«Любить, заботиться, выхаживать — это больше женское»: гендерные стереотипы и профессия врача
Хирургия и реабилитология — мужские направления, врач много не зарабатывает, но мужик ведь должен, а наука трещит от натиска неудовлетворенных баб?
Первые дипломированные женщины-врачи в России появились 4 марта 1877 года. Почти 150 лет назад в приемных комиссиях университетов возникали ожесточенные дебаты. Принимать ли женщину на факультет? Мужчины утверждали, что руки женщин созданы для рукоделия, а не для скальпеля, и с упорством доказывали, что женский организм слишком слаб и впечатлителен для вида крови. «Цех» поговорил с тремя женщинами о том, каково им сегодня быть женщиной-врачом, чтобы понять, что изменилось за прошедшие 150 лет.
Филонова Надежда, студентка 5 курса Первого Московского медицинского университета имени Сеченова, педиатрический факультет
Я поступила в медицинский, потому что так хотели родители, но не жалею. По моим ощущениям у нас в принципе в вузе больше девушек учится, чем парней. На первом курсе у нас было мальчиков и девочек поровну, а сейчас осталось 2 парня в группе. Остальных отчислили за неуспеваемость.
На педиатрии к мальчикам особое отношение, потому что их меньше, и потому что у нас женщины преподаватели. У нас староста мальчик, и к нему, вообще, отношение лучше. Хотя так не со всеми преподавателями, есть наоборот, кому пофиг кто он, но есть и те, кто поблажки делает. Мне кажется так везде, у нас просто мало мальчиков. На втором, третьем курсе нас это бесило, а сейчас уже все равно.
В медицинском вузе, ты сначала идешь либо на детского врача, либо на взрослого и потом уже в ординатуру, а там выбираешь: хирург, офтальмолог, я сама хочу дермато-венерологию выбрать.
Мужчины как-то больше в хирургию идут, девушки попроще выбирают. Думаю, один из факторов, вот эти все вскрывания кишок. Для меня лично это основной фактор, я эмоционально тяжело переношу вырезание и сшивание.
Вообще, нет никакой разницы, у нас те, кто хорошо учится, идут на сложные направления: работа с новорожденными, например. Первый месяц жизни — это очень сложно.
Другой мальчик в реабилитологию собирается идти, тоже такое мужское направление. Одногруппник, который там практику проходил, рассказывал, если ампутируешь ногу тяжелому человек, то надо двигать его и надо вес поднимать — это тоже мужское направление.
Сейчас много девочек идет на акушерство на дерму, хотя у нас есть мальчик, который тоже хочет пойти на акушерство.
Недавно у нас лектор, в шутку спросил парней, зачем они пошли в медицину. Мужик же должен зарабатывать, а здесь вы только лет через десять нормальные деньги увидите.
Котельникова Анастасия Владимировна, клинический психолог
Я сначала закончила филологический факультет педа, потом пошла в высшую школу психологии при академическом институте психологии, защитила кандидатскую диссертацию. Потом уже была переподготовка по специализации клинический психолог во втором медицинском имени Пирогова.
У нас были одни тетки, факультет социальной работы, конечно, очень много женщин. Любить, заботиться, выхаживать — это больше женское. Мужчины в медицине, конечно, есть, и их там много, но у них больше мужские специализации, а я как на факультете благородных девиц как училась в ленинском пединституте, так плавно и переплыла на социальный факультет. Это все про какую-то материнскую заботу. Мужские направления другие, традиционно это хирурги, например, это те, кто должен проявлять мужские качества: решительность, волю, бескомпромиссность. На скорой помощи приличное количество мужчин.
Для меня вопрос самореализации в профессии и в жизни вообще превалирует над материальными вопросами, я выбрала помогающую профессию, если бы мне нужны были деньги, то я бы выбрала что-то другое. Я готова работать, поэтому работа есть.
Все было. Как-то была защита, и потом праздновали, и кто-то, естественно из мужчин, поднял тост: «Наука трещит от натиска неудовлетворенных баб». Ну, что-то в этом есть, какая-то правда, но я с юмором к этому отношусь, это раз. Я не из пластилина сделана — это два, и я достаточно четко разграничиваю, я женщина и я профессионал. Мужчинам, конечно, сложно с этим.
Ни с чем особо не борюсь. С мужчинами бороться бессмысленно, им можно объяснить и продемонстрировать, я использую свою женскость и манипуляции: «Ну вот я дура, ну ты скажи, как сделать, ты же умный». Считаю, что если ты с собой договорилась, то ты и сама знаешь, что ты умная, тебе никто обратное не внушит. Я даже, бывает, скрываю свой ум немного. С женщинами сложнее, конкуренция жестче, с мужчинами можно помолчать и построить глазки.
Зерцалова Ирина Васильевна, стоматолог, окончила Калининский государственный медицинский институт, по специальности стоматология в 1982 году
Я по зову сердца пошла, мама была врачом, сестра тоже, стоматология мне была интересна. Лучшая подруга тоже поступала в стоматологию. У нас было девушек и мужчин пятьдесят на пятьдесят.
Но у нас был приоритет мальчикам, потому что была военная кафедра и тогда, окончив, мы получали военный билет. Например, если при поступлении количество баллов было равное, то мальчики были в приоритете, сейчас уже не так. Нет военной кафедры, нет военного билета.
Я легко нашла работу, у меня был хороший аттестационный лист, не было проблем.
К нам сейчас приходят с третьего курса ассистенты, учатся и работают параллельно, девочки и мальчики. Кто хочет, тот учится, кто хочет продолжать, тот даже остается у нас работать.
У нас девочку взяли, она у нас успешно поработала, ушла в декрет, мы её ждем, скоро к нам вернется. В этом нет проблемы.
Мне кажется, сейчас, мужчины скорее думают о том, что надо содержать семью, они идут в наиболее оплачиваемые специальности.