Анна Гилёва — соосновательница умных вечеринок PechaKucha Night Moscow, которым в этом году исполняется десять лет. За свою карьеру она была директором публичных программ «Теорий и практик» и программным директором конференции о новых медиа MediaMakers. С 14 октября в «Шанинке» Анна ведет авторский курс «Продюсирование образовательных событий». Она рассказала «Цеху», как устроено неформальное образование и почему важно учиться друг у друга в любом возрасте.
«Мы все учимся друг у друга, вне зависимости от возраста»
Неформальное образование часто подразумевает эдьютейнмент — образование плюс развлечение. Важно понимать, что сегодня вы можете узнавать что-то новое где угодно. Сейчас прогрессивные школы и вузы говорят, что весь мир — это классная комната. Как правило, неформальное образование — что-то краткосрочное и не требующее кардинальных решений. Не нужно думать, что ты сейчас с помощью курса меняешь свою жизнь раз и навсегда.
В сфере неформального образования немного снижен уровень пафоса и серьезности. Почти никто не рассуждает сейчас так: «Зачем я буду пытаться писать рассказы, все равно не получу Нобелевскую премию?». Или: «Ну что я буду учиться играть на скрипке в 40 лет, если все равно не выиграю конкурс Чайковского?». Можно заниматься чем угодно, если есть желание. На самом деле нет никаких барьеров, кроме твоих внутренних.
В большинстве случаев современное академическое образование не готовит к жизни. Человек окончил вуз, приходит работать и понимает, что все не так. Программы устарели, а мир меняется стремительно: все время появляются новые специальности или направления. Даже если ты остаешься в рамках одного карьерного пути, все равно нужно постоянно чему-то учиться, чтобы быть востребованными, расти, получать зарплату повыше. А еще можно учиться, чтобы лучше себя чувствовать. Например, рисование акварелью или медитация просто повышают твое ежедневное качество жизни, делают ее прикольнее.
Мне недавно приспичило учиться драматургии и сценарному делу. Я начала заниматься и частным образом, и на курсах, и в Московской школе кино. Главное — мотивация и желание научиться, освоить новое дело и преуспеть. По каким параметрам выбрать лекцию? Тебе интересна тема, а заявленный лектор выглядит в твоих глазах профессионалом.
Мы все учимся друг у друга, вне зависимости от возраста. В одних аудиториях я выступаю как эксперт, в других — как слушатель. Например, читала лекцию в «Нетологии», а на следующий день приходила как студент в Московскую школу кино и ничего не знала. Вот это переключение мне очень нравится — оно держит в тонусе.
«Я хотела делать осмысленные мероприятия, где люди делятся опытом и знаниями»
Когда я училась в аспирантуре, все мои мечты были связаны с журналистикой. Я работала редактором, продюсером и журналистом во всевозможных СМИ. В журналистике я разочаровалась, когда пришла продюсером на НТВ в нелучшие для канала времена и отвечала за социокультурные темы. В стране нарастало политическое напряжение: Болотная, Оккупай Абай, а цензура усиливалась даже в репортажах не о политике, над которыми я работала. Казалось, что она не отвечает на вызовы времени. Я перестала понимать, где мой вклад, и результат коллективного труда меня качественно не устраивал.
Параллельно я занималась своими проектами. Например, делала в клубе «Китайский летчик Джао Да» «Разговорчики» — публичные интервью с разными выдающимися личностями. Однажды в компании малознакомых людей мы обсуждали, что же нам сделать, чтобы нас напечатали на обложке «Афиши». Женя Казачков, драматург, до недавнего времени арт-директор фестиваля «Любимовка», рассказал про формат PechaKucha. Мы подумали, что это прикольно, и так все началось.
В тот момент я не формулировала для себя это как: «Я хочу заниматься эдьютейнментом». Я просто хотела делать осмысленные мероприятия, где люди делятся опытом и знаниями. Классическим преподавателем в вузе я не могу быть. Я пыталась, но очень быстро устаю из-за бюрократии, отчетов и давления системы.
«Наш курс для тех, кому с минимальным бюджетом хочется делать хорошо, осмысленно и с пользой»
Во время обучения сценарному мастерству был период, когда мне казалось, что у меня ничего не получается. Казалось, все, что я делала раньше, обнулилось. Я стала вспоминать о своем опыте и в размышлениях об этом сформулировала курс «Продюсирование образовательных событий» в «Шанинке». Задача — поделиться десятилетним опытом продюсирования PechaKucha, а также других конференций, фестивалей и лекториев.
Образовательное событие — это не концерт и не развлекательное шоу, в нем есть полезное содержание. И оно всегда решает определенную задачу, а не висит в вакууме. Например, бренду важно себя ассоциировать с интеллектуальным полем и закрыть образовательные потребности своих сотрудников, или кафе нужно создать комьюнити. От цели зависит работа с контентом.
Наш курс для начинающих продюсеров образовательных событий и тех, кому с минимальным бюджетом хочется делать хорошо, осмысленно и с пользой. Во время обучения мы предложим студентам поработать над собственными проектами, а в конце устроим питчинг для экспертов в этой сфере.Первые два года мы делали PechaKucha, не вкладывая ни копейки. Для команды это был фан и социальные связи, мы все параллельно где-то работали. Площадке мы приносили хороший контент, спикерами выступали друзья, друзья друзей и те, кого нам удалось увлечь идеей. Афиши нам делал папа Жени Казачкова. Фото и видео снимали волонтеры.
Четыре года назад, когда я работала в «Теориях и Практиках», нам поступил запрос от культурного центра «МосАРТ» в Новогирееве. Они просили организовать лекторий: «Мы находимся на первом этаже панельной высотки в Новогирееве. Нам департамент культуры выделил деньги на ремонт фасада, но они еще придут нескоро. А внутри уже все классно, но мы абсолютно невидимы». В то время мы много работали с художницей Panika Derevya, и она придумала серию воркшопов раз в две недели, каждый из который менял фасад МосАРТа. Приходят люди любого возраста, осваивают новую технику стрит-арта или паблик-арта, например, граффити, и фасад преображается. Кстати, несмотря на то, что все было согласовано с местной администрацией, приехала полиция. Ее вызвали люди — решили, что здесь орудуют хулиганы.
Таким образом содержание образовательных событий стало инструментом изменений. В этом смысле это очень классный кейс. Это была живая история — люди своими руками меняли место, где они живут.