Университет искусства и дизайна (HfG) Карлсруэ — одно из немногих высших учебных заведений в этой сфере, где теоретики и практики работают бок о бок над совместными проектами. Здесь не смотрят на возраст и бэкграунд студентов и ценят независимость мышления, поэтому на одном курсе могут учиться доктор экономических наук и вчерашний школьник. Большинство выпускников факультетa искусствоведения этого университета работают кураторами в известных европейских музеях или выбирают академическую карьеру. «Цех» поговорил с философом, куратором и профессором HfG в Карлсруэ Людмилой Воропай об особенностях обучения в университете.
На наш факультет искусствоведения и медиа-философии обычно поступают люди, у которых уже есть опыт обучения на искусствоведческих программах других вузов, где им не хватало актуального материала, а также возможности применения теоретических знаний к современным художественным практикам и процессам. Искусствоведам хочется быть ближе к современности, лучше понимать особенности искусства, созданного с помощью цифровых технологий. Абитуриентов, которые пришли сразу после школы, обычно немного. Иногда к нам поступают люди, которые уже состоялись в какой-то другой сфере, заработали достаточно денег и могут себе позволить не работать. Они слушают лекции по философской эстетике или семинары по влиянию психоанализа на современное искусство — для души.
Немецкое слово Gestaltung в названии вуза (Staatliche Hochschule für Gestaltung или HfG) чаще всего переводят на другие языки как «дизайн». На самом деле, у него более широкое значение — процесс придания формы, формообразование. Основатель HfG, известный немецкий искусствовед Хайнрих Клотц считал, что новые технологии требуют совершенно иного подхода в обучении. Он называл основанный им университет «электронный Баухаус»: сочетание образовательных подходов и методов классического Баухауса с современными компьютерными технологиями.
Для нашего университета важно, чтобы преподаватели не теряли связь с практической деятельностью в качестве художников, дизайнеров или кураторов и знакомили студентов с современными проектами и способами работы, а также со структурой и принципами функционирования художественного и дизайнерского рынка.
В HfG обучение строится на проектном подходе: студент сам на практике должен пройти все этапы реализации своего проекта. Например, в случае предметного дизайна это путь от первой идеи или эскиза объекта до создания его действующей модели. На прикладных направлениях у нас преподают только действующие дизайнеры, сценографы, режиссеры. В отличие от других немецких художественных вузов, где профессор может десятилетиями заниматься одной только преподавательской деятельностью, теряя тем самым связь с актуальной практикой в своей сфере, в нашем университете срок работы профессуры на художественной специальности ограничен шестью годами, после которых человек возвращается к своей практической деятельности. Для студентов это открывает возможность еще в процессе учебы ознакомиться со своей будущей профессией изнутри. Например, если сценограф работает над каким-то театральным проектом, он может привлечь своих учеников в качестве ассистентов.
Немецкое название Staatliche Hochschule für Gestaltung в дословном переводе на русский означает Высшая Государственная Школа Дизайна, хотя дизайн — лишь одно из направлений школы. В этом смысле английское название University of Arts & Design гораздо точнее отражает и структуру, и суть нашего вуза. Всего в HfG пять факультетов: медиа-искусства, коммуникационного дизайна, промышленного дизайна, выставочного дизайна и сценографии, а также факультет искусствоведения и медиа-философии. У последнего — большая история: здесь в разное время преподавали известные философы и критики, например, Борис Гройс или Петер Слотердайк, который был не только профессором, но и ректором университета. Последние два года один из курсов у нас ведет известный социолог, создатель акторно-сетевой теории Бруно Латур.
Для студентов-искусствоведов есть обязательное условие: помимо теоретических курсов им нужно выбрать не менее двух дополнительных профилей из прикладной сферы — допустим, медиа-искусство или выставочный дизайн. Это полезно, чтобы понимать изнутри специфику создания произведения и научиться думать как художник. У нас часто бывают совместные проекты, над которыми работают студенты разных факультетов: например, искусствоведы разрабатывают концепт выставки и пишут тексты для каталога, художники создают для нее свои работы, сценографы занимаются экспозицией, а графические дизайнеры делают к ней плакаты, дизайн каталога и т. д.
В HfG есть также исследовательская программа, посвященная изучению разных аспектов применения искусственного интеллекта. Зачем это нужно теоретикам? Это модная тема, о которой говорят все, но мало кто понимает, что это такое и к чему может привести. По сути, мы занимаемся критическим осознанием и моделированием последствий широкого применения этих технологий в разных сферах деятельности. Ведь разработчики не всегда задумываются об этических и социальных последствиях применения нейросетей, и кто-то должен взять на себя миссию осмысления возникающих в этой сфере проблем.
В отличие от многих других вузов, HfG удалось отстоять классическую немецкую образовательную модель и не переходить на так называемую Болонскую систему, которая подразумевает, помимо разделения обучения на две фазы — бакалавра и магистра, еще и чудовищную бюрократизацию и формализацию образовательного процесса. Для сферы искусства такое формальное обучение не очень подходит, поскольку все превращается в погоню за баллами. Кроме того, наша система дает студентам большую свободу выбора: они сами решают, какие курсы и в какой срок им нужно сдать.
Приятный бонус для студентов HfG — потенциальная возможность подрабатывать в Центре Искусства и Медиа ZKM (zkm.de), который является крупнейшим в Европе музеем, посвященном медиа-искусству, а также искусству, связанному с медиа-технологиями в широком смысле этого слова. Это очень важный опыт для начинающих дизайнеров, кураторов и искусствоведов, поскольку они могут участвовать в подготовке актуальных выставочных проектов или работать для архива и исследовательского отдела ZKM. А еще это уникальная возможность работать, практически не отрываясь от учебы, так как наш университет и Центр Искусства и Медиа находятся в одном здании.
Работы студентов HfG в Карлсруэ
«Искусственный интеллект стирает людей», Михаил Рыбаков
Факультет искусствоведения и медиа-философии
«Я использовал нейросети, чтобы распознать и убрать контуры людей в видеоматериале, одновременно заполняя пустоту, возникшую на месте человека. Зачем? По мере того, как мы не только делегируем свои телесные действия инструментам, но и передоверяем свои решения всезнающему, вселюбящему ИИ, традиционный, доступный [человеческому] восприятию образ человеческого тела становится устаревшим».
Ноябрь, 2018. Тест для выставки под кураторством Бруно Латура в the Critical Zone.
Подробнее о проекте.
«Как звучит музыка для уха искусственного интеллекта?», Винсент Херрманн
Факультет искусствоведения и медиа-философии
В своей работе Винсент Херманн пытается выяснить, насколько различается восприятие музыки у нейросети и человека. Исследователь опирается на данные о том, что некоторые типы современных нейросетей, созданных для классификации звука, имеют сходство с тем, как человек слышит звуки. Херманн решает натренировать машину различать музыкальные жанры, а затем заставить ее придумать собственные версии мелодий, соответствующие одному из жанров. Такие фрагменты могут показаться нам вовсе не похожими на музыку, но позволят нам чуть лучше понять (или услышать), как нейросети обучаются созданию музыкальных произведений.
«Поп-ап лаборатория DRAGlab», Феликс Калка
Факультет медиа-искусства
В качестве темы своего диплома Феликс Калка выбрал работу с гендером и феноменом драг-культуры. Калка создал поп-ап (временную — прим. Цеха) лабораторию, где каждый мог примерить на себя драг-образ и познакомиться лучше с истоками этой культуры.
Проект включал в себя инсталляцию: секретную комнату, где человек мог примерять на себя новый образ, а также серию публичных дискуссий и мастер-классов. Посетитель заранее бронировал свое посещение лаборатории. В назначенный день его встречала команда лаборатории и после короткого разговора помогала ему/ей переодеться в личность противоположного пола. Человеку делали мейк-ап, надевали парик и подбирали наряд. После этого устраивали фотосессию. Полученные снимки публиковали на сайте проекта или вешали снаружи комнаты, если человек давал на это свое согласие. Если же он не был готов к публичному показу своего нового альтер-эго, то он/она мог/ла забрать фотографии домой.
Подробнее о проекте.
Creatures of the Phantasm, Кристиан Рихтер
Факультет графического дизайна
Книга Кристиана Рихтера посвящена монстрам, существующим в культурах разных народов. Это произведение — отчасти культурологическое исследование, в рамках которого автор пытается найти истоки мифов и понять, как появились те или иные фантастические персонажи. В Creatures of the Phantasm описаны 17 типов монстров, структура повествования напоминает энциклопедию а ля La Petite Larousse. Каждый тип проиллюстрирован картинками, выполненными в стилистике комиксов. Кроме того, для каждого персонажа подобран список фильмов, где чудовище упоминается. Всего в списке около 750 фильмов.Подробнее о проекте.