А рожать когда будете? Почему медиков нужно учить эмпатии
Американский психиатр решил проверять уровень сочувствия у абитуриентов медицинских вузов
Больше трети россиян не доверяют врачам и медицинским учреждениям в целом. Такая тенденция характерна не только для России, но и для других стран, например, США. Профессор психиатрии Мохаммадреза Хожат в 2001 году разработал шкалу эмпатии Джефферсона — с помощью нее он предложил измерять уровень эмпатии у абитуриентов медицинских вузов. По мнению Хожата, это поможет вернуть врачам образ чуткого и внимательного профессионала. Приводим краткий пересказ статьи Quartz, посвященной исследованию Хожата и его коллег.
Джереми Хоуик, директор программы по эмпатии в Университете Оксфорда, утверждает: «Эмпатия улетучилась, едва медицина стала более профессиональной и научной». Вопрос в том, всегда ли научная строгость уместна и эффективна.
Ряд исследований о влиянии эмпатии на взаимоотношения между доктором и пациентом доказывают: способность медика проявить больше внимания и сочувствия к больному работает на пользу обеим сторонам. Врач чувствует себя увереннее, а лечение проходит эффективнее.
В США, Великобритании и Канаде появляются целые движения и образовательные программы, направленные на поощрение более чуткого и внимательного общения врачей с пациентами. В некоторых случаях работников клиник приглашают на семинары по тибетскому буддизму или театральные курсы. В медицинских школах используют VR-шлемы, чтобы врач смог испытать то, что ощущает пациент во время болезни. В Детройте предлагают студентам поучаствовать в работе уличной клиники и провести консультации для бездомных.
Мохаммадреза Хожат верит, что вопросы об эмпатическом отношении к пациентам должны подниматься еще раньше: на этапе отбора студентов в медицинские школы.
Как оценить эмпатию
Шкала эмпатии Джефферсона, разработанная Хожатом, подходит для анализа результатов теста. Отвечая на вопросы, человек должен оценить степень согласия или несогласия с предложенными утверждениями. Например: «Пациенты чувствуют себя лучше, когда лечащий врач понимает их чувства» или «Доктору следует обращать внимание на невербальные знаки и язык тела, чтобы понять, как ощущает себя пациент».
Сейчас эта анкета используется в десятках стран по всему миру. Она существует в трех версиях: для студентов-медиков, для практикующих терапевтов и для всех остальных медицинских работников, включая медсестер и фармацевтов.
Цель теста Хожата — выяснить, насколько медицинский работник готов сочувствовать пациенту. По словам исследователя, эмпатия в практике врача включает в себя три компонента:
- черта характера, позволяющая врачу понять опыт, болевые ощущения, дискомфорт и взгляды пациента;
- способность показать пациенту, что врач понимает его мысли и чувства;
- желание помочь.
Хожат уверен: уровень эмпатии можно повысить или даже научиться ей, об этом свидетельствуют его исследования. Хотя, оговаривается ученый, неясно, надолго ли сохранятся приобретенные навыки сочувствия.
Различные способы оценки эмпатии, безусловно, существовали задолго до разработок исследователя. Обычно это были мини-интервью на вступительных собеседованиях или рекомендательные письма от преподавателей. Также в стандартный тест для поступления в медицинский колледж (MCAT) входят вопросы по психологии и социологии.
Хожат позиционирует свой тест как способ получить дополнительную информацию об абитуриентах. По его мнению, результаты теста на эмпатию должны стать приоритетными для принятия решения о зачислении абитуриента на курс. Он также подчеркивает, что результаты теста точнее и полезнее результатов MCAT для предсказания достижений студентов на этапе клинической практики, когда эмпатия становится действительно нужна. К тому же, пока не было исследований, доказывающих связь между положительной характеристикой в рекомендательных письмах и непосредственным проявлением эмпатии позже на практике.
Критики часто говорят Хожату: разве справедливо требовать от врачей эмпатии, если это подвергает их риску выгорания? Вместо этого молодым терапевтам, напротив, стоит учиться выстраивать персональные границы, чтобы не принимать близко к сердцу все проблемы пациентов.
В ответ на это Хожат указывет на разницу между сочувствием (empathy) и сопереживанием (sympathy): в первом случае цель— увидеть проблему с точки зрения пациента, а во втором — речь идет скорее о чувственном опыте, переживании горечи и боли вместе с другим.
Хотя однозначно сложно объяснить, в чем именно заключается значение эмпатии в процессе лечения, Хожат предполагает: «Эмпатия приводит к доверительным отношениям. Благодаря этому, пациент может более подробно раскрыть детали своей болезни, вместо того, чтобы что-то утаить. Пациент будет честен с терапевтом. В свою очередь, это поможет врачу точнее поставить диагноз, так как он получит больше важной информации».