Выученная беспомощность, отсутствие целей и нормального фидбека тормозят обучение. Линдси Бирн, консультант Hemsley Fraser — компании, которая занимается корпоративным обучением с 1991 года — сталкивается с этими проблемами почти в каждом коллективе. В тексте для Training Zone она рассказывает, как нейронаучные приемы помогают ей справиться с распространенными сложностями и сделать обучение эффективнее.
«Я с этим не справлюсь»
Можно сколько угодно убеждать человека в его способностях, но если он уверен, что что-то ему не по плечу, он с этим не справится. И дело тут не в таланте, а в работе ретикулярной формации — зоне мозга, которая распределяет приоритет нервных сигналов. Классический пример — видео, где нужно сосчитать, сколько бросков мяча сделали участники команды.
Зритель настолько сосредоточен на подсчете бросков, что вероятнее всего не заметит человека в костюме гориллы, который появится на экране. То же самое и с уверенностью в своих возможностях: пока сотрудник убежден, что не справится, его мозг будет обрабатывать только те аргументы, которые совпадают с этой точкой зрения.
Чтобы преодолеть этот эффект, нужно перевести внимание человека на конкретные цели, которых он сможет достичь, подробно описать план работы, рассказать о преимуществах полученных знаний. Желательно зафиксировать все это с помощью чего-то наглядного — схемы или майндмэпа, к которым человек сможет возвращаться, чтобы напомнить своей ретикулярной формации, на чем именно стоит сосредоточиться.
«Я, конечно, пойду, но зачем?»
Подробное обсуждение, выяснение пожеланий сотрудника, его целей, сильных и слабых сторон необходимо, чтобы он понимал, ради чего его отправляют на форум, когда у него и так полно работы. Некоторые компании посылают сотрудников на курсы, не посоветовавшись с самим человеком, а через пару таких поездок понимают, что не видят результата.
Проблема в выученной беспомощности — состоянии, в котором мозг приходит к решению «зачем стараться, если я не могу ни на что повлиять». Оно спасает психику в критической ситуации, но мешает, когда речь идет об обучении.
Чтобы не допустить выученной беспомощности, обсуждайте обучение заранее и интересуйтесь его результатами, когда сотрудник вернется.
«Было круто, обсуждали это, как его…»
Память нуждается в подкреплении. Всё, что люди изучают в течении дня, затем отправляется на сортировку в область мозга под названием гиппокамп. Гиппокамп определяет какие данные важны и достойны записи в долговременную память, а от каких стоит избавиться.
Чтобы убедить гиппокамп обратить внимание на новые знания, старайтесь обеспечить несколько форм подачи информации — слова спикера, слайды, конспекты, устное обсуждение. Дело в том, что мозг не похож на картотеку, где данные хранятся каждый в своей папке. Воспоминания хранятся в разных областях мозга, в зависимости от типа памяти, поэтому разные формы подачи информации задействуют больше клеток и создают более обширную и крепкую нейронную сеть.
Но даже несмотря на эти усилия, мозг все равно попытается удалить информацию, если поймет, что она не востребована. Немецкий психолог Герман Эббингауз вычислил сроки, которые требуются, чтобы мозг начал избавляться от ненужных воспоминаний.
Согласно кривой забывания, если вы хотите, чтобы обучение не прошло даром, было бы неплохо обсудить новые знания на следующий день после лекции, через пару недель, а затем через месяц.