Тапри чай: как чайные ларьки помогают индийцам спасаться от токсичной офисной атмосферы
Как традиция сближает людей разного социального положения, и что произойдет с ней после коронавируса
Горячий чай с молоком — имбирь или кардамон по вкусу. Несколько раз в день индийские офисные сотрудники покидают свои рабочие места, чтобы насладиться этим напитком и поболтать с коллегами. Встречаются у чайных ларьков и палаток, которые в Индии называют тапри чай. Обсуждают работу, личную жизнь, политику. Вернее, так было до пандемии. 24 марта в Индии объявили трехмесячный карантин, и чайные ларьки по всей стране закрыли свои ставни. Рассказываем о том, почему индийцы дорожат традицией тапри чай и что с ней может произойти из-за коронавируса.
Чай, сигареты и разговоры по душам
Сейчас карантин в Индии постепенно снимают, но чайных лавок на улицах практически нет. А к тем, кто вернулся к работе, почти не приходят клиенты — офисных рабочих призывают продолжать работать удаленно. Те же, кто вернулся в офисы, избегают тапри чай, чтобы лишний раз не контактировать с коллегами.
Арджун Кишор, старший менеджер в одной из медицинских компаний города Гуруграм в 30 километрах от Дели, до коронавируса делал перерывы на чай и сигареты пять раз в день.
«Я перешел в эту компанию пару месяцев назад, и именно так мы здесь знакомимся, — говорит Кишор. — Неформальные беседы о том, кто мы вне работы, происходят тут. Еще мы говорим о стрессе и о неприятных ситуациях в общении с начальниками, и в то же время это возможность узнать о чьей-то личной жизни».
Доктор Майтри Чанд, терапевт из Дели, считает, что эти перерывы полезны для психологического здоровья: «Когда вы выбираетесь на улицу, меняется обстановка. Вы уже не в коробке из стекла и бетона, а на открытом воздухе, на солнце. Привычка выходить, чтобы сделать перерыв и выпустить пар, становится ритуалом». А когда вы проводите время с коллегами в дружеской обстановке, это повышает вашу продуктивность, говорит Чанд, ссылаясь на исследование.
Арул Кани, социолог из Бенгалуру, верит, что у индийцев «совершенно особое восприятие публичных пространств по сравнению с американцами и европейцами». «Общественные места уравнивают людей, — объясняет Кани. — В этих чайных ларьках формируются повседневные отношения между людьми — будь это коллеги, которые вместе пьют чай и закусывают самосой, или студенты университетов, обсуждающие политику».
Джухи Десай работает менеджером по исследованиям и разработкам в городе Пуна, в индийском штате Махараштра. Она ходит в тапри, чтобы выпить с коллегой лимонного чаю и закусить индийскими булочками с маслом под названием маска. «Так мы снимаем напряжение, — говорит Десай. — Есть вещи, которые мы не можем обсудить на работе, потому что моя коллега ниже по положению».
Исследование 2019 года показало, что токсичная рабочая культура — одна из главных причин выгорания индийских сотрудников, наряду с долгими рабочими часами, недостатком времени на личную жизнь и высокой нагрузкой. В этих условиях тапри чай становятся безопасным место, куда можно сбежать от неприятной рабочей атмосферы и поболтать с коллегами по душам.
Закрытие тапри чай и массовый исход чайных продавцов в деревни
Эпидемия коронавируса и последовавший за ней карантин поставили экосистему тапри чай под угрозу. Однако последствия оказались серьезнее, чем просто временное закрытие чайных ларьков.
Сразу после объявления о необходимости самоизоляции, толпы людей начали покидать крупные города. Это были разнорабочие, строители, прислуга, уличные продавцы. Все они получали зарплату посуточно, когда-то приехав сюда из сельских районов Индии на заработки. Большинство уличных торговцев едой и чаем — мигранты из слаборазвитых штатов, ориентированных на сельское хозяйство, — из Бихара, Раджастхана, Одиши, Уттар-Прадеша. После объявления карантина возможности работать у них не стало. Из-за закрытия общественного транспорта им пришлось пройти сотни километров пешком, чтобы добраться до дома. Некоторые умирали по дороге.
Кишор Чаудхари — продавец чая и еды из Гуруграма. Большинство из его знакомых владельцев ларьков уехали в свои деревни. Сам Чаудхари из-за карантина тоже вынужден был закрыться. Когда ограничения стали постепенно снимать, он вернулся к торговле. До пандемии Кишор обслуживал по полтысячи клиентов ежедневно. Сейчас к нему подходили всего 2-3 человека в день, так что торговлю снова пришлось свернуть.
Будущее культуры тапри
Выдержит ли культура тапри удар, нанесенный ей эпидемией? Социолог Арул Кани считает, что в ближайшее время люди не будут проводить у чайных ларьков столько же времени, сколько раньше. Так что беседы станут короче, и возможностей для нетворкинга будет меньше. К тому же сложно пить чай, когда тебе нужно ходить в маске.
Продавцам придется приспособиться к «новой нормальности»: «Мы должны научить их носить маски, [использовать] санитайзеры, принимать электронные платежи, [использовать] одноразовые стаканчики и создать условия для утилизации отходов», — говорит Анубхав Сапра, организующий гастрономические туры по Дели. Тем не менее, уверен Сапра, культура тапри никуда не исчезнет. Ведь тапри чай — «это не просто развлечение; это необходимость», — объясняет Сапра. У этой традиции есть веская экономическая причина — в родных деревнях владельцы чайных ларьков не смогут рассчитывать на городские зарплаты.
Да и к тому же, потребность в социальном взаимодействии и человеческом общении сделала тапри неотъемлемой частью индийской офисной культуры. Так что, когда чайные ларьки снова вернутся на улицы — в какой форме бы это ни произошло — многие двинутся к ним, чтобы выпить любимого чаю и чуть ближе узнать своих коллег.
Все самое важное и интересное собираем на нашей странице ВКонтакте