Концепция «антироста»: стоит ли ставить под угрозу наше материальное благополучие, спасая планету?
Основные принципы стратегии и ее критика
По мере того, как климатические угрозы становятся все ближе и реальнее, о поисках стратегий предотвращения экономической и ресурсной катастрофы все чаще говорят не только ученые и активисты, но и деятели поп-культуры и политики. Одной из таких стратегий, стремительно обретающей популярность на Западе, является идея «антироста», в числе активных популяризаторов которой — американский политик и активист Александрия Окасио-Торес. О том, что доступные нам ресурсы ограничены и рост экономики приведет население Земли к кризису, впервые заговорили еще в 1970-е, но концепцию отказа от роста производства и потребления всерьез стали воспринимать лишь недавно. «Цех» приводит пересказ статьи Шейлы Лав для Vice, в которой научная журналистка рассказывает о главных принципах концепции и причинах ее критиковать.
О чем речь
В 1972 году команда исследователей из MIT опубликовала доклад под названием «Границы роста», авторы которого предсказали, что произойдет, если мировая экономика и население планеты продолжат расти. Исход довольно очевидный: ресурсы Земли конечны, однажды невозобновляемые ресурсы — такие, как нефть — закончатся, а значит, бесконечный рост по экспоненте невозможен.
Исторически мы привыкли понимать рост как нечто позитивное, синонимичное богатству и стабильности. Тем не менее, экономический и технологический бум привел нас к ряду серьезных проблем и ограничений. В их числе — выброс углекислого газа в атмосферу Земли в больших количествах, что, в свою очередь, ускоряет процесс глобального потепления и приводит к сокращению численности многих видов животных и растений. Стало очевидно: погоня за прибылью и культура потребления ведут цивилизацию к краху.
Тогда противники неолиберализма решили выдвинуть концепцию антироста как альтернативу текущему устройству экономики и общественной жизни. Ее главное требование — значительное сокращение затрачиваемых ресурсов и материалов (что неминуемо приведет к уменьшению ВВП).
Идеи антироста воплощаются, например, в «Новой зеленом курсе», законодательной инициативе, которую поддерживает Александрия Окасио-Кортес и ее коллега по демократической партии Эд Марки. Программа «Нового зеленого курса» ставит своей целью сократить количество выбросов диоксида углерода и поддержать производство возобновляемой энергии. Отказ от прежних ресурсов должен повлечь за собой:
- сокращение рабочей недели
- увеличение времени на отдых
- укрепление и расширение системы общественного транспорта
- создание новых зеленых рабочих мест
Поклонники экономики антироста есть и в Европе: Архитектурная триеннале в Осло нынешнего года целиком посвящена этой теме. Столица Норвегии как нельзя лучше подходит для проведения такого мероприятия: в 2019 году Осло получил статус «Зелёной столицы Европы», благодаря городской программе, предполагающей сокращение вредных выбросов на 95% к 2030 году. В триеннале приняли участие архитекторы, дизайнеры и теоретики со всего мира.
Концепция антироста означает, что у нас станет меньше вещей, используемых материалов, быстрой моды и одноразовых товаров. Семьи будут отправляться в отпуск не на самолете, а на поезде. Мы перестанем строить свой досуг вокруг покупок и услуг, а вместо этого будем уделять больше времени живому общению с друзьями и близкими.
А еще у нас будет меньше средств на платную медицину, недвижимость, образование и транспорт. Ввиду чего многие сторонники идеи антироста предлагают ввести безусловный базовый доход, чтобы компенсировать сокращение рабочей недели.
Теоретически можно попытаться следовать принципам антироста уже сейчас, но сделать это будет крайне затруднительно, пока экономическая система остается прежней. Ведь сегодня вся наша жизнь определяется законами увеличения прибыли, и отказ играть по правилам системы способен поставить наше социальное и материальное благополучие под угрозу.
Критика идеи антироста
Критики концепции антироста считают, что все это больше тянет на идеологию, чем на перечень действий, которые применимы на практике. Сворачивание глобальной экономики не обязательно завершится нулевым количеством выбросов CO2 в атмосферу, а учитывая нынешнее неравное распределение благ, такой шаг может сильно ударить по наименее обеспеченным слоям населения.
Роберт Поллин, профессор экономики в Университете Массачусетса в Амхерсте, хотя и разделяет многие заявления и требования сторонников движения антироста, тем не менее, не верит в успех такой программы в существующих условиях.
Поллин говорит, что сокращение ВВП уменьшит уровень вредных выбросов, но незначительно. Сдерживание экономического роста на 10% приведет к сокращению выбросов на те же 10%. При этом, с точки зрения экономики, последствия будут вдвое хуже, чем во время Мирового экономического кризиса 2008-го.
Чтобы достичь нулевых выбросов, необязательно стягивать всю экономику. По мнению Поллина, гораздо продуктивнее будет сосредоточиться на отказе от потребления природных ископаемых. Параллельно необходимо инвестировать в развитие чистой энергетики, основанной на возобновляемых ресурсах.
«Если мы отнесемся к климатическим прогнозам серьезно, то поймем, что у нас осталось всего несколько десятилетий для невероятно глобальных перемен. И независимо от того, нравится мне это или нет, нам не удастся за это время избавиться от капитализма, » — говорит Роберт Поллин.