«Основную работу делает не прибор, а человек». Полиграфолог — об особенностях своей профессии
Как выглядит истина на графике?
В сериалах про тайны следствия часто показывают сцены с полиграфом: человека опутывают проводами и подключают к специальному устройству, которое считывает как будто бы вообще все показатели тела и засекает даже мельчайшие изменения в поведении испытуемого, чтобы потом вывести на экран однозначное «ПРАВДА» или «ЛОЖЬ». Как пройти проверку на настоящем полиграфе «Цеху» рассказала полиграфолог-профайлер на условиях анонимности.
«Важно знать правду»
Мое первое высшее образование — юридическое. В вузе нам рассказывали про язык тела собеседника, учили доказывать свою правоту на экзамене и всегда аргументировать свою позицию. Потом, поработав после университета юристом в частной компании, я убедилась, что для меня это скучно.
О профессии полиграфолога я узнала случайно. Однажды смотрела телепередачу «На самом деле» с психологом-профайлером Сабиной Пантус, где та разоблачала ложь участников. Ее речь, выстраивание беседы были настолько логичными, что я заинтересовалась: «Откуда она берет эти вопросы?».
Вообще история полиграфа в России началась на десятилетия позже, чем на Западе — только в 1970-х годах. В Америке к этому времени уже было много научных экспериментов, а в СССР только привезли первые устройства в 30-ю лабораторию КГБ СССР. Там несколько специалистов тестировали полиграф и проводили секретные и крайне малочисленные проверки.
Потом полиграф получил известность — после лабораторных исследований специалисты начали создавать свои школы и учить людей авторским методам. Одним из них был Валерий Коровин, в школе детекции лжи которого училась Сабина Пантус.
Полиграф или «детектор лжи» был создан для измерения физиологических реакций организма, связанных с эмоциональным состоянием, которое может указывать на обман. Развитие технологии началось в начале XX века, когда в 1906 год итальянский психиатр и криминалист Чезаре Ломброзо впервые использовал гидросфигмограф — прибор для создания диаграммы на основе замера кровяного давления.
Кто именно сыграл решающую роль в оформлении полиграфа в том виде, в котором он известен сегодня — открытый вопрос. В разное время над подобным прибором работали американцы Уильям Марстон, Джон Ларсон и Леонард Килер.
Сегодня полиграфы стали более технологичными приборами с цифровыми датчиками, измеряющими разные показатели организма во время эксперимента — от все того же кровяного давления до сопротивления кожи. Однако использование полиграфа остаётся спорным из-за отсутствия единого профессионального стандарта.
«Испытуемый может манипулировать полиграфологом»
В школу Коровина брали только людей с высшим юридическим, врачебным или педагогическим образованием, так что мне это подходило идеально. Не зная, что я найду в школе, я записалась на курс. Он начался 2 апреля 2019 года.
В процессе обучения я поняла, насколько важно знать правду. На курсах мы изучали детекцию лжи, области применения полиграфа, способы оценки реактограм («динамических» физиологических показателей. — Прим.ред.). Дополнительно я прошла курс по профайлингу (методу психологического анализа. — Прим.ред.), училась у нарколога-психиатра тому, как по ряду признаков определять зависимого человека.
После окончания курсов нужно было тренироваться — обычно полиграфологи это делают на ком-нибудь из родственников. У меня ситуация была другой: так получилось, что в начале профессионального пути близкие меня не поддерживали, поэтому моя первая проверка была в фирме, где я покупала полиграф.
Конечно, было волнительно, но мне помогал другой специалист. Тогда шло расследование кражи, и нам поступила интересная испытуемая (так полиграфологи называют клиентов) с большим уголовным прошлым.
Важно сказать, что мы, полиграфологи, можем работать со следствием — нас привлекают в частном порядке. Мы общаемся со следователем, опером, адвокатом, подозреваемым, пострадавшим, имеем даже доступ к материалу дела. Потом на основе проверок делаем заключения, которые следователь может приобщить к уголовному делу в качестве косвенного доказательства.
Полиграфолога могут пригласить и в суд — он может сделать проверку адвоката. У меня не было такого опыта, но мы теоретически можем смягчить или, напротив, утяжелить вину.
Тогда, на своей первой проверке я поняла, что испытуемый может манипулировать полиграфологом и применять разные уловки. Например, на меня та девушка воздействовала слезами: в истерике выбежала из-под датчиков в коридор со словами «Мне очень сложно вспоминать прошлое», чтобы я ее успокаивала. А на моего коллегу она воздействовала по-другому: пока я не видела, она расстегнула блузку и сексуально посмотрела.
«Полиграфолог обязан знать профайлинг»
В своей работе я использую наши отечественные и американские тесты. Например, авторские тесты Валерия Коровина. Его идея — в виде возрастающей лестницы задавать сначала обычные вопросы, а потом спрашивать про уникальные, но осуждаемые в обществе события. Например, первый: «Вы курите?». Потом: «Вы пробовали запрещенные вещества?». И наконец: «Участвовали ли вы в незаконном обороте запрещенных веществ?».
В других тестах описаны техники, какие вопросы задавать испытуемому: общие вопросы или, например, те, на которые нужно ответить заведомо ложно. Поэтому ошибочно думать, что при проверке на полиграфе самое главное — это прибор. Полиграф это просто устройство, которое регистрирует физиологические показатели человека: сердечный ритм, дыхание, пульс, давление. Основную работу — ведение беседы, наблюдение за реакциями и интерпретацию ответов — делает полиграфолог-профайлер.
Профайлер — специалист, который изучает поведение другого человека и на основе наблюдений за его телом, жестами, речью, мимикой составляет психологический портрет. Например, даже по тому, как человек сидит, можно понять, что он врет — его ноги направлены по диагонали к двери или если он положил между собой и полиграфологом какой-то предмет. Профайлер не обязан владеть полиграфом, но полиграфолог обязан знать профайлинг.
«Полиграф нельзя обмануть»
Моя проверка выглядит так: когда человек приходит ко мне в кабинет, я даю ему два рисуночных теста — суть в том, чтобы дорисовать картинки до логического завершения. После этого я смотрю на результаты и начинаю беседовать с кандидатом.
Беседа может длится час-два. Задача полиграфолога во время беседы — получить искреннее признание и информацию без полиграфа. Я спрашиваю человека обо всем: о детстве, семье, образовании, карьере, жизненных ценностях. Во время разговора я стараюсь расположить к себе кандидата и внимательно наблюдаю за его реакциями, ответами.
После беседы — перерыв 5-10 минут. Кандидат может попить воды и размяться, потому что потом в течение 5-7 минут вообще не сможет двигаться. Я надеваю на него датчики грудного, брюшного дыхания, манжеты и начинаю проверку на полиграфе.
Всю информацию, полученную в ходе беседы, полиграфолог проверяет на устройстве. Стандартный скрининг при трудоустройстве включает в себя 6-8 тем. При этом могут обсуждаться дополнительные требования заказчика — например, моих особенно интересует тема взяток. В других видах проверок, расследование, проверка на измену, проверка) единых вопросов нет.
Каждый тест должен быть повторен от трех до пяти раз. На все вопросы есть физиологическая реакция, которая отображается на графике полиграфа. По нему все видно — врет человек или нет. Когда я вижу сильную реакцию на вопрос, я стараюсь углубляться в тему и спрашивать по ней более подробно.
Может быть и так, что проблема не в том, что человек врет. Например, однажды у меня была девушка с сильным шрамом на шее. Когда я спрашивала ее про алкогольную зависимость, она сильно реагировала. Но не потому, что она не призналась мне в зависимости, а потому, что тема была для нее тяжелая — оказалось, ее папа был алкоголик, и однажды напал на нее с ножом на кухне.
полиграфолога.
Некоторые испытуемые специально это делают, используя способы противодействия — те, после которых реакцию невозможно рассчитать по графику. Испытуемые читают об этом в интернете или смотрят видео, в которых рассказывают, как оказывать противодействие полиграфу: задержать дыхание, прикусить губу или щеку. У меня были такие испытуемые, но я всегда вижу эти схемы и пресекаю их — например, надеваю на щеки специальные датчики.
Следующий этап — интерпретация результатов и обсчет. Я анализирую, откуда идет реакция, и ставлю каждой баллы (есть разные метрические системы). Потом пишу заключение, которое отдаю работодателю. В нем я прописываю о человеке все: данные о его семье, образовании, вредных привычках.
У меня не было таких случаев, когда я не бралась за какие-то проверки. Полиграфолог — это обслуживающий персонал, и моя задача заключается в том, чтобы выявить информацию по задачам заказчика. В психологической характеристике испытуемого, которую я отдаю работодателю, есть инструкция: как работать с этим кандидатом, что для него неприемлемо, как он реагирует на стресс. И потом заказчик сам решает, нужен ли ему такой сотрудник.
«Человек — это черная коробочка с сюрпризом»
Сегодня полиграф может использоваться во всех сферах, начиная от судебных разбирательств и заканчивая семейными скандалами. Раньше я занималась расследованиями краж и частными проверками. Но сейчас я в основном провожу кадровые скрининги — тестирую персонал при трудоустройстве. Я проверяю людей на факторы риска, трудовые нарушения и пишу психологические характеристики.
Я работаю в крупной компании, в которой делаю проверки потенциальных сотрудников — проверяю их на факторы риска, трудовые нарушения и пишу психологические характеристики. Также я могу сделать и заказную проверку для другого работодателя. В среднем услуги полиграфолога в Москве стоят от 6000 до 8000 тыс. рублей.
Сейчас у меня бывают разные испытуемые. Кто-то вообще приходит ко мне выговориться. «Я никому таких деталей о своей жизни не рассказывал», — говорят они. Один раз ко мне пришел мужчина, который на расспросы о маме начал плакать. Говорить ему было явно трудно, но в итоге после диалога и ему стало легче. После проверки он еще раз приходил ко мне с тортиком.
Была женщина, которая сидя под датчиками, выдумала историю, что молодой человек склоняет ее к суициду. Она довела себя до истерики так, что у нее пошла из носа кровь. Один раз молодой человек отжимался прямо на проверке — хотел показать, какой он классный. Было такое, что один испытуемый пришел ко мне на исследование с бутылкой. На вопрос «Как часто вы пьете?» он ответил: «По настроению. Сейчас у меня плохое настроение из-за вас, и после проверки я выпью». На работу его в итоге не взяли.
В общем, человек — это всегда черная коробочка с сюрпризом, и мне нравится их разгадывать. Я люблю свою работу за это. А еще люблю за то, что помогаю людям получать смыслы и ответы на свои вопросы. Испытуемым я помогаю выговориться, работодателям — принять на работу хорошего сотрудника. Жизнь и так короткая, и полиграфолог помогает заказчикам не тратить время на неблагонадежного кандидата.