«Да ты с жиру бесишься!» Как перестать осуждать себя за выгорание, карьерный кризис и желание бросить все
Интервью с карьерным консультантом Еленой Резановой
Идеальной работы, как и идеальных детей или идеальных отношений, не бывает, но если вы все чаще мечтаете уволиться, не можете заставить себя идти в офис или просто во всем разочаровались — это норм! — не глушите такие сигналы. В интервью «Цеху» специалист в области карьерных стратегий и автор книг о самореализации Елена Резанова рассказала, как научиться принимать свой карьерный кризис и самостоятельно выбираться из него, не боясь изменений, даже если все вокруг говорят, что у вас хорошая работа, за которой бы другие «стояли в очереди».
— Одна из главных идей вашей книги в том, что карьерный кризис — это нормально, так мы развиваемся и растем, но большинство людей в этом состоянии продолжает винить себя. Почему мы живем в такой парадигме?
А еще такие люди часто думают, что «с жиру бесятся» и винят себя в том, что не зажигаются от работы или не знают, куда двигаться дальше. Поэтому, если бы мою книгу нужно было свести только к одной мысли, я бы сказала следующее: кризисы — это закономерное и абсолютно нормальное явление, которое показывает, что вы переросли уровень, на котором находитесь. Нельзя стать круче, мощнее и масштабнее без кризисов. Он будет маленький или большой, глубокий или почти незаметный — на уровне тревожных мыслей, но так или иначе перепрошивка произойдет.
Относиться к кризисам плохо или игнорировать их мы учимся с детства. Начиная со школы, от нас требуют выдавать отличные результаты, быть прилежными, аккуратными, заряженными и мотивированными на постоянной основе. Эта радостная экзистенциально-перфекционистская мотивация растет из желания рассказать нам, как всё должно быть на самом деле. Научить нас этому хотят все: учителя, родители, книжки на тему призвания, бизнес-коучи, журналисты с историями из категории «успешный успех», где герой снят в лучших ракурсах и в зените профессиональной славы. Смотря на это, мы думаем: «Ого, вот как оно будет, когда я наконец себя найду!», а когда так не получается, начинаем себя изводить. Монеточка в 21 год дом построила, а я в 35 не знаю, кем хочу работать — какой ужас.
Человек начинает откапывать в себе залежи проблем и комплексов, а тараканы, которые терпеливо ждали, пока придет их время, выползают и говорят о нем все, что думают.
— Как определить, в каком состоянии ты сейчас находишься — уже в карьерном кризисе или в моменте временного спада, например, от накопившейся усталости? Или, может быть, просто выгорел?
Самый простой способ — посмотреть, что вы делаете в выходные. Если человек перерасходовал ресурсы, сил хватает разве что на просмотр сериалов и отмокание в ванной. Если же из недели в неделю повторяется другой сценарий: на работе силы на нуле, а в выходные энергия бьет ключом — скорее всего, это карьерный кризис.
Чем кризис отличается от выгорания, легче всего показать на примере машины. Вот она стоит и никуда не едет. Причины может быть две: либо бензин закончился, либо водитель не знает, куда ему, собственно, ехать. В первом случае это выгорание, во втором — кризис.
— Значит, выгорание не всегда зависит от того, чем мы занимаемся? И если человек выгорел, не стоит спешить со сменой работы?
Выгорание бывает ресурсное и смысловое. Смысловое выглядит так: человек, который хочет сделать мир лучше, уже несколько лет работает в очень деструктивной области — например, в меховой. Конечно, он может говорить: «Ну, я всего лишь бухгалтер, я никого не заставляю убивать животных», — но это временная сделка. Нелюбовь к работе накапливается. Однажды человек решает: «Бухгалтерию — ненавижу, ухожу навсегда», — и лишается любимого дела, хотя можно было просто перейти в подходящую сферу.
Когда ты не на своем месте, то как будто сходишь со своей траектории: между тобой настоящим и тем, кто ты есть сейчас возникает зазор. Так бывает, когда ты не знаешь, чего хочешь от работы, или врешь себе о том, что делаешь. Например, на самом деле ты не хочешь выступать перед огромной публикой, не хочешь быть узнаваемым и медийным. Ты — тихий профи, который вообще нигде не хотел бы мелькать, а твоя работа требует от тебя другого. Разрыв накапливается и человек выгорает.
В ресурсном выгорании срабатывает режим убывающей отдачи. Представим копирайтера, который очень любит свою работу. Он пишет классные тексты на интересные темы, клиенты его любят и уважают. Через некоторое время он вдруг замечает, что ему все сложнее открывать компьютер и находить вдохновение. Он тоже начинает думать о смене карьеры, в которой на самом деле нет нужды.
Почему так происходит? Проблема в том, что он так много писал и так много вкладывал в свое дело, что перерасходовал силы. Со временем внутренние ресурсы закончились, он занял энергию из своего отдыха, сна и питания, а затем довел себя до состояния, в котором больше не может работать. Однако через неделю отпуска, где можно вдоволь спать, есть и заниматься спортом, энергия возвращается и старая работа снова начинает приносить удовольствие.
Оба типа выгорания происходят по разным причинам, но их сильно катализирует наш невроз «поисков себя». Мы живем с ложной идеей об идеальном деле, где не будет никаких проблем — постоянно мечемся и выключаемся из настоящего момента.
— В книге вы говорите, что пережили три карьерных кризиса — расскажите о последнем из них, что произошло?
В это время я уже несколько лет была в новом статусе независимого специалиста, который помогает людям находить себя. Я жила в Монако, работала с профессионалами со всего мира и каждый день слышала слова благодарности. Но однажды, сев за рабочий стол, я просто не смогла открыть почту. Я думала: «Пожалуйста, не пишите мне, у меня нет сил, я не могу сейчас читать о ваших проблемах — мне нечем их решать.» Я тупо сидела, смотрела на экран и понимала, что больше не хочу делать то, что делаю. Мой пример доказывает, что можно выгореть даже на любимой работе, но это станет началом мощной перезагрузки.
Мое выгорание случилось, потому что я постоянно была включена в работу, без единого перерыва на жизнь. Пауз не было, ела я как попало, а энергию нагоняла кофеином. Я работала в выходные, потому что не хотела упустить клиентов, вечерами — потому что клиентам так удобнее, днем — потому что некоторым удобно и в это время. Я работала со всеми, кто приходил. Любой, кто начинал свой собственный проект знает, каково это, когда ты не можешь никому отказать и позволить себе выбрать только интересное. Я даже не выходила на прогулку, мне казалось, что я трачу время людей, которые ждут моего ответа. Через несколько месяцев такого режима от меня осталась кучка пепла.
— Как вы справились?
Первое, что я сделала — собрала волю в кулак и отменила все сессии сначала на два дня, а потом на две недели. Правда, здесь мне «помогло» обострение старого заболевания, которое выбило меня из работы. С температурой, лежа пластом, я все равно пыталась что-то делать, но потом силы закончились, и я пообещала себе больше так не работать.
Я начала все менять: сначала прорубила в расписании окно на ланч, затем — две паузы по 15 минут до обеда и после обеда, а потом решилась на выходные. Когда я писала клиентам, что больше не работаю в субботу и воскресенье, то готовилась к заметным финансовым потерям, но нет — все нормально распределилось. Тем, кто хочет больше узнать о паузах, я рекомендую прочесть книгу «Искусство продуктивной лени» Эндрю Смарта — там подробно описывается, почему этот инструмент действительно эффективно работает.
Я пересмотрела свои профессиональные цели, решила пойти учиться, что бы получить дополнительные компетенции. Моя гонка остановилась, и я перепридумала свою работу. Последнее, с чем мне нужно было разобраться — куда сливать постоянно накапливающийся стресс. Изучив эту тему, я подключила спорт, которого сознательно избегала всю жизнь. Раньше я не могла заставить себя бегать, но сейчас день без пробежки для меня невозможен.
Все это помогло мне решить свои проблемы, не пользуясь принципом французской революции «гильотина — лучшее средство от мигрени», а увольнение — от карьерного кризиса.
— Какой карьерный совет поможет через 10 лет не остаться без работы и душевного равновесия?
Быть в центре себя. Это значит, жить в соответствии со своими собственными представлениями об успехе. Не нужно оправдывать чьи-то ожидания, или поступать так, как будет лучше для резюме, вашего возраста или положения. Если вы будете соответствовать чужим установкам, то «в центре себя» окажетесь не вы, а чужие люди.
Если спросить разных людей, что для них значит успех, они все ответят по-разному. Для одного вершиной успеха будет мощное влияние в бизнес-структуре, а для другого — большая семья, с которой он будет проводить много времени. Если эти люди себе не врут и у них все получится, то они будут счастливы одинаково сильно.
А если первый скажет второму, что, несмотря на его большую семью, без статуса топ-менеджера он — никто, произойдет катастрофа — человек расстроится и решит, что неправильно прожил жизнь. Не нужно идти за чужими ценностями, важно спрашивать себя, чего вы хотите на самом деле. Эти ориентиры могут меняться, но сверять их нужно не с кем-то другим, а с тем, что внутри вас. Тогда все получится.
Только полезные посты и сторис — в нашем Instagram