доход женщин».
Несмотря на все позитивные изменения последних лет, двойная нагрузка на женщин (работа + семья) все еще существует. Во всем мире женщины, в том числе работающие, имеют больше домашних обязанностей и меньше свободного времени, чем их партнеры-мужчины. Даже еду покупают, в основном, женщины. А еще, по данным на 2017 год, около трети российских семей, то есть 5 из 17 миллионов, — матери-одиночки с детьми. Для сравнения — только в 600 тысячах семей воспитанием детей занимаются отцы-одиночки. Все эти женщины столкнутся с большой проблемой: как совместить зарабатывание денег и заботу о ребенке? Закрытие школ и возможная потеря работы делают их жизнь еще сложнее.
Еще один эффект, который наблюдали исследователи результатов эпидемии Эболы и Зика, — рост домашнего и сексуального насилия. Стресс, алкоголь и финансовые трудности — все это триггеры насилия в семье, а карантин только ухудшает ситуацию. В России, где до сих пор нет защищающего женщин закона о домашнем насилии, а центр «Насилию нет» собирает деньги краудфандингом, вряд ли будет по-другому. Как показывает опыт прошлых эпидемии, также увеличится рост смертей при родах — все силы медиков будут брошены на борьбу с вирусом и лечение заразившихся.
Исследователи обеспокоены тем, что их прошлые выводы никак не повлияли на сегодняшние решения органов власти. А еще у ученых недостаточно возможностей для получения важных данных. Например, невозможно составить специальные рекомендации для беременных женщин — слишком мало информации о том, как вирусы, подобные COVID-19, влияют на них.