Вейксерф, сортировка почты и работа в выходные. Как планирует время генеральный директор Sports.ru
Марк Тен о своих привычках, работе и расписании
В рубрике «Ежедневник» продюсер «Цеха» Маргарита Журавлева разговаривает с успешными людьми об их полезных (и иногда вредных) привычках и о том, как они планируют свое время и выстраивают жизнь, чтобы все успевать — и отдыхать, и работать, и учиться. В этот раз она встретилась с 28-летним выпускником МГИМО и генеральным директором Sports.ru Марком Теном. Он рассказал, сколько времени проводит в офисе, почему пошел к психотерапевту и зачем приезжает на работу в выходные.
Я не очень системный человек, но в целом мои дни достаточно похожи — стараюсь в одно и то же время приходить на работу и уходить, если нет каких-то мероприятий. То есть продолжительность моего рабочего дня относительно стабильна, но задачи меняются. Могу быть в офисе и 12 часов, но все это время называть работой не до конца правильно, потому что часто я занят встречами, переговорами или даже личными делами. Правило такое — световой день принадлежит команде, а задачи, которые нужно сделать, сидя за столом в одиночестве, ты делаешь, когда остальные уходят. Это либо выходные, либо вечер или ночь. Я много времени провожу в офисе, сильно больше, чем предполагается, но я не мученик труда — мне просто так нравится.
Про световой день — это шутка Навоши (Дмитрий Навоша, бывший генеральный директор и сооснователь Sports.ru — Прим.ред.). Но когда кончается классический рабочий день и людей в офисе становится меньше, ты можешь сесть и сидеть за компьютером три часа.
Хаос и баланс
Главный и единственный инструмент планирования для меня — это гугл-календарь, связанный с личной и рабочей почтой. Я пробовал Trello, Todoist, Wunderlist, Google Keep, просто записки, заметки в iOS, Хаос-контроль, методологию GTD — ни хрена со мной не работает вообще. Я не умею. Меня это начинает бесить. Один день или даже одну задачу не занес правильно, минимальное отклонение от методологии и дисциплины — и все, дальше оно просто расслаивается, этим невозможно пользоваться.
У меня довольно сложно устроена почта. Теги, папки, фильтры, даже экран инбокса разделен на три блока: непрочитанные (их я воспринимаю как список задач), прочитанное, помеченное звездочкой и просто все, что было прочитано. В этом хаосе я нашел баланс и понимаю, что мне не нужно тратить много времени на то, чтобы осмыслить, что в каком порядке делать, потому что оно уже как-то засетаплено и многое решается автоматически.
Наверное, любимый мой трюк, который меня радует и эмоционально, и в производстве — это напоминания внутри почты. У меня ровно один use case: допустим, я пишу письма — в них я часто прошу помочь что-то сделать, сформулировать ответ на какой-то вопрос, дать какие-то цифры — как правило, по многим этим задачам в процессе переписки возникает дедлайн. Человек говорит, «да-да, хорошо, вернусь к тебе на следующей неделе». Ты не хочешь держать это письмо открытым, чтобы не забыть потом проверить — нажимаешь «напомнить» и указываешь дату и время дедлайна. И в нужный момент это письмо само поднимается почтой, не приходится держать это в голове.
Мой календарь полностью открыт, он принимает все встречи по умолчанию. Коллеги могут открыть встречу, время, приглашенных и содержание, если оно там есть внутри. Конечно, приглашения попадают у меня в почте в отдельную папку.
У нас в офисе есть много разных переговорок, и я совершенно не воспитан, чтобы их бронировать. Это делается тоже через календарь — у каждой переговорки есть свое расписание, и если в нужное время она занята, она не примет встречу. Я ужасный в этом отношении, я просто забываю это делать, поэтому всегда, когда я назначаю встречи, все спрашивают — где встреча?
В рабочий календарь я ставлю те вещи, которые так или иначе могут повлиять на мою доступность для команды — занятия английским, психотерапевт, личные планы на вечер, отпуск. Я бы ставил туда занятия спортом, так когда-то было — у меня, наверное, полгода было зафиксировано время на тренажерный зал, и я даже периодически в него ходил, но ни разу не попадал в эти слоты. Это самообман. Сейчас спортом я занимаюсь крайне редко, и вносить нечего.
Свои рабочие цели я планирую в соответствии с циклом жизни компании. Sports.ru живет через квартальное планирование. Понятно, что каждый год обновляется видение того, что нужно сделать. Есть продуктовый road map, есть какие-то большие бизнес-цели, есть общее видение стратегии, и от них нарезаются планы по кварталам. Кварталы собираются из месяцев, месяцы из недель.
Внутри какой-нибудь одной маленькой команды все задачи, встречи и репорты живут внутри недельного цикла. Внутри отдела — они живут, соответственно, внутри месяца. А раз в квартал мы собираемся на общие встречи, когда я выступаю перед командой, рассказываю, что было сделано, что нет и что будет сделано в следующем квартале. Соответственно, мое время и цели связаны с целями компании.
Телеграм и телефон
Я очень много сам с собой переписываюсь в личных сообщениях в телеграме, все лежит там. Еще я завожу себе будильники со странными названиями, которые начинают звенеть, пробивая беззвучный режим.
В телеграме я не подписан ни на один канал, но у меня есть второй телеграм-клиент — у меня была вторая симка, я завел другой аккаунт и свалил туда все каналы. Правда в том, что я вообще перестал читать эти каналы и ничего не потерял. То есть, я их собрал в братскую могилу, думая, что я буду пользоваться вторым телеграмом как медиа отложенного потребления. Но нет. И я себя прекрасно чувствую, что-то важное коллеги не дадут пропустить.
Уведомления на телефоне я почти никак не сортировал. Во-первых, почта — это основной рабочий инструмент и у меня, и в компании. Я не могу отключить уведомления.
Соответственно, почту я не отключу никогда. Телеграм — всегда с включенными уведомлениями, замьючены только всякие развлекательные чаты с друзьями.
Никогда не знаешь, кто тебе может написать, поэтому у меня все мессенджеры включены, в том числе фейсбук, который в значительной степени рабочий инструмент. Огромное количество сообщений приходит от наших приложений. Я не могу их не читать, мне важно это видеть, понимать, чувствовать. А этих приложений у нас десятки. А еще конкуренты, за которыми тоже хорошо бы следить. Соответственно, это я тоже получаю.
Есть две вещи, которые я делаю, когда мне нужно сосредоточиться. Первая — это ночной режим на айфоне. Я его обожаю, потому что управляю ситуацией — поднял и посмотрел, при этом он никак не ограничивает поступление сообщений. Вторая — это перевод телефона в черно-белый режим, мне это подсказал Самат Галимов (бывший технический директор Медузы — Прим.ред). Три раза нажимаешь на кнопку включения экрана и готово. Комбинация ночного и черно-белого режима отлично работает.
Экран телефона для меня — это место, где собирается вся информация. Я часто использую заблокированный экран айфона как дополнение к компьютеру, на котором открыты разные вкладки, а уведомления выключены. Я поднимаю телефон, чтобы посмотреть, что происходит — и там не размазано все по нескольким экранам. По открытым вкладкам сложно составить общую картину, а на телефоне все видно — главный редактор спрашивает про зарплатную ведомость, HRD спрашивает, когда я освобожусь, и прочее.
В воскресенье стараюсь подготовить календарь на неделю и сразу поставить в список дел какие-то основные вещи, которые точно должны быть сделаны, независимо от повестки.
Выходные в выходные
Зачем я приезжаю в выходные на работу? Это очень классно. У нас красивый, современный офис, в котором мне удобно работать. В субботу и воскресенье здесь нет людей, я знаю, что могу сосредоточиться. У меня дома, например, нет рабочего стола. А здесь мне удобно сидеть за столом с большим вторым монитором.
Я с удовольствием работал бы дома, просто все время в Москве я живу в однокомнатных квартирах, и стол там поставить некуда. Мне тяжело физически работать на диване. Я приезжаю в офис по выходным далеко не каждые выходные, просто это кайфовый формат проведения выходного для меня. Я могу приехать на работу утром в субботу, очень медленно позавтракать, посмотреть половину выпуска Дудя, поделать дела. С обеда начинаются футбольные матчи, я могу что-то посмотреть фоном и продолжать делать какие-то вещи, которыми я хочу позаниматься.
В конце концов, у меня есть отдельная папка в почте, куда сыплется два десятка отраслевых рассылок. По сути, это мое личное медиа про профессию и индустрию:
- Media Skunk — блог Михаила Калашникова о медиа и технологиях
- Crunchbase: Discover innovative companies and the people behind them
- First Round Capital: Home
- SportTechie | Sports Technology News
- Benedict Evans
- Y Combinator Blog
- Nielsen Norman Group: UX Training, Consulting, & Research
- Seth's Blog
- AVC.com
- GoPractice! — Блог про продакт менеджмент, продуктовую аналитику и рост мобильных приложений и интернет сервисов
- Stratechery by Ben Thompson — On the business, strategy, and impact of technology
Читать его в рабочие дни — это абсолютная утопия, это просто невозможно. А здесь, в спокойном режиме, я собираю информацию. Это важно в долгосрочном плане для меня и для компании, но в пылу текучки это сложно делать.
Чем больше я нагромождал на будущее изучение чего бы то ни было, тем меньше оттуда брал, и тем больше эта разница меня приводила к ощущению, что я мудак, который миллион всего себе запланировал и ничего не сделал.
Я не сижу здесь каждые выходные, я достаточно много сплю — в районе 12 стараюсь ложиться, часов в девять вставать. Кажется, этого вполне хватает для того, чтобы высыпаться. Думаю, девять часов сна мало кто позволяет себе в нашей компании.
Бывает, что несколько недель подряд я работаю в выходные и очень плотно, но потом в какой-то выходной я действительно беру выходной, когда я не выхожу из дома. Выходной не от работы, а от любых взаимодействий. Лежу дома, смотрю ютуб, сериалы, выпиваю. В такой день я даже, скорее всего, не пойду в ресторан, потому он подразумевает общение с официантом и нахождение в кругу других людей. Лена (невеста Марка — Прим.ред) может предложить пойти в кино или на выставку. Но я отвечу, нет, если хочешь, то пожалуйста, но я сегодня из дома не выхожу. Такой день восстановления у меня случается раз в месяц.
Психотерапия и випассана
В 2014 году я ездил в Камбоджу на випассану (десятидневная практика медитации — Прим.ред). Это чудовищно тяжелый опыт, но результат и эффект мне очень понравились. Какое-то время я практиковал медитацию. Через год я поехал в Израиль на випассану, но там не досидел весь курс, через несколько дней ушел. После этого пробовал еще практиковать… В общем, мое резюме такое — временами я падок на трендовые штуки, в какой-то момент все модные айтишные менеджеры должны были медитировать. Я дисциплинированно и усердно в это поиграл, но в целом медитация не мой инструмент. Мне нравится заниматься всем тем, что дает ощущение развития.
Если я плохо себя чувствую, то я плохо веду себя с людьми. Стараюсь, чтобы это не было выражено внешне, но чувствуется какое-то напряжение. У меня много коллег, и я не имею права переносить какое-то свое профессиональное утомление на них. И в этом смысле никакого предубеждения против психотерапии как чего-то, показывающего твою неспособность самостоятельно решать проблемы, у меня нет.
Говоря о терапии второй раз в публичном поле, я могу создать впечатление чувака, который глубоко разобрался в этой теме — но это не так. Я занимаюсь полгода. В начале этого лета у меня начались панические атаки. Это довольно жесткое состояние, которое не оставляет тебе пространства для размышления, стоит ли выходить из него или нет. Мне тысячу раз до этого рекомендовали психотерапию, я может быть и сходил, мне было интересно, но не было времени.
Но в тот момент, когда тебя скрутило пополам, все резко становится на свои места. Мне нужна была помощь. Терапия — это ответ на какие-то усложнившиеся процессы последнего года.
Мое личное ощущение от всей этой истории с осознанностью — в нашем бабле, в так называемой тусовке, это стало модно, и если ты не медитируешь, не ходишь к терапевту и если ты еще не дай бог кето-диету не пробовал, то ты лох. Поэтому говорить об этом мне не очень комфортно, но не потому что мне страшно рассказать какие-то детали, это с радостью и с удовольствием, а потому что не хочется оказаться за чертой осмысленности в этом процессе.
Книги и курсы
Я читаю всякую бизнес-литературу вроде того, что издает МИФ, но хороших книг мне попадается немного, такая литература довольно водянистая, поэтому я читаю не очень много, может, десятка два таких книг в год. Они читаются часа четыре. Часто сути там на сто страниц, поэтому я легко позволяю себе в киндле скролить страницы абстрактных описаний, и в этом смысле читаю достаточно быстро. Выбираю по принципу того, что мне симпатично — Netflix сделал книгу про себя, Вкусвилл, Basecamp, это бизнесы, которые мне нравятся, и это я прочитаю.
Есть только один курс, который я с большим интересом не только прослушал, но и отвечал на вопросы и все остальное — это курс профессора Йельского университета Роберт Шиллера про финансовые рынки. Это почти художественное произведение. Я его прямо с одного захода сдал. Все остальное просто в песок уходит.
Отдых и отпуск
Главный источник сил для меня — это удовлетворение от сделанной работы. Еще сон, дом. Это для меня святое место, я могу запретить приводить кого-то в дом, потому что это нарушает мое спокойствие, там я выключаю все защитные механизмы, потребность быть кем-то и просто отдыхаю. Иногда, когда есть силы, я с большим удовольствием готовлю.
И еще вейксерф. Не скажу, что я большой мастер, но я очень люблю летом в рабочие дни начинать с вейка, хотя бы разочек в неделю съездить. Именно утром до работы. Это суперкайф. Потом приезжаешь страшно воодушевленным в офис. И я все еще большой поклонник спорта и футбола, в частности, поэтому периодически смотрю его.
Путешествия — это единственное из личного, что я планирую более-менее заранее, то есть на два-три месяца. Все, что я знаю про 2020 год — это, что в этом году у меня свадьба, но давайте еще доживем до нее, вероятно, это будет вторая половина года.
Если говорить про отпуск, я предпочитаю всегда комбинировать поездки так, чтобы в них была природа. Когда живешь в Москве, сложно найти что-то, что тебя прямо впечатлит. Москвичи уже в Нью-Йорке возмущаются качеством сервиса. В Москве правда очень высокий уровень всего. Я стараюсь ездить в какой-то национальный парк на день-два, я начал водить только год назад, и вынужденно так случилось, что через месяц после получения прав, мне пришлось сесть за руль и намотать больше 1000 километров по Флориде, и тогда это было нервно. А недавно, во время поездки в Калифорнию, я снова был за рулем, и это было классно. Дорога хорошая, инфраструктура отличная, можно останавливаться; горы, пляжи — все что угодно.
В принципе, с трудом переживаю отдых, когда нужно ничего не делать больше двух дней. Я сейчас себя поймал на мысли — я был в поездке две полные рабочие недели, и у меня к пятнице первой недели уже тик начался, мне стало плоховато ничего не делать. Я сосредоточенно поработал полдня, и мне стало хорошо.