В современном офисе работник вынужден то и дело отвлекаться от своих текущих задач на какие-то другие дела: то на просьбу коллеги, то на сообщение в рабочем чате, то на деловую переписку. Исследователь Илана Фельдман, как и большинство людей, была уверена: отвлечение ведет лишь к снижению продуктивности и внимательности. Однако, изучив ситуацию на практике, выяснила, что посторонние активности иногда вовсе не мешают работе и даже повышают настроение сотрудников.
Илана Фельдман изучает то, как организация труда влияет на работоспособность и психологическое состояние людей. Отправной точкой для ее недавнего исследования стал вопрос: почему когда нас отвлекают от работы, мы испытываем стресс? В ряде научных публикаций, сделанных ранее другими авторами, доказывалось, что это чревато ошибками в текущих проектах и ухудшением качества работы в целом. Каково же было удивление Фельдман, когда она обнаружила несколько иную картину.
35 добровольцев попросили записывать, из-за чего или кого они отвлекаются во время рабочего дня, на сколько и что по этому поводу чувствуют. Все участники трудились полный день и часто пользовались компьютерами и гаджетами. Результаты эксперимента показали, что из всех моментов, когда работникам приходилось отвлекаться, 30% «вызывали удовольствие или радость». Более 75% опрошенных признали, что в течение дня с удовольствием отвлеклись от рабочих задач хотя бы раз.
Вопрос времени
Фельдман полагает, что отношение к отвлекающим факторам зависит от того, как мы оцениваем собственное время. Если на наше драгоценное время покушаются из-за какого-то пустяка, это раздражает. А вот если нас отвлекают по уважительному или неотложному поводу, связанному с работой, мы склонны принять этот факт благосклонно. Ведь наше самоощущение зависит от принципа прогресса — то есть степени важности совершенного поступка. Второе открытие Иланы Фельдман связано с подходящим моментом для отвлечения. Подходящий момент — это когда мы не сильно погружены в текущее задание или нуждаемся в перерыве. Тогда отвлечься — не грех. Наконец, играет роль и продолжительность занятия, на которое нас вынуждают отвлечься — чем оно короче, тем охотнее мы готовы за него взяться.
Личность имеет значение
Возможно, вы не удивитесь, что взаимоотношения между работниками также имеют значение в этом вопросе: мы готовы отвлекаться, если к нам обращается человек, который нам приятен или вызывает уважение. И наоборот: мы испытываем негативные эмоции, когда с коллегой нет желания общаться. Еще один очевидный аспект: когда мало работы, отвлечься легко; когда ее много — мы испытываем стресс и от просьбы не по делу порой раздражаемся сильнее обычного.
Отвлекать нельзя работать
Фельдман заключает, что частые отвлечения в офисе не так страшны, если мы понимаем, как и почему на них реагируют люди. По мнению исследовательницы, радикальные меры, такие как введение специального периода времени, когда отвлекать работников запрещено, излишни. Зато было бы хорошей идеей провести беседу с коллективом и научить коллег внимательнее относиться друг к другу и объяснить, в каких случаях задавать вопрос или обращаться с просьбой к коллеге уместно, а в каких — нет. Другой выход из проблемы — отключать все оповещения и средства связи в момент работы над трудоемким заданием. Однако такой способ, говорит Фельдман, будет эффективен, только если его поддержит руководство коллектива.