«В узком проходе мне камнем придавило шею. Я понял, что застрял»: для чего спелеотуристы спускаются в пещеры и что они там ищут
Кроме тьмы, тесных коридоров и ледяной воды
Исследование подземных систем, или спелеотуризм, по мнению очень многих людей, — максимально экстремальное занятие: в пещере можно застрять, в ней можно утонуть или оказаться заваленным камнями. Даже от мысли о том, чтобы заползти куда-то в узкую щель, в темноту и неизвестность, может стать не по себе. Но тем не менее находятся люди, которые продолжают исследовать подземные коридоры и что-то в этом для себя находить. Что они там ищут? Как им не страшно? И думали ли они когда-нибудь о том, что будут делать, если где-нибудь застрянут без связи и возможности пошевелиться? Все эти вопросы мы задали начинающему спелеотуристу Александру.
Что такое спелеотуризм
Спелеотуризм — разновидность спортивного туризма, смысл заключается в путешествиях по естественным подземным пещерам и преодолении в них различных препятствий с использованием специального снаряжения — аквалангов, карабинов, веревок и крючьев. Всего в мире более 700 оборудованных для туристов пещер, которые ежегодно посещают миллионы людей.
Пещеры бывают двух видов: горизонтальные (для их изучения необходим минимум снаряжения) и вертикальные, которые представляют собой подземные ходы с наклонными и отвесными лазами, уступами и колодцами, в которые без специальной подготовки и оборудования лучше не попадать.
Главный критерий, который определяет «сложность» пещеры, — продолжительность маршрута, а также количество препятствий и их проходимость. К первой категории сложности относятся пещеры глубиной до 100 метров. Категории четыре и пять присуждают пещерам, глубина которых превышает 1000 метров — для прохождения такого маршрута спелеологу или туристу потребуется провести не менее 18 дней под землей.
«Есть клаустрофобия? Если нет — пошли»
Александр, начинающий спелеотурист, о первом спуске в пещеру:
Девушка-спелеолог, на блог которой я долго был подписан, однажды выложила историю: «Веду экстремальный тур в Воронцовскую систему пещер, для более опытных». Никакого опыта в спелеотуризме у меня не было, но я всё равно решился ей написать. Она увидела, что я спортивный человек: и в горы хожу, и в лесные походы. Спросила: «Есть клаустрофобия? Если нет — пошли».
Для меня это было экстремально: в пещере мы пробыли почти 7 часов — прошли около 11 километров. Около 30% из них мы плыли или шли в воде — где-то по пояс, где-то приходилось нырять. Остальные 70% мы шли по суше — через грунты и каньоны. С собой несли рюкзаки — там были гидрокостюмы, еда, резиновые сапоги, теплые носки, а также фонарики и дополнительные зарядки. Всегда нужно брать вещи с расчетом на то, что время, которое вы проведете в пещере, может увеличиться — под землей, как и в горах, предсказать точно ничего нельзя.
Инструктор, которая нас — меня и еще одного парня — вела, конечно, предупреждала обо всем: показывала видео того, что нас ждет. Я четко понимал, куда иду, но не думал, что всё будет настолько жестко. В пещере кромешная тьма — слышно только, как течет река между скалами. На некоторых частях маршрута было так тихо, что я слышал свое сердцебиение.
Но действительно страшно было только однажды: в узком проходе, которых было около 10, мне камнем придавило шею. Я понял, что застрял, замер
Не знал, куда двигаться дальше: назад не пойдешь, вперед не пролезаешь. Но наш гид меня вытащила — она в этой пещере чуть ли не каждую расщелину знает.
Местами нужно было нырять под воду — и это жутко: вода ледяная, не знаешь, куда плывешь и где вынырнешь. Нырок всего метра два-три, но ощущаются они как все десять.
Узко в пещере не везде — есть и очень большие пространства, этажей на пять. В таких пространствах мы делали привалы — минут на 30. В одном из них у нас даже был столик, который мы накрывали скатертью, — в пещере ни в коем случае нельзя мусорить. Там мало кислорода и нет солнца — остатки еды не перерабатываются и гниют. Так что каждую крошку необходимо поднять.
Спелеотуризмом я увлекся, потому что люблю гоняться за эмоциями. Оно того точно стоило — ничего подобного я ни до, ни после не пробовал. С этим адреналином не сравнится даже прыжок с парашютом.
Я осознавал все риски. Знал, что наш гид — спелеолог, у нее большой опыт работы в пещерах. Поэтому доверился и прошел. Если бы это был человек, который в этой пещере ни разу не был, я бы ни за что не пошел.
Чем опасен спелеотуризм
Исследование пещер — это экстремальный отдых. Как и любой другой вид экстрима, спелеотуризм сопряжен с повышенной опасностью, главные причины которой:
- Обвалы. Участки с потенциальным обрушением нужно обходить в тишине и очень быстро — любое промедление или резкий звук способны спровоцировать ЧП. Чтобы избежать опасных ситуаций, лучше отказаться от посещения пещер в период дождей.
- Затопления ливневыми водами. При внезапном заполнении подземелья водой необходимо быстро найти убежище выше ее уровня.
- Неисправность снаряжения.
- Потеря ориентации в пространстве.
«Умереть от падающего камня в пещере — это большая редкость»
Наталья, инструктор-спелеолог
Многие до сих пор считают, что пещеры — это что-то максимально страшное. Но спелеология не опаснее, чем альпинизм. Альпинисты тоже применяют специальное снаряжение, работают на большой высоте. Там тоже есть веревки, которые могут подвести. У нас говорят: «Сами по себе камни в пещерах не падают». Умереть от падающего камня в пещере — это большая редкость. Как правило, камни на голову могут сбросить только неаккуратные участники, которые неправильно передвигаются по пещерам.
Да, в пещерах можно заблудиться. Например, Воронцовская система пещер имеет протяженность почти 12 километров. Есть витиеватая система ходов, где действительно человек может потеряться — ходить туда самостоятельно ни в коем случае нельзя. В определенных источниках можно найти схему пещеры — карту. Но проблема в том, что без специальной подготовки сориентироваться в пещере по карте невозможно. Это совершенно отличается от ориентирования в лесу: в пещере все камни «на одно лицо» для неподготовленного человека. В наших кавказских и сочинских пещерах нужно обязательно учитывать опасность паводков, потому что здесь субтропические дожди, поэтому некоторые пещеры затопляются в дождь либо полностью, либо частично.
Если кто-то хочет заняться спелеотуризмом, можно попробовать сходить в любительский поход — несложный, в горизонтальной пещере. Если понравится — найти спелеоклуб в своем городе и начать обучаться, чтобы в дальнейшем с коллегами ходить в пещеры всё более сложные, более глубокие.
Когда человек ходит в пещеры с профессионалами, спелеология — это совершенно безопасно. Понятно, что нужно соблюдать технику безопасности и работы со снаряжением и понимать гидрогеологию пещер — изучать, как она ведет себя в какую погоду и какие в ней могут быть опасности в разное время года. Если всё это учитывать, спелеология будет одним из самых безопасных видов спорта.
Правила поведения, которые нужно соблюдать спелеотуристу:
- Исследовать пещеры можно только в составе группы — спускаться в подземную полость в одиночку строго запрещено.
- Обязательная регистрация похода: о предстоящем путешествии нужно уведомить спасателей.
- Передвижение по пещере организуется так, что впереди и сзади идут самые опытные спортсмены.
- При себе обязательно нужно иметь аптечку.
- Наличие минимум двух источников света.
Обложка: © salajean / Shutterstock / Fotodom