«Это может стать источником запчастей для человека». 10 простых вопросов биологу о клонировании
Разбираем стереотипы и заблуждения о самом мифологизированном методе размножения
Началом новой эры в биологии можно считать 5 июля 1996 года: в этот день в Шотландии родилась овечка Долли — первое клонированное млекопитающее животное. Двадцать лет назад, 5 марта 2000 года, английские ученые впервые в мире провели успешную операцию по клонированию свиней. Последней новостью из мира клонирования стал успешный эксперимент китайских ученых, которые смогли вырастить двух полноценных клонов одной и той же мартышки. О самой обсуждаемой биологической технологии мы решили поговорить с Константином Севериновым — доктором биологических наук, профессором Сколковского института SkolTech, Университета Ратгерса и заведующим лабораторией молекулярной, экологической и прикладной микробиологии СПбПУ.
Клон — это точная копия оригинала?
Верно, надо только убрать слово «точная». Точность ведь существует во взгляде того, кто оценивает. Клон — это очень близкая копия клонируемого организма, но у них, безусловно, есть отличия. Генетическая информация в клетках нашего тела должна соответствовать той, что была в оплодотворенной яйцеклетке, из которой и развился наш организм после множественного деления и роста дочерних клеток. В процессе копирования ДНК (который происходит перед делением клетки) всегда происходят мутации. Чем больше клетки делятся, тем больше таких мутаций накапливается — возможно, это является частью процесса старения. Поэтому, когда при клонировании берется клетка взрослого организма, то полученный из неё клон будет скорее копией клонированной клетки и всех имевшихся в ней мутаций, чем клоном организма, из которого эта клетка была взята.
Поэтому клоны животных быстрее стареют или это миф?
Достаточной информации на эту тему нет. Если бы были какие-то существенные эффекты, то в научной среде об этом было бы известно. Лично я склонен считать, что это миф. По крайней мере, сильных эффектов в нескольких первых поколениях, полученных клонированием, ожидать не следует. Другое дело, что на эволюционно значимом периоде времени, на протяжении сотен и тысяч поколений, такие эффекты при размножении только клонированием неизбежны. Природа, собственно, и придумала половое размножение, чтобы с этим бороться.
В природе есть клоны?
Сколько угодно! Если вы любите клубнику, то знаете, что она размножается усиками. Полученное таким образом растение — это клон исходного материнского куста. Кроме того, однояйцевые близнецы являются клонами друг друга. При этом, возвращаясь к первому вопросу, близнецы — не абсолютная копия друг друга, ведь при их развитии в клетках их тел накапливаются разные мутации.
Можно клонировать кого угодно, в том числе и исчезающих животных?
Теоретически клонировать можно всех. Просто каждый конкретный организм — это отдельная задача для ученых, потому что все звери отличаются друг от друга, и с ними надо работать по-разному. Делать искусственное оплодотворение бегемотихе и подсаживать ей оплодотворенную яйцеклетку, наверное, не очень удобно.
Что касается клонирования исчезающих животных, то причина их вымирания — распространение человека по всей Земле и хищническое уничтожение мест их обитания. Эти виды отлично размножаются сами в естественной среде, и чтобы восстановить популяцию, клонирование не нужно. Нужно дать им достаточно места, где жить и размножаться и поддерживать размер популяции, достаточный для стабильного существования.
Чтобы вид поддерживался, необходим некоторый уровень генетического разнообразия. Поэтому речь идет не о том, чтобы создать двух-трех зверушек, являющихся копией какого-нибудь милого носорога. Нужно создать целую популяцию генетически различных особей, и дать им возможность скрещиваться.
Клонирование уничтожает генетическое разнообразие?
Да, именно поэтому в природе у таких зверушек, как мы с вами, клонирования нет. Мы заняты половым размножением не столько для того, чтобы получать удовольствие, а чтобы в каждом следующем поколении тасовать мутации, которые неизбежно возникают. Большинство из них делают нас хуже с точки зрения приспособленности. Но если бы у нас была клональная популяция, то все мы были бы очень близки генетически. При изменении внешних условий неблагоприятным образом, весь наш вид мог бы вымереть. А при наличии достаточного разнообразия, кто-то вымрет, а кто-то останется. Поэтому с точки зрения биологов и жизни в целом разнообразие — это хорошо, а однообразие — плохо.
Позволяет ли клонирование сохранить сознание? Недавно пара из США решила создать копию своего погибшего пса, и клонированный лабрадор сохранил повадки своего донора
Начнем с того, что многие породы собак имеют похожие повадки. Бигли больше похожи друг на друга, чем бульдоги — это результат селекции внутри породы. Кроме того, сложно серьезно оценивать, что говорят хозяева этих собачек, заплатившие большие деньги за клонирование. Однояйцевые близнецы не одинаковые личности. Они часто выбирают разные жизненные пути, особенно, если они были разлучены и воспитывались в разных семьях. Сложно сказать, похожи ли у них характеры; мы ведь даже не имеем хорошего способа оценить, «измерить» характер человека, нет такой шкалы. И мы не знаем точно, насколько велико влияние генетики и среды на формирование характера.
Правда ли, что клетки клонированных животных больше подвержены онкологии, и поэтому умерла овечка Долли?
У нас нет достаточных данных, чтобы заявить о связи клонирования и онкологических заболеваний. Хотя подобных разговоров о влиянии клонирования много, не существует длинных генеалогических цепочек, полностью построенных на клонированных животных. Ведь Долли клонировали только 25 лет назад. Справедливо вот что: если бы мы поддерживали некую популяцию только клонированием, то в ней накопились бы неблагоприятные мутации.
Какова реальная польза от клонирования?
В будущем клонированные клетки могут стать источником «запчастей» для человека. Генетически они были бы близки к оригиналу, и это решило бы, например, проблему несовместимости при трансплантации. Однако заменить таким образом печень сейчас невозможно. Биологическое развитие — сложная и непонятная штука: в течение девяти месяцев из одной клетки возникает масса разных клеток и органов. Пока мы не можем контролировать этот процесс вне матки.
В сельском хозяйстве значение клонирования очевидно: мы можем получать «копии» животных с интересующими нас признаками. Например, при воспроизведении премиальных животных. Если у вас есть лошадь, которая выигрывает все скачки, ее потомство будет другим, потому что всегда есть второй родитель, который дает свои генетические признаки и в потомстве все они перемешиваются. А с клонами это не так. Вы получаете достаточно точные копии. Другое дело, что делать так бесконечно нельзя, об этом мы говорили ранее.
Где ведутся основные разработки по клонированию?
В Соединенных Штатах Америки, в Китае, Японии. У нас тоже есть какие-то попытки, но из-за неблагоприятной истории и разных отечественных идиосинкразий, Россия никогда не являлась лидером. Конечно, это не означает, что она не сможет им стать. Среди ученых, успешно работающих в этой области за рубежом, есть выходцы их России и СССР.
Правда ли, что существует «черный рынок клонов»? Некая американская пара заплатила 560 тысяч долларов, чтобы «воскресить» своего погибшего десятимесячного сына в секте раэлинов «Клонэйд»…
Я никогда не слышал, чтобы кто-то создал подпольный рынок человеческих клонов… Даже если идея в том, чтобы создать каких-то особых солдат — это крайне неудобно. Клонов нужно вырастить (их ведь должны выносить и родить суррогатные матери), затем индоктринировать (индоктринация — процесс некритического присвоения чужих идей или доктрин для контроля сознания — Прим. «Цеха») и натренировать. Уйдет на это лет 18. Зачем ждать так долго, если можно добиться того же с «нормальными» людьми? Генетического однообразия не нужно, чтобы возникли, например, нацисты, объединенные общей идеологией и желанием наделать гадостей.
Что касается клонирования погибшего мальчика, то эта процедура в принципе возможна, если есть неповрежденные клетки, но это безумие. Ведь полученный клон не будет тем мальчиком. Если представить себе, что есть душа, чтобы это не значило, то у клонированного ребенка она будет другой. А любой другой ребенок, произведенный на свет этой парой нормальным путем, будет для них, по крайней мере, в генетическом смысле, так же близок, как и погибший малыш.