Любовь к теориям заговора и религиозность можно объяснить естественным отбором. Как это устроено
У сторонников плоской Земли и антипрививочников есть оправдание
В XXI веке многие люди уверены, что на самом деле Земле плоская, прививки вызывают аутизм, а естественного отбора не существует. Интересно, что такие убеждения связаны как раз с естественным отбором. В этом уверен кандидат наук и исследователь в области психологии и педагогики в Университете Канзаса Брэндон Бретл. Убеждения большинства креационистов (людей, уверенных в том, что жизнь на Земле появилось благодаря Творцу) и поклонников теорий заговоров основаны на механизмах морали, которые формировались в течение миллионов лет вместе с развитием человечества. Разобрались, как это происходило.
Люди всегда жили в группах, которые конкурировали друг с другом за ресурсы. И больше шансов на выживание имели группы, члены которых сотрудничали друг с другом, проявляли сострадание, лояльность своему сообществу и заботились о справедливости внутри группы.
Благодаря естественному отбору, эти качества закрепились в нас настолько, что мы склонны быть справедливыми и сострадательными, а недостаток этих качеств в человеке распознаем как отклонение от базовой морали и признак психопатии.
Конечно, поведение человека определяли не только гены — на протяжении жизни он приобретал новые знания, навыки и учился пользоваться базовой моралью: например, гибель соплеменника воспринимать как печаль, а гибель врага — как радость. В определенный момент для выживания стало важным передавать не только гены, но и знания, которые позволили выжить, культуру.
Суеверия помогали людям объяснить природные явления и закономерности до появления науки, а мифы и традиции обеспечивали передачу этих знаний. И порой, чтобы сохранить стройную картину мира, необходимую для выживания и передачи знаний, новые рациональные доводы безопаснее было отвергать — ведь они могли нарушить всю систему.
Одиночка уязвим для всех видов опасности, поэтому человеческий мозг поощряет консервативность во взглядах. Когда мы отказываемся от своего мнения, принимая мнение большинства, в нем активируются участки, отвечающие за удовольствие. А если рациональные доводы угрожают картине мира слишком сильно, на помощь приходят сильные эмоции, которые заглушают голос разума.
Поэтому, когда у сторонников антинаучных теорий заканчиваются аргументы, они часто переводят обсуждение в плоскость морали и апеллируют к традиционным ценностям вроде справедливости, уважения к авторитетам, общественной лояльности, святости и потенциального вреда, говорит Бретл. К счастью, именно обращение к морали вызывает в людях эмоции, а не эмоции управляют моралью, которая, хоть и умеет подстраиваться под различные культуры, по мнению Бретла, сама по себе стабильна.
Выходит, именно то, что все мы потомки людей, которые выжили, объединяясь в группы, передавая знания из поколения в поколение и стараясь избавиться от всего, что могло этому помешать, и привело к тому, что многие до сих пор верят в сверхъестественное и не доверяют науке. В последнее время эту особенность человеческого восприятия используют ученые, чтобы привлечь внимание ко многим важным вопросам с помощью дискуссии о морали. Именно в этом ключе обсуждаются проблемы изменения климата, ГМО и прививок.