Феномен Роршаха: почему все уже почти сто лет спорят об эффективности теста с кляксами
Пересказ отрывка книги Дэмиена Серсла к 135-летию со дня рождения швейцарского психиатра Германа Роршаха
8 ноября 1884 года родился швейцарский психиатр Герман Роршах, автор теста исследования личности «Пятна Роршаха». В феврале 2017 года вышла книга «Чернильные кляксы: Герман Роршах, его культовый тест и сила видения» (The Inkblots: Hermann Rorschach, His Iconic Test, and the Power of Seeing). Ее автор, Дэмиен Серсл попытался разобраться, как видят тест его сторонники и противники. Издание The Guardian опубликовало отрывок из книги, где описываются аргументы подтверждающие и опровергающие эффективность теста и история его создания. «Цех» приводит пересказ этого отрывка.
В начале 1900-х Цюрих стал центром фрейдистской революции. Университетская клиника Бургхольцли стала первой в мире, где применяли для лечения психоанализ — большой шаг вперед по сравнению с методами предыдущих десятилетий. В это же время Герман Роршах приехал в Цюрих изучать медицину. Роршах выполнял анатомические исследования, ходил на лекции Карла Юнга и работал под началом психиатра Эйгена Блейлера, который одним из первых в профессиональном сообществе признал учение Фрейда.
Обследуя пациентов Роршах понял, что необходим новый метод диагностики: одновременно структурированный, абстрактный и позволяющий пробиться сквозь барьеры сознания, подобно гипнозу. Параллельно он проводил исследование восприятия на чернильных пятнах, которые уже применялись для детских тестов на воображение. С течением времени Роршах заметил закономерности в реакции пациентов на чернильные пятна: люди со схожими характерами или диагнозами давали схожие ответы.
Чтобы довести методику до ума Роршаху понадобилось несколько лет опросов, классификации ответов и попыток понять, что считать нормой, а что — отклонением. В результате появился тест, состоящий из 10 карточек, метод записи ответов пациентов и типичные профили заболеваний. Роршах пришел к выводу, что маниакально-депрессивный пациент в депрессивной фазе начинает описание кляксы с мелких деталей, в его ответах отсутствуют описания человеческих фигур, движения и цвета; пациенты с шизофренической депрессией реже видят животных и чаще — цвета и абстрактные формы. При этом он не выдвигал предположений о причинах такого восприятия. (Маниакально-депрессивный психоз — устаревшее название биполярного расстройства. Шизофреническую депрессию корректнее называть постшизофренической депрессией, — примечание «Цеха»).
Эссе с тестом было опубликовано в 1921 году, меньше чем через год Герман Роршах умер от перитонита. В профессиональном сообществе к тесту до сих пор неоднозначное отношение: одни признают его эффективность, используют результаты в медицине, суде и при собеседовании кандидатов на работу, другие доказывают его псевдонаучность и призывают запретить официальное применение.
Один из аргументов против теста Роршаха — по его результатам любого человека можно признать психически нездоровым. Однако Дэмиен Серсл приводит пример, когда тест прошел преступник, отправленный на принудительное лечение. Результаты показали отсутствие психотических симптомов и человека отпустили.
В 2008 году японские ученые провели исследование мозга людей, которые рассматривали чернильные кляксы Роршаха, находясь в аппарате МРТ. Результаты показали, что при формировании типичных и нетипичных ответов люди задействуют разные части мозга — в случае с оригинальными интерпретациями включались отделы связанные с эмоциями. Сторонники теста нашли в этом подтверждение своей теории: оригинальные ответы закономерно появляются из-за вмешательства в процесс восприятия эмоций и психологических конфликтов.
Еще один весомый аргумент, на который указывают противники теста — субъективность восприятия. Доктор Рендалл Феррис отказался от этой методики довольно давно. Одним из последних, кого он обследовал, был молодой человек, заключенный по обвинению в ношении оружия. Незадолго до ареста его брата застрелили, и он знал, что рискует стать следующим. Тест показал, что юноша был «зол и враждебен», что соответствовало обстоятельствам. Однако тест не мог помочь ему ни в зале суда, ни в лечении, поэтому доктор Феррис пришел к выводу, что в нем просто нет смысла.
Кроме того, проблема субъективного восприятия касается не только испытуемого. Человек, проводящий тест, также трактует его результаты, основываясь на личном мнении.
В своей книге Дэмиен Серсл так и не приходит к выводу — работает тест или нет. Он настаивает только на одном: люди видят мир по-разному, и именно эти различия определяют нашу человечность, без которой невозможно интерпретировать психологические тесты.