Алексей Долинский — основатель Coursalytics.com, международного сервиса поиска и бронирования коротких очных и онлайн образовательных программ для предпринимателей и менеджеров из бизнеса, государства и некоммерческого сектора.
Из точки А в точку B
Самый частый вопрос, который я слышу от заинтересованных в образовании менеджеров на российском рынке: «нужно ли мне МВА?» При кажущейся простоте этот вопрос по сложности может сравниться с планированием ремонта в доме.
Во-первых, надо понять, в каком состоянии дом сейчас. Может быть, ремонт не нужен вовсе — дом в хорошем состоянии. Может быть, все хорошо, но просто надоело и хочется все переделать. А возможно, ремонтировать надо срочно, потому что трубы текут и проводка искрит. Иди же дела настолько плохи, что пора снести все стены, кроме несущих, и полностью все перестроить.
Во-вторых, надо понять, какой результат от этого ремонта хочется получить. Цели у всех разные: кому-то подавай зеркала, лепнину и прочий версаль, кому-то авангард по последнему писку моды, а кому-то дырки в стенах заклеить и смеситель наконец заменить.
Чтобы понять, как добираться из точки А в точку В, надо сначала разобраться, где наша точка А находится и какую точку В мы себе наметили. Иначе может оказаться, что мы хотим подняться из Марианской впадины сразу на вершину Эвереста или наоборот — мы уже находимся в точке В и идти никуда и не надо.
МВА в современном русском языке — это примерно как евроремонт: употребляется настолько беспорядочно, что давно уже почти ничего не значит, хотя на самом деле это просто средство передвижения из одной точки в другую.
История вопроса
Словосочетание Master of Business Administration (степень магистра в области делового управления — прим. ред.) появилось в начале ХХ века для описания образовательных программ, позволяющих разобраться в том, как работает бизнес. Выпускник такой программы обладал стандартным набором знаний о стратегическом менеджменте, маркетинге, финансах и других корпоративных функциях. Работодателям диплом понравился, потому что им было понятно, что его обладатель умеет. Он может посчитать финансовую модель и понять финансовую отчетность, оценить эффективность маркетинговых расходов, посчитать и объяснить коллегам и начальству, какой/какие из продуктов компании выгоднее производить здесь и сейчас, какие лучше в долгосрочной перспективе, а какие надо срочно прекратить выпускать. Когда степень МВА доказала свою востребованность на рынке, университеты бросились массово создавать штампующие их бизнес-школы.
Проводимые довольно часто исследования показывают, что примерно треть СЕО крупнейших компаний имеют такой диплом. С одной стороны, это означает, что две трети СЕО живут как-то и без МВА, с другой стороны, это самое распространенное образование уровня магистратуры в этой аудитории, так что вроде все еще логичный выбор для планирующих карьеру в бизнесе. В некоторых глобальных инвестиционных банках есть даже официальная политика найма: если у выпускника университета нет МВА из ведущего университета, то можно претендовать на начальную должность аналитика, а если есть, то сразу на более высокую позицию associate. Все это ежегодно привлекает в бизнес-школы десятки тысяч человек.
«Как бы МВА»
Сегодня в мире есть несколько тысяч МВА-программ, которые различаются между собой по стоимости, продолжительности, форматам обучения, уровню преподавателей и студентов, не говоря уже о географии и всём прочем. Помимо этого, есть еще тысячи и тысячи «как бы МВА» — образовательных программ, которые могут и вовсе не давать диплома о высшем образовании и откровенно паразитируют на популярности аббревиатуры. В кунсткамере «как бы МВА» многообразие настолько велико, что систематизировать этот паноптикум просто невозможно. Мой персональный чемпион — это «МВА по подписке» за три тысячи рублей в месяц. Через шесть месяцев обещают диплом. Такой уровень профанации — это даже не обман клиентов, а откровенное мошенничество обеих сторон, как покупка дипломов в подземном переходе, когда и покупатель тоже прекрасно знает, за что именно он платит деньги.
Рынок
Если отбросить «как бы МВА» в сторону, то у тысяч оставшихся программ есть существенная ценность: они обещают работодателю, что выпускник обладает всеми перечисленными выше навыками, и это повышает ценность выпускника на рынке труда. Но рынок на то и рынок, чтобы там было максимальное разнообразие: от двухлетней фуллтайм программы в Гарварде или Уортоне до годичной программы по вечерам и/или выходным во второсортном российском вузе. Разброс по стоимости от 5 тысяч долларов до четверти миллиона, причем последний вариант не учитывает еще недополученные доходы, поскольку два года во время программы полноценно работать не получится. Мало того, барьер для входа тоже различается, как спортивная секция возле дома и олимпийская сборная. Помимо платы за обучение, на входе в лучшие бизнес-школы нужно предъявить оценки из предыдущего университета, результаты международных тестов, рекомендательные письма и трогательные эссе о том, как вся ваша предыдущая жизнь вела вас к этой программе и как эта программа поможет вам сделать мир радикально лучше. Статистика гарвардской бизнес-школы довольно стабильна год от года. Средний возраст поступающих 27-28 лет. Средний балл предыдущего диплома у поступивших примерно соответствует российскому красному диплому (GPA 3.71), причем не из магаданского заборостроительного, само собой. Медианный балл стандартного теста GMAT — 730, т. е. это в числе лучших 5% из 250 тысяч сдающих тест ежегодно по всему миру.
Любые иллюзии о том, что за 5 тысяч можно получить такой же евроремонт, как в Гарварде, лучше смело забыть. Нельзя. Иначе бы Гарвард давно закрылся. Можно получить только право говорить, что у вас есть МВА, и базовые знания по основным бизнес-темам. Выпускники хороших университетов, хедхантеры компаний и другие причастные всегда будут знать разницу. Но это все лишь разговор про стоимость средства передвижения из точки А в точку В. Теперь надо на обе эти точки посмотреть.
Нужен ли MBA лично вам?
Вариант 1: вам 26 лет, вы с отличием окончили неплохой университет, у вас есть 3-4 года опыта интересной работы в организации, которая готова частично, а то и полностью оплатить вашу учебу за обещание вернуться назад. Стратегически хочется международную карьеру. Ответ: да, однозначно стоит приложить еще усилия, чтобы через годик попытаться поступить в одну из 20 ведущих бизнес-школ и получить там МВА. Этот опыт изменит вашу жизнь, и в любой из лучших школ вам дадут стандартный набор знаний, который вам очень поможет.
Вариант 2: вам 36 лет, есть семья и дети, вы работаете на высокой должности в большой компании и можете сами оплатить учебу, как минимум частично, но ждать вас два года компания не будет, поэтому надо брать кредиты. Стратегически хочется достичь самых высоких карьерных уровней, например, стать генеральным директором крупной российской компании. Ответ: наверное, многое из того, что проходят в бизнес-школе, вы уже знаете. МВА за 5 тысяч вам уже особо ничего не даст, а за четверть миллиона на этой стадии карьеры уже слишком долго и дорого. Есть более эффективные способы развить знания и навыки, усилить резюме и обрасти полезными контактами. Например, короткие (3-7 дней) интенсивные программы в тех же ведущих мировых школах. Если позвонить в Гарвард и Стэнфорд, они примерно это же и посоветуют. Вопрос, какие именно программы и в каких именно школах выбрать, но зато меню практически безгранично.
Вариант 3: работодатель обещает компенсировать программу стоимостью не более 10 тысяч долларов без отрыва от производства, но вам пока не хватает владения английским, чтобы уверенно работать на нем в аудитории. Ответ: есть хорошие короткие программы в бизнес-школе Сколково, в Академиях PwC и EY, есть парт-тайм программы МВА в нескольких достойных российских бизнес-школах.
Вариант 4: у руководителя организации есть МВА из местного университета и он готов за деньги организации оплатить вам такую же программу. Вы пока не планируете продолжать карьеру за пределами своего региона. Ответ: ну да, можно бы и согласиться с директором.