«Ездил на ретриты — не помогало». Как меняется жизнь после ухода из корпорации
Экс-директор по маркетингу премиальных сегментов «Сбера» и Газпром-Медиа стал блогером, тестирующим «умные» гаджеты
Денис Кожаев почти половину жизни работал в разных корпорациях, а два года назад решил кардинально изменить карьерный вектор. Теперь у него небольшое агентство и — блог на YouTube, где Денис выступает в роли экспериментатора и проверяет «умные» гаджеты, призванные улучшить быт и работу. «Цех» поговорил с экс-директором именно про качество жизни и то, от чего оно зависит.
«Без погон», зато с энергией
С 16 лет, если судить по трудовой книжке, я работал в корпорациях. Когда я понял, что 15 лет своей жизни провел именно так, почувствовал, что шокирован. Потому что изнутри прошедшее время так не воспринимается: тут чуть поработал, там поработал, делаешь классные проекты. К этому быстро привыкаешь. Привыкаешь, что 5-го и 20-го приходит деньги на карту, что все время идут какие-то процессы. Честно говоря, я только недавно, уже спустя два года после увольнения, перестал импульсивно смотреть в календарь с мыслью: «Когда там зарплата?».
Моя профессиональная сфера была связана с продюсированием контента и смыслов. На фестивале Alfa Future People я был креативным продюсером, потом стал руководителем по маркетингу премиальных сегментов в Сбербанке, затем возглавлял маркентинг в Газпром-Медиа. Я отвечал за спецпроекты, мероприятия, контент.
На самом деле, все было неплохо. Но я всегда хотел уехать учиться за границу, посмотреть мир, узнать что-то у других людей. Какое-то время я серьезно рассматривал варианты в США и представлял, как возьму паузу на проектах. Даже договорился с боссом о длинном отпуске, чтобы уехать на полгода и не беспокоиться о работе, иметь шанс вернуться. Но когда события идут чередом — продвигаешься по карьерной лестнице, покупаешь, например, квартиру мечты, обустраиваешь быт, — все больше и больше обрастаешь не только лишними килограммами, но и лишними атрибутами. Сделать шаг вперед оказывается совсем непросто.
Может быть, если бы не все события, начавшиеся с COVID-19, я бы не остался наедине со своими эмоциями и мыслями и не пришел бы к пониманию, что привычные вещи могу стать вновь незнакомыми, а жизнь — сильно измениться. А еще я понял, насколько устал. Я ездил на ретриты, ходял на всякие эзотерические практики, гонял в Гималаи, практиковал випассану, выспрашивал у знакомых, кто куда ходил. И ничего не помогало — всегда было сложновато. Сейчас я понимаю, что, просто не понимал, чего я хочу, и был не там, где хочу.
В итоге я решил уволиться и переехать в другую страну, чтобы начать там свой бизнес. Пришлось оставить все, что у меня было, и оказаться «без погон» — то есть без всяких статусов, через которые люди обычно меня и воспринимали. Все мои знакомые прошли через некое сито, поскольку теперь я не могу быть полезен как «руководитель маркетинга» в крупной корпорации. Теперь я просто Денис, у которого есть свой блог на YouTube и агентство.
Что отдает и забирает корпорация
За годы работы в большой компании можно научиться быть удобным человеком, который способен подстроиться под что угодно и кого угодно. Оставшись сам с собой, начинаешь выбирать, что прямо сейчас хочешь. Понятно, что свой бизнес ставит перед человеком еще больше вопросов, и там тоже есть компромиссы — даже больше, чем в корпорациях, — но здесь, я подчеркиваю, я делаю выбор именно для себя. Это разговор не столько про глобальные вещи, сколько про привычки и ежедневные практики.
Благодаря тому, что сейчас я четко оцениваю свою загруженность по проектам и, в то же время, понимаю, сколько ресурсов у меня есть, сколько я заработаю и сколько могу заработать. И знаю, от чего стоит отказаться для того, чтобы сохранить качество своей личной жизни.
Удивительно, но у меня, например, наконец-то появился режим сна: я понимаю, когда мне нужно ложиться спать, у меня есть утренние и вечерние ритуалы. В Москве это было невозможно: встаешь, бегом в душ, в машину, на работу и так далее. Сейчас у меня точно есть «моё» время. Особенно я ценю утро: стараюсь проводить его без телефона — утром принимаю холодный душ, иду на прогулку. В это время я провожу сам с собой интервью насчет своего состояния, желаний, переживаний. Много времени это не занимает, зато потом появляется ощущение, что я «выбрал себя», уделил себе время. Это магическим образом влияет на психику в течение дня, дает какую-то точку опоры. Вечером успокоить себя мне сложнее — видимо, играет привычка работать по ночам, — спасает только медитация.
Работа в корпорации дала и плюсы. Например, научила выстраивать процессы и планировать процесс производства, делить его на подзадачи. Хотя блог — работа творческая, иногда полезно подходить к нему с четким пониманием того, что именно нужно сделать. Другой вопрос в том, что иногда это перерастает в гиперконтроль. Хотя, возможно, это только черта моего характера.
Контент для «тревожных миллениалов»
Капитал в рублях, особенно в Лондоне, имеет свойство быстро заканчиваться. Поэтому я нашел партнера и открыл маркетинговое агентство, которое работает на три страны — Россию, ОАЭ и Великобританию. Всю жизнь я работал на стороне клиента, а теперь решил побыть тем, кто клиентские желания исполняет. Правда, в Лондоне я все-таки сходил на пару собеседований — скорее чтобы просто понять, что не готов возвращаться в корпорацию.
Мой канал на YouTube — проект, который мне самому дико интересно реализовывать. Я долгое время занимался продакшеном контента по заказу, а теперь делаю это для себя. Концепция блога вырисовалась быстро, потому что это то, что я и так делаю каждый день вне зависимости от обстоятельств — ищу возможности прожить эту жизнь качественно. Я верю в маленькие шаги и маленькие инструменты: не надо вводить «с понедельника» кучу правил и ограничений, когда можно в любой день и час пробовать что-нибудь новое, начиная с простых ментальных инструментов и заканчивая специальными гаджетами. В этом и суть моего проекта — найти то, что будет работать на экономию наших физических, ментальных и временных ресурсов.
В описании у меня написано: «Способы выживания специально для тревожных миллениалов». Мало кто себя хочет ассоциировать с этим словсочетанием, я в том числе. Но это как раз тот эмоциональный триггер, который работает. Увы, для многих людей тема с тревожностью и правда откликается. А мы им предлагаем способы справиться с тревогой, которые сами проверяем.
Канал я веду на русском. Этому решению у нас было посвящено большое обсуждение, в ходе которого часть команды настаивала на английском — он открыл бы доступ к огромной аудитории. Да и взаимодействовать с британскими рекламодателями всяких местных гаджетов было бы удобнее. Но я точно понял, что именно этот проект должен идти на русском по одной простой причине: я чувствую, что это какая-то моя внутренняя задача и желание — делиться информацией о новых классных штуках с русскоговорящими, моими друзьями и вообще любыми людьми, которым это будет интересно. Моя бабушка, которая живет в маленьком городе под Казанью, часто присылает в семейный чат всякие ролики о том, как спать, как есть, как мерить давление. И недавно она скинула мой шортс — не потому, что я ее внук, а потому что видео действительно случайно попалось ей в ленте. Тогда я понял, что делаю всё правильно.
Если есть какое-то устройство из России или с русскими корнями, я скорее выберу для теста его, нежели аналог от другого производителя.
Сейчас, например, мы готовим большой выпуск про СДВГ, и в рамках эксперимента я ношу российское устройство, которое называется «Neiry» — это такой трекер мозговой активности. Он четко показывает, насколько сильные проблемы с фокусировкой я испытываю. Благодаря эксперименту я более осознанно понимаю в моменте, сосредоточен я на задаче или нет. Действительно после 21 дня носки устройства я четко ощущаю, когда начинаю отвлекаться. Поэтому я даю себе паузу: дышу, переключаюсь, просто делаю какое-нибудь дело по дому. И через какой-то период времени возвращаюсь обратно к делам. Получается, я научился отслеживать момент, когда работа переходит в насилие над собой, и осознанно беру перерыв.
До этого тестировали гаджет Sensate за 349 фунтов, который стимулирует блуждающий нерв и должен моментально снимать стресс и успокаивать. Мой опыт тут показывает— чуда ждать не стоит. И хотя стимуляция блуждающего нерва действительно может влиять на самочувствие, обычная медитация и дыхательные упражнения могут быть эффективнее гаджетов. Во всяком случае, пока.
Сейчас я тестирую специальные очки, которые нужно надевать утром и вечером. Они светят в глаза зеленым светом и общают нормализовать циркадные ритмы, чтобы уже через 7 дней использования спалось лучше. И еще тестирую, кстати российское, устройство для «зарядки мозга» — гаджет подает микроимпульс, то есть по факту бьет мозг током для повышения его продуктивности.
Эффективность устройств я замеряю так: учу 50 итальянских слов с этими аппаратами и без них. Замеряю, сколько времени у меня займет процесс запоминания. И, кажется, мозг действительно работает чуть шустрее.