Думаете, фанатское литературное творчество — удел гиков и подростков? The Atlantic спешит вас переубедить: на фанфиках тренируют навыки писатели Нил Гейман и Нора Джемисин, а многие популярные романы начались именно с любительского творчества. Рассказываем, как фанфики растят писателей, при чем тут сообщество, и почему пора перестать смотреть на фикрайтеров (авторов фанфиков) свысока.
Рассказ Нила Геймана «Этюд в изумрудных тонах», в котором смешались вселенные Шерлока Холмса и Ктулху, получил премию «Хьюго» в 1995 году. Через несколько лет Нора Джемисин, тогда еще неизвестная выпускница факультета психологии, наткнулась в сети на сообщество, где фанаты публиковали тексты по мотивам оригинальных произведений. Там она выложила свои первые истории, нашла друзей и начала оттачивать мастерство.
В 2018 году Джемисин получила третью подряд премию «Хьюго» за очередной роман из цикла «Расколотая Земля». Одной из причин, по которой ее книги так затягивают читателей, она назвала опыт, который получила во время написания фанфиков. «Фанфик изначально цепляет читателя, ведь он написан по мотивам любимой вселенной. Задача автора — найти способ заинтересовать вас не только вселенной, но и самой историей, которую он хочет рассказать», — говорит Джемисин.
В онлайн-сообщества входят авторы с разным уровнем подготовки: начиная с подростков, которые еще не до конца освоили грамматику, заканчивая опытными писателями. Все они учатся друг у друга.
Писать красиво, грамотно и логично
Автор получает комментарии к своему тексту от разных пользователей, а на некоторых сайтах, например на российском Ficbook, читатель может также выделить часть текста и предложить правки. Ценность таких единичных комментариев в совокупности оказывается выше, чем советы высказанные одним человеком, считают Кэти Дэвис и Сесилия Арагон — исследовательницы из Вашингтона, которые потратили два месяца на изучение фанфик-сайтов.
Среди фикрайтеров встречаются эксперты в разных областях, которые могут дать профессиональные комментарии, при этом часто переключаются с роли учителя на роль ученика. У фикрайтеров-подростков, как показало исследование, после каждых 650 комментариев словарный запас улучшился так, будто они становились на год старше.
Творить для читателя
Авторам интересно писать о любимых героях, а читателям заведомо интересно о них читать. Это отличает фанфики от практики школьных сочинений, когда учителю приходится читать тысячную по счету работу на одну и ту же тему, а ученику — выполнять задание, даже если тема совсем не волнует. В то же время необходимость писать на животрепещущую тему развивает у автора навыки сторителлинга, считает Темзин Мьюир — автор фанфиков и бывшая учительница английского языка.
Комментарии других участников тоже важны — они помогают понять, что интересно читателям, и какие сильные стороны есть у автора, а над чем стоит еще поработать.
Критиковать и принимать критику
В силу того, что сообщество состоит из единомышленников, среди отзывов к текстам редко встречается откровенное хамство или троллинг. Дэвис и Арагон насчитали всего 1% таких комментариев из четырех с половиной тысяч. При этом большая часть людей подает свое мнение в форме сендвича: начинают с подчеркивания сильных сторон текста, заканчивают уточнением о том, что сказанное — личное мнение и может быть не верно, а в середине пишут конструктивную критику.
Доброжелательное сообщество способно подарить начинающему автору необходимую поддержку, вдохновить его продолжить работать над умениями — по такому же принципу работает сайт для художников DeviantArt.
Арагон и Дэвис считают, что подобная модель коллективного наставничества может быть полезна не только писателям, ведь на основе поддерживающего и образовательного интернет-сообщества можно построить обучение почти чему угодно.