Львица лизнула. Как виртуальные дикие животные борются с выгоранием офисных работников
Способны ли технологии VR спасти нас от усталости?
Эмоциональное выгорание на работе становится опасной тенденцией: согласно одному исследованию, за последние три года 79% работников сталкивались с этой проблемой, причем половина опрошенных всерьез подумывают о перерыве в карьере. В России не принято отдыхать в рабочее время. Однако некоторые работодатели постепенно осознают, что предотвращать эмоциональное выгорание дешевле и эффективнее, чем постоянно менять и заново обучать коллектив. Не так давно в офисах стали появляться комнаты психологической разгрузки и даже капсулы для сна. Некоторые компании пошли дальше и предлагают справляться со стрессом с помощью технологий виртуальной реальности. Сейчас эту практику используют Сбербанк, HeadHunter и сеть домов престарелых Senior Group.Компания Virry Life создала VR-приложение для профилактики и мониторинга эмоционального состояния сотрудников. Это виртуальный «живой уголок», где с помощью иммерсивных технологий и интерактивного контента, погружающего в атмосферу дикой природы, человек может отдохнуть и быстро перезагрузиться.
«Наша технология дает возможность на 10 минут ощутить себя в безопасности — это базовая потребность пирамиды Маслоу. В состоянии стресса наша продуктивность падает и ни о какой самореализации или креативности речи идти не может. Надевая шлем и очки виртуальной реальности, человек дистанцируется от внешнего информационного шума и переносится в солнечную саванну. Там он взаимодействует с животными или просто наблюдает за природой», — рассказывал на форуме EdCrunch 2019 в Москве Георгий Махмудов, психолог и старший исследователь Virry Life.Контент для «погружения» создали в соавторстве с психологами Стэндфордского университета и университета Линц в Австрии. С их помощью разработчики проследили корреляцию между состоянием человека и выбором животного. За основу взяли африканскую саванну — «колыбель цивилизации, из которой мы все произошли эволюционно».
Во время сеанса можно не только наблюдать за природой, но и взаимодействовать с ней: например, покормить львицу или слона. В это время телеведущий Николай Дроздов рассказывает факты об этих животных: сколько их осталось в мире и в каком количестве их истребляют. «Эти знания помогают эмоционально осознанно относиться к происходящему. Сам Дроздов неоднократно бывал в Африке, но когда увидел наш контент, очень удивился. В реальности мы никогда не сможем приблизиться к дикому животному на расстояние полутора метра, а наша львица может вас даже лизнуть. В жизни это было бы последнее, что вы могли бы увидеть. Такие моменты эмоционально переключают человека, заставляют забыть о прежних переживаниях. При этом за счет осознания безопасности вы получаете только позитив», — рассказывает Махмудов.
VR-погружение может работать и как медитация. Несмотря на то, что ученые продолжают спорить об эффективности медитации, популярность практики только растет. Приложение для медитации и борьбы с бессонницей Calm скачали более 40 миллионов раз, а число платных подписчиков приложения по всему миру превышает 1 миллион.
«Медитировать у себя в спальне, где есть множество эмоциональных якорей (здесь вы плакали или переживали стресс), бывает очень сложно. Другое дело медитация на окраине саванны. VR-контент позволяет погрузиться в другую атмосферу. Пока мозг адаптируется к тому, что вокруг него все резко и круто поменялось, он „выбрасывает“ из головы все мысли и настраивается на дыхание», — говорят в Virry Life.
Ложка дегтя
Стоит оговориться, что в целом к VR — как к технологии — до сих пор существует много вопросов.
Одним из главных препятствий к ее массовому распространению остается так называемая VR-тошнота — головокружения, головные боли и другие неприятные ощущения, которые могут появляться в процессе использования. Эти эффекты встречаются далеко не у всех и не всегда, а также зависят от времени нахождения в виртуальной реальности — сидеть там часами все-таки нежелательно. Разработчики постоянно совершенствуют технологию, но целиком исключить возможное негативное воздействие на вестибулярный аппарат пока не получается.
Еще один минус — громоздкость. Это по-прежнему, скорее, шлемы, а не очки: они могут испортить прическу или неудобно сидеть на голове. Большинство шлемов можно подстраивать под себя, но этот вариант не подойдет, если много людей пользуются одним гаджетом в офисе.
Наконец, VR не хватает стандартизации. Не появилось своего «айфона» — массового понятного гаджета, который бы совершил революцию в отрасли с точки зрения потребительского отношения. Сейчас множество компаний выпускают свои модели — они очень сильно различаются по цене, качеству картинки и возможностям. Есть гаджеты, которые работают только в связке либо с компьютером, либо с игровой приставкой; в целом это выходит достаточно дорого. Есть полностью автономные устройства; они доступнее, но обычно уступают по возможностям и качеству.