«Удовольствия нужно планировать и отдаваться им полностью»: научно подтвержденная ода гедонизму
Главное, расслабляться без мыслей о том, что полезного можно было бы сделать в этот момент
Буквально на днях Марина Пустильник дописывала статью про эмоциональный интеллект и искала научные подтверждения тому, что самоконтроль — важный фактор нашего жизненного успеха. И это действительно так, но тут же подвезли новое исследование, авторы которого утверждают, что гедонизм и краткосрочные удовольствия — не менее важное условие нашего душевного благополучия. Поговорим об этом?
О важности самоконтроля нам говорят с детства. «Сначала выучи уроки, а потом иди гулять» — это ведь именно про способность пожертвовать сиюминутной радостью прогулки с друзьями ради выученных уроков, академической успеваемости и — как ее следствие — хорошего образования, которое до сих пор считается залогом жизненного успеха. Впрочем, многочисленные исследования подтверждают, что люди с высоким уровнем самоконтроля действительно бывают не только успешнее, но и счастливее своих сверстников, склонных поступать импульсивно. Есть даже исследователи, которые считают, что «слишком много самоконтроля не бывает», но вот в этом, похоже, они неправы.
Катарина Бернекер из Цюрихского университета и Даниэла Бекер из Университета Неймгена в Нидерландах провели ряд исследований, целью которых было доказать, что гедонизм также играет важную роль в нашем душевном благополучии. Однако, отвлечемся на минуту и поговорим о том, что вообще такое гедонизм и каким он виделся и видится людям сквозь века.
Итак, что такое гедонизм?
С философской точки зрения этот термин относится к мнению о том, что хорошая жизнь — это жизнь, полная удовольствий. С психологической — гедонизм подразумевает, что погоня за удовольствиями является главным источником мотивации человеческого поведения. Таким образом, гедонисты — это люди, положительно относящиеся к удовольствию и стремящиеся получить его при любой возможности.
Существует две точки зрения на гедонизм — положительная и отрицательная. Сторонники гедонизма утверждают, что эволюция привила нам необходимость делать то, от чего нам хорошо, и таким образом стремление к удовольствиям, которое столь естественно для человека, заставляет нас вести себя благоприятным образом. Утверждается также, что удовольствие снижает уровень стресса и тем самым сохраняет нам здоровье. Если рассматривать счастье, как результат некоего баланса приятного и неприятного опыта, то гедонизм можно рассматривать как нечто, что может сделать нас счастливее. Кроме того, защитники гедонизма утверждают, что удовольствие улучшает нашу способность справляться с жизненными проблемами и делает нас более дружелюбными, тем самым укрепляя наши социальные связи, которые также важны для благополучной жизни.
Противников у гедонизма, кажется, гораздо больше, начиная с отцов церкви, утверждавших, что с момента изгнания Адама и Евы из рая человечество потеряло свое право на удовольствия, и заканчивая Гретой Тунберг, призывающей нас отказаться примерно от всего, что доставляет наслаждение. Противники гедонизма утверждают, что с одной стороны, он плох для окружающей среды, а с другой стороны — для каждого из нас по отдельности. Считается, что гедонизм ведет к чрезмерному потреблению и связанному с ним истощению природных ресурсов. Если говорить про его эффект на отдельных людей, то считается, что, во-первых, гедонизм отрицательно сказывается на здоровье, потому что в погоне за удовольствиями люди зачастую начинают страдать от алкоголизма и наркотической зависимости, а во-вторых, что в долгосрочной перспективе гедонизм делает нас менее счастливыми. Это происходит, утверждают противники, потому что на длинной дистанции гедонисты начинают испытывать меньше удовольствия, чем поначалу. Кроме того, многие приравнивают гедонизм к безделью, а так как самореализация считается одним из столпов «хорошей жизни», то в долгосрочной перспективе гедонисты оказываются менее счастливы, чем те, кто работал, строил себя и вообще практиковал самоконтроль. Также считается, что гедонизм ослабляет социальные связи, так как в погоне за удовольствиями люди становятся менее чувствительны к нуждам других.
Кто же прав?
К счастью, Бернекер и Бекер — не первые, кто заинтересовался ролью гедонизма в нашем душевном благополучии. Нидерландский социолог и специалист по научным исследованиям в области счастья Рут Вейнховен опубликовал в 2003 году работу под названием «Гедонизм и счастье». В ней он стремился найти ответ на вопрос, насколько позитивный и негативный взгляды на роль гедонизма в ощущении счастья совпадают с реальностью. Для этого он решил изучить совокупный эффект гедонизма и определить, какие из его последствий — положительные или отрицательные — преобладают. Вейнховен воспользовался данными «Мировой базы данных по счастью», созданного им интернет-архива результатов исследований, посвященных вопросам счастья. В базе данных содержатся данные о том, насколько счастливым ощущают себя жители 165 разных стран в разных обстоятельствах. Изучив данные ряда исследований, посвященных связи гедонизма и счастья, Вейнховен пришел к выводу, что гедонизм, как минимум, не делает людей несчастными, так как все наблюдаемые в рамках исследований взаимосвязи имели либо нулевое, либо позитивное значение. Однако, в 2003 году, когда была проведена эта работа, вопрос о том, насколько сильно гедонизм влияет на наш уровень счастья, а главное, как долго оно длится, оставался без ответа из-за недостаточного количества долгосрочных исследований по теме.
Исследование Бернекер и Бекер тоже, к сожалению, нельзя назвать долгосрочным, но интересным — и отрадным для гедонистов — оно, тем не менее, является. Психологи разработали вопросник, чтобы проверить способность опрашиваемых к гедонизму, т. е. их способность сконцентрироваться на насущных потребностях и наслаждаться краткосрочными удовольствиями. Этот же вопросник был использован для того, чтобы узнать, различаются ли люди в своей способности к получению удовольствия в различных ситуациях, и связана ли эта способность с душевным благополучием. На основании исследования ученые утверждают, что способность получать удовольствие важна для нашего счастья и благополучия не меньше, чем пресловутый самоконтроль и способность добиваться долгосрочных целей, но есть один важный момент.
Кажется, мы все так привыкли слышать о том, что долгосрочные цели важнее краткосрочных удовольствий, что мало кто сегодня умеет наслаждаться моментом, не испытывая при этом мук совести по поводу своего времяпрепровождения. Как говорит Катарина Бернекер: «Всегда считалось, что по сравнению с самоконтролем, гедонизм — это более простое решение. Но по-настоящему наслаждаться выбранным в моменте краткосрочным удовольствием не так-то уж просто из-за постоянно отвлекающих мыслей [о том, что ты должен делать]». Между тем, исследование также показало, что люди, обладающие счастливой способностью полностью отдаться ситуации и наслаждаться сделанным в пользу удовольствия выбором, в целом ощущают более высокий уровень благополучия и менее склонны страдать от депрессии и тревожности.
Что же делать?
Исследователи полагают, что для того, чтобы вернуть себе способность наслаждаться ничегонеделанием или какой-то приносящей удовольствие деятельностью, не коря себя за происходящее, следует четко планировать время, которое будет посвящено именно такому времяпрепровождению. Если в календаре у вас запланированы два часа за бокалом вина или чашкой кофе с друзьями, проще получать удовольствие от происходящего, потому что это время не пересекается с вашими планами на тренировку или необходимостью разослать сто пятьдесят резюме. Хорошо еще бы помнить, что свободное время для себя делает нас счастливее, и что в работе нужны постоянные перерывы, которые тоже лучше всего направлять на получение удовольствия, а не на другую работу.
И еще один важный момент. Исследование 2016 года, в котором приняло участие 28 тысяч человек, показало, что люди занимаются приятными для себя делами в тот момент, когда чувствуют себя не очень, и, наоборот, делают менее приятные дела с долгосрочной отдачей в тот момент, когда у них все хорошо. Кажется, что эволюция неплохо научила большинство из нас жертвовать краткосрочным удовольствием ради долгосрочных целей. Поэтому самое малое, что мы можем сделать, когда в следующий раз захотим просто расслабиться и получить удовольствие — это позволить себе просто быть, не забивая себе голову мыслями о всем том полезном, что требует нашего внимания. С большой вероятностью час-два-пять (или даже десять!) простого наслаждения жизнью нужны нам для того, чтобы отдохнуть и вернуть себе силы и хорошее настроение. А продуктивность и мысли о будущем лучше оставить до момента, когда силы и настроение вернутся.