Штанга, Evernote и сон до девяти утра. Основатель U Skillz Дмитрий Фалалеев — о своих привычках и расписании
Как пережить личный кризис и придумать образовательный проект
В новой рубрике «Ежедневник» продюсер «Цеха» Маргарита Журавлева разговаривает с успешными людьми об их полезных (и иногда вредных) привычках и о том, как они планируют свое время и выстраивают жизнь, чтобы все успевать — и отдыхать, и работать, и учиться. Дмитрий Фалалеев — основатель проекта U Skillz, в основе которого лежит обучение через комьюнити. Главный фокус на саморазвитии, личной эффективности и прокачивании навыков, необходимых в бизнесе и карьере. U Skillz вырос из программы обучения, которую Фалалеев составил для себя, когда выходил из личного кризиса. Сейчас проект работает в двух странах: в Москве проходят встречи, по формату объединяющие лекции и дискуссии, а в Сан-Франциско — интенсивный курс, который проходит один раз в несколько месяцев. В этом году директор по продуктам Google Андрей Дороничев вложил в стартап 200 тысяч долларов и стал его партнером. Фалалеев рассказал «Цеху» про то, как справлялся с личными кризисами, и что из них получалось.
«Вокруг все медитируют, а я нет»
Во-первых, не бывает людей, которые не перегорают. Бывают классные ребята, например, на ютубе рассказывающие про биохакинг, но я не встречал ни одного человека, который бы занимался бизнесом и не выгорал. Когда кто-то выходит на сцену и говорит, как у него все хорошо, то это только часть правды. Для меня это важная деталь, потому что, когда смотришь на людей вокруг, все такие классные, а ты в полном говне, ты спать не можешь — ты думаешь, что ты один такой. Нет, это все фигня, эти проблемы есть у всех.
Во-вторых, все очень индивидуально, набор инструментов может быть разным. Например, вокруг меня все медитируют, а я нет. Несколько раз я пробовал заходить на эту тему, но для меня это почему-то не работает. Но это не значит, что я не попробую еще раз когда-нибудь. Сейчас я нахожу это состояние — спокойствия и управления своими внутренними процессами — в спорте. Я пробовал много видов спорта, но мы все отличаемся, тебе что-то заходит, что-то нет. И опять же — на разных этапах жизни заходит разное. В какой-то момент я много серфил, а потом этот спорт отвалился, бросил лет шесть назад. Я был после этого в Калифорнии и на Бали, казалось бы, бери и серфи, но нет.
Сейчас занимаюсь со штангой. В йогу пытался заходить три раза, но мне это не подходит. Я люблю, когда супербодро. Йога тяжелая физически, но у меня не отрабатываются какие-то важные штуки, когда я стою асане, я не получаю удовольствия. Поэтому мне зашел серф, там есть игровые элементы. Потом появился кроссфит, а сейчас штанга.
Я стараюсь заниматься четыре раза в неделю, но так не всегда получается, стабильно три раза. Два — это совсем плохо, четыре — роскошь. Для меня спорт — это безусловно про управление стрессом. Плюс это возможность остаться с самим собой. Я все время хожу с большой сумкой, потому что у меня всегда с собой спортивная форма. Эмоционально я довольно устойчивый человек, поэтому если я чувствую, что что-то не так, иду в спортзал.
«Я могу все отменить, но только не сон»
В целом, расписание изо дня в день у меня довольно похожее, но я стараюсь слушать себя, иногда важно взять и поломать свое расписание, не стоит бояться этого — ничего страшного не случится. Если тебе важно побыть сегодня одному, то можно перенести все дела.
Утром я стараюсь мало с кем общаться, делаю простую работу: разбираю почту или заполняю таблицы. Есть люди, которые встают в семь утра и у них все замечательно, но я не из таких. Я для себя понял, что сон — это суперважная штука, я могу все отменить, но только не сон. Стараюсь ложиться не позднее двух часов ночи, а вставать около девяти утра. Понятно, что есть разные ситуации, когда нужно куда-то ехать или очень важные встречи, но в целом я научился так делать, что у меня практически этого не случается. Всех можно подвинуть, договориться на позднее время, перенести встречу.
Не могу сказать, что каждый мой день сильно структурированный. Наверное, у меня не очень правильный режим жизни: вся активность начинается часов с двух, и я работаю до восьми-девяти вечера. Некоторые исследования говорят, что пик активности приходится на первую часть дня, но это не про меня. Спортзал обычно в десять вечера, занимаюсь часов до 12 и дальше спокойно ложусь спать. Опять же, некоторым это тяжело — заниматься спортом вечером, но нужно просто узнать, как это работает для тебя. Поэтому я не очень верю, когда люди начинают раздавать строгие советы. Я пробую на себе, как что работает.
В какой-то момент я решил, что не хочу каждый день тратить время на выбор одежды, поэтому у меня есть несколько комплектов на каждый день и условно один для выходного, один для путешествий и один на события, когда нужно выглядеть более нарядно. Я ненавижу, когда одежды много, поэтому просто раз в сезон все это обновляю, чтобы можно было встать и быстро на себя все это накинуть.
Я люблю ходить пешком, стараюсь, чтобы у меня было минимум две прогулки в день, когда позволяет погода (а она, на самом деле, дает эту возможность почти всегда). Для этого достаточно две встречи поставить так, чтобы пойти с одной на другую пешком.
«Раньше я просто снимал номер в отеле в Москве»
С распределением времени я пробовал много разного. Календари у меня не приживаются. Сейчас у меня нет какого-то среднесрочного планирования. Есть список основных дел на день. Все записи я веду в Evernote, у меня там все подряд, нет деления на личные задачи и рабочие. Планирование в среднем на неделю, если это не какая-то заранее намечанная поездка, обычно в понедельник я знаю свои планы примерно до пятницы.
Я пытался выработать у себя привычку вести бумажные записи, мне кажется, это может быть довольно полезно. Когда ты пишешь, ты думаешь о какой-то задаче. Это как с презентацией — ты должен сформулировать четко, коротко, ясно и сам сжато проговорить, что ты будешь людям рассказывать. Но у меня не получается. Я не очень понял пока почему, но забросил это дело. Наверное, попробую еще разок.
Что касается отпуска — у меня его не бывает как такового, я не могу десять дней совсем ничего не делать. Стараюсь совмещать приятное с полезным, например, еду в Америку и зашиваю отдых внутрь деловой поездки.
Последнее время мне редко нужен какой-то срочный отдых, думаю, что это связано с регулярным спортом, но так было не всегда. Я верю, что иногда нужно менять обстановку, это не обязательно может быть поездка куда-то далеко и надолго. Можно съездить к друзьям за город. Раньше, когда я не мог быстро покинуть Москву, я просто снимал номер в отеле — от этого было ощущение, что ты куда-то уехал, все вокруг белое и чистое, можно кидать вещи на пол, не нужно ничего убирать. Правда, тут было важно не начать работать.
«Многие люди относятся к своему времени очень халатно»
Я не помню, когда у меня последний раз телефон стоял не на беззвучном режиме, у меня годами выключены уведомления. Не выключен только телеграм, потому что там переписка с сотрудниками. И даже этого недостаточно, на мой взгляд, я собираюсь поработать в этом направлении, потому что это все очень сильно утаскивает в сторону.
Многие люди относятся к коммуникациям и своему времени очень халатно — это меня очень удивляет. Иногда люди пишут «давай встретимся». Когда это близкие друзья, более менее понятно, зачем они это предлагают, хотя я даже их спрашиваю, зачем. Но многие не понимают… Мы о чем говорить будем? В большинстве случаев человек не понимает, для чего он предлагает встретиться. А зачем тебе встречаться с тем, кто не понимает, о чем он будет с тобой говорить? Этот вопрос организует и их, и тебя. Часто ты понимаешь, что встречу можно вообще не проводить. Или необязательно именно встречаться — достаточно созвониться. Я не очень люблю звонки, но это лучше, чем куда-то пилить: час туда, час обратно и 20 минут, чтобы на человека посмотреть.
В работе я говорю «ребят, если вы можете без меня это решить, не надо меня вовлекать». Не страшно ли? Мы все ошибки совершаем, я им доверяю. Иначе зачем бы я с ними работал. Они все мои ребята, некоторые умнее меня и опытнее в каких-то вещах.
«А ты сам правильный по отношению к своим ценностям?»
К моему проекту меня привел личный кризис, который длился года два, может быть, больше. Что такое кризис? Это когда все вокруг сыпется, и ты не очень понимаешь, что тебя ждет, и вообще не веришь, что про будущее можно что-то понимать. Точек опоры остается очень мало. У меня очень хорошие друзья, они помогают, но для опоры этого все равно мало.
У меня было два таких больших кризиса — в 30 и 35 лет. Первый как раз был связан со здоровьем. У меня начались приступы потери сознания, которые какое-то время не могли диагностировать, были опасения, что это онкология. Все оказалось не так ужасно — неврология, но вопрос «а что если осталось не так долго» заставляет о многом задуматься. Было довольно жестко, но теперь я очень благодарен этому моменту.
Второй — с работой над собой. Ты просто заново пересобираешь себя, долго, болезненно. Снова нужно понять, чего ты хочешь. Люди вокруг тебя — они правильные или нет? А ты сам правильный по отношению к своим ценностям? Ты постоянно задаешь себе вопросы, чтобы прочувствовать, что для тебя реально супер важно, а что — нет.
Есть какие-то вещи, которые, возможно, ты делал автоматически — это могут быть как мелочи, так и серьезные вещи, отношения, например. Ты просто продлевал их какое-то время, а потом задаешь себе вопросы, и понимаешь, что это тебе больше не подходит.
«Мы не говорим людям, что мы сейчас расскажем, как жить»
Когда мы только начинали проект, мне было понятно, что взрослое образование сейчас в неидеальном состоянии и что можно и нужно как-то по-другому его развивать. При этом я не призываю списывать в утиль бизнес-школы или университеты. Просто должно быть что-то еще, нужна какая-то штука про реальную жизнь. Получается, что есть какое-то большое образование, где тебе дали набор навыков, профессию, — и дальше ты сам пытаешься это соединить с реальной жизнью, работой и проблемами. Университеты и бизнес-школы этим не занимаются. Ты маркетолог или у тебя есть МВА — теперь ты сам с этим живи. Понятно, что ты в любом случае живешь дальше после получения образования, но неплохо было бы получить еще набор навыков, которые сделают тебя чуть более пригодным для жизни и профессии. Это то, с чего мы начинали.
Потом форматы мы немного меняли, но в целом U Skillz про это. Я увлекся комьюнити — я всегда верил: чтобы развиваться, человек нуждается в более широком круге, чем условно близкие друзья и семья. Я верю, что вокруг тебя должны быть те люди, с которыми тебе будет комфортно, хорошо и в личной жизни, и просто в развитии. И мы попытались первую идею наложить на вторую.
Мы заходим через предпринимательство, потому что эта понятная нам история. Но в целом это, конечно, про то, чтобы рядом были те, кто обладает похожими ценностями. Скорее всего, позже мы начнем делать другие комьюнити, но пока что наш проект для предпринимателей и людей с одинаковым восприятием жизни.
В какой-то момент мы думали, что уйдем в сторону онлайн-образования, будем делать что-то подобное, например, на Skillbox — потому что вроде как нельзя людей позвать просто поболтать. Мы звали их в квартиру, они сидели на диване, могли взять кофе, вино, сыр, могли сидеть на полу и слушать. В какой-то момент стало понятно, что спикер — часть всей этой истории, а не чувак, который со сцены рассказывает, как жить. Он просто человек с чуть большим опытом, с каким-то набором кейсов, которые он обобщил и может что-то сказать полезное.
Я сам понял, что гораздо быстрее учусь у людей. Мне близок формат, когда можно встретиться с человеком, чтобы он рассказал, как что-то устроено. Дальше ты можешь наслаивать на это другие знания — начать онлайн-курс, почитать книгу.
Мы не говорим людям, что мы расскажем им, как жить. Вас волнует тема выгорания? Вот вам парень, который сталкивался с этим уже несколько раз, у него есть проект на эту тему, он прочитал кучу книг и у него есть свой взгляд на проблему. Возможно, вы что-то возьмете из его инструментария себе. U Skillz — это проект для тех, кто хочет поменять что-то в жизни, в своем сознании. Если вы не готовы смотреть на мир чуть шире, чем всю жизнь до этого, то наверное вам не стоит к нам идти.
Когда я рассказывал людям, какую программу мы придумали в Америке, я всех спрашивал, ты понимаешь, что у нас не будет лекторов-экспертов, не будет тетрадок? Существенная часть обучения — это задача, которая лежит на твоей стороне. Ты должен услышать человека, который прошел некий путь в решении проблемы, примерить то, что он говорит, на себя. Мы не будем тебя заставлять учиться.