«Был свадебным фотографом — теперь ненавижу все это»: почему мы (не) решаемся на брак и свадьбу
4 разных мнения — какое вам ближе?
Возраст вступления в брак у россиян постепенно смещается все дальше: теперь большинство предпочитает узаконивать статус отношений примерно в 25-30 лет. Но статистика не оставляет место субъективности даже в такой важной теме. Поэтому мы собрали несколько разных мнений молодых людей о том, почему они хотят (или, наоборот, не хотят) вступать на двадцатом десятке жизни.
«Институт брака в наши дни — вещь довольно шаткая»
Данил, 26 лет, не женат:
Брак для меня — формальный союз двух лиц, не больше и не меньше. Думаю, что основные причины заключать такой союз — только юридические: покупка недвижимости, переезд в другую страну, оформление свидетельства о рождении ребенка. Я принимаю мотивацию людей, для которых это важно с моральной точки зрения (например из-за веры), и не осуждаю.
Как по мне, люди женятся, чтобы получить опору в виде другого человека. У тебя есть закрепленный союз с кем-то, кто будет всегда рядом. Понятие «семья», наверное, сильно помогает людям в сложные и кризисные периоды. Но для меня оно особого значения не имеет.
Мне не кажется, что брак, например, должен как-то менять быт или распределение финансов — все это можно наладить и без брака, если вы в долгосрочных отношениях. Но понятие «семья», по-моему, точно накладывает на людей отпечаток. Я пока не понимаю, какой именно — наверное, позитивный. На это влияют и атрибуты вроде колец, которые как бы «прикрепляют» вас друг к другу. Могу представить, что для кого-то это важно. Тем не менее я пока не вижу в этом нужды.
Для меня понятие «брак» на 100% связано с детьми. Более того, я не вижу смысла в браке без детей (или без их планирования). Наверное, поэтому логично, что больше всего я боюсь как раз развода и несчастья, которое травмирует детей.
При этом я не вижу ничего ужасного в разводе, но в культуре это как будто равняется слову «неудача». Развод ощущается в обществе более весомым, чем расставание. Не очень хочется потом носить на себе этот статус. При этом у меня нет никакого негативного отношения к разведенным людям, а вот к себе в таком статусе — есть. В целом я думаю, что возможность развестись — большое благо, которое дает людям право на ошибку. И, конечно, развод ослабляет институт брака, но это в наши дни в целом вещь довольно шаткая.
Поэтому, возможно, когда-нибудь я захочу вступить в брак. Но вот свадебную церемонию устраивать точно не планирую. Это мой личный загон. Я был свадебным фотографом и оператором во времена старшей школы и первых курсов университета. И эта работа навсегда выработала во мне отвращение к этому процессу. Большинство людей приходят на свадьбы поесть, а жених с невестой испытывают ужасный стресс и неловкость. А потом все напиваются и начинается кошмар.
Я буду рад ошибиться, если моя свадьба вдруг состоится и пройдет иначе. Это возможно, потому что я готов пойти на уступки.
«Думаю о том, чтобы вскоре стать отцом»
Дмитрий, 25 лет, не женат:
Брак — символическое оформление любви. Как и всякое символическое, оно значимо лишь в сообществе, но поскольку влюбленные сами в себе тоже есть сообщество, то и двоих достаточно для значимости брака. Так что если двое хотят провести обряд, они могут сделать это без лишних глаз. Впрочем, в сообществе народа брак имеет не меньшую значимость — в первую очередь семейную (радость близких) и правовую.
Что мне кажется главной причиной для заключения брака? Любовь и любовь. Уверен, что существует уйма примеров заключения брака по иным причинам, но для меня первична любовь, выражаемая в желании соединить свою и не-свою жизнь в супружестве. Но весомую роль играют и юридические последствия: важно, чтобы дети родились в законном браке, чтобы жена или муж имели право на длительное свидание в тюрьме и посещение в реанимации, чтобы возможно было вместе длительно путешествовать и проч., и проч.
Сущностно меняет отношения с партнером, на мой взгляд, лишь рождение ребенка или иное подобное по значимости событие. А сам брак лежит в символической плоскости. Впрочем, как таковые, брак и дети могут быть разведены без катастрофических последствий, но для них обоих лучше было бы оставаться вместе. Планируя вступить в брак, я сам думаю о том, чтобы вскоре стать отцом.
При этом супружество представляется мне весьма тяжелым трудом. Я боюсь радикальных перемен в себе и супруге, когда кто-то из нас окажется более не способным любить другого. Так что возможность развода должна оставаться у пары всегда, поскольку взаимное несчастье, создаваемое жизнью без любви, порождает ненависть, которая может привести к страшным последствиям (в том числе и насильственного характера).
А что до свадьбы — светская свадебная церемония мне нравится. Но я бы не хотел проводить ее так же, как старшее поколение, с застольем и тамадой. Впрочем, застолье (только не в ресторане) мне нравится. Лишь бы не было тамады.
«Мы — не просто парень и девушка, которые могут разойтись в любой момент»
Александра, 25 лет, только вышла замуж:
Возможно, я старомодна, но мне было бы тяжело находиться в долгих отношениях без предложения вступить в брак. Для окружающих людей и государства это показатель, что мы — законные супруги, не просто парень и девушка, которые могут разойтись в любой момент без всяких сложностей и вопросов. Мы муж и жена, которые стали одной семьей. Мы официально самые родные люди на всю жизнь. Ведь даже после развода бывшие мужья и жены в анкетах разных служб безопасности идут как самые близкие люди. Ну, и если что, меня пустят к мужу в больницу.
Отношения, по моему мнению, должны развиваться, и совершенно закономерным образом пара должна дойти до брака. Потом — питомцы, недвижимость, дети, внуки, а если повезет, то и правнуки. Так меня научили родители, и выкинуть это из головы сложно. Кроме того, экономически женщине в России все-таки выгоднее жить в паре, поэтому в нашей стране это более актуальная опция, чем, например, в Европе.
Ну а в целом для меня это все же про любовь. Как в сказах, которые я читала в детстве, где любовь большая и чистая, глубокая и навсегда. Надеюсь, что брак никак не изменит меня, моего мужчину и наши отношения. Мы так и будем продолжать узнавать друг друга, сближаться и стараться быть аккуратнее и терпимее друг к другу. Мы активно над этим работаем, хочу, чтобы так всегда и оставалось. Что-то менять будут только годы, а не наличие штампа в паспорте.
Больше всего боюсь наша пара справится с рождением ребенка. Мы планируем детей, пусть и не ближайшее время, но обсуждаем этот вопрос. У меня не было отца рядом, как и у большинства людей в моем окружении, поэтому меня эта тема волнует сильно. В нашей культуре полная семья и вовлеченное отцовство. Я противоположный, но популярный у нас подход категорически не принимаю, поэтому переживаю, сложится ли все как я хочу или пойдет по стандартному сценарию.
«С ипотекой я разберусь сама»
Кристина, 27 лет, в разводе:
Раньше мне казалось, что брак — это обязательный пункт программы «я хорошая девочка». Сейчас брак для меня — такой этап в жизни двух людей, где они всё выяснили о себе и решили дальше идти вместе, потому что некоторые вещи правда лучше проживать вдвоем. Само заключение брака никак не повлияло на нас с моим бывшем мужем: мы были юны и нам просто нравилось смотреть на кольца на наших пальцах и вечером смотреть вместе кино.
Кажется, кроме давления общества с часиками и поездом, который все время норовит уйти, есть еще и бытовое влияние — в браке проще брать ипотеку, лежать в больнице и ездить за границу. Сейчас для меня единственной мотивацией может стать только глубокая уверенность в человеке и совпадние ценностей. А с ипотекой я разберусь сама, как и многие девушки моего поколения.
Что до свадьбы, то каким бы не был ритуал, хоть вы в кедах завалились в ЗАГС, хоть устроили красивый вечер в ресторане для всех родственников — сам обряд все-таки важен, как нечто, что как-то обозначит новый статус и станет точкой отсчета.
Сама по себе супружеская жизнь, как и мой бывший муж, конечно, не виноваты, но это время стало для меня очень тяжелым ближе к концу. Когда прошла эйфория первых лет меня поглотили работа, быт как вторая работа, деньги и взросление в разные стороны, что, кажется, неизбежно при раннем браке. Я стала серой, выматонной, одинокой и замкнулась в себе. Когда вам по двадцать с лишним лет эта задача решается только разводом.
Развод — это самое унылое бюрократическое действо из всех что можно получить в МФЦ и суде. Я приходила в суд раз за разом с очередными бумажками, на очередное заседание и молилась, чтобы это поскорее кончилось. Возможно, это так мрачно устроено именно за тем, чтобы люди не разводилсь, но никто ведь в суд по большой любви и не приходит. Но, с другой сторны, не будь такой процедуры как развод, молодые люди ни за что бы не стали, кажется, жениться — кому нужен билет в один конец?
Я с большой радостью и без тревожной мысли выйду замуж снова, если у меня будет возможность. Потому что мой печальный опыт никак не бросает тень на саму идею семьи и брака для меня. И не ради общества, ячейки, бумажки или детей или чего угодно, а ради себя и того человека, который тоже того захочет.